ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура
Теоретические и прикладные
Клиническая психология - самостоятельная, которая на стыке медицины и психологии
Психология изучает психику, в клиническая патологии психики.
Практическая психология
Психодиагностика - область психологической науки и практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов оценивания индивидуальных психологических особенностей человека.
Психологическая помощь - психоконсультирование (помощь бывает ориентирована на решение конкретных ситуационных проблем, здоровые люди - клиенты).
Цели консультирования:
Помощь в осуществлении выбора
Помощь в обучении новому поведению (отказы)
Способствование в принятии ответственности за свою жизнь
Психотерапия - активное психологическое воздействие на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.
Психологический подход - это процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем (Макаров).
Методы психологии
Описательные:
Наблюдение - внешнее и внутреннее, стороннее и включенное
Опрос - письменный и устный, свободный и стандартизованный
Тестирование - опросники, тесты-задания, проективные тесты
Экспериментальные:
Естественный эксперимент
Лабораторный
Формирующий
Психика - это способность отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна к получению информации об окружающем мире. Появление реакций на абиотические свойства.
Функции психики:
Отражение окружающего мира (познание)
Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания
Сознание - высшая функция психики
Внимание, память, мышление, восприятие - они произвольны и связаны с речью.
Вход в сознание возможен через речь (Выгоцкий)
Структура психики:
Психические процессы, свойства и состояния
ПП - течение психического явления, имеющего начало, развитие и завершение. (Начало с ощущений, развитие преобразование во что-то новое)
Классификация: познавательные (когнитивные) - ощущения, восприятие (чувственное познание), мышление, воображение, представление, речь (рациональное познание), внимание, память (сквозные процессы)
Регуляторные - эмоции, воля, речь
ПС (состояния) - относительно устойчивый в данное время уровень психической деятельности, степень активности.
Общее ПС - внимание, сон, бодрствование
Эмоциональное состояние
Особое состояние - стресс
ПС (свойства) - индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, характеристики его психического состояния, отношений, которые позволяют отписывать и прогнозировать его поведение и динамику психического развития.
Установка - неосознанная готовность
Направленность мотивационной сферы
Темперамент
Характер
Становление психологии как науки
Конец 19 века, Вильгельм Вундт
1879 год основана первая психологическая лаборатория
Первый метод- интроспекция (самонаблюдение)
Структурализм - теория Вундта
Функционализм - школа Джеймса
Идея об изучении потока сознания
Кризис психологии конец 19 - начало 20 века
Изучали отдельные части, но надо было целое
Объективизация, как сделать так
Какие методы должны быть ведущими
Открытия в других областях
Первая мировая
1910-1930 годы открытый кризис
Ведущие направления - глубинная психология (психоанализ), бихевиоризмы (поведенческая, все экспериментально, поведение), гештальтпсихология (исследование целостных структур, эксперимент)
Гуманистическая школа - личность в центре
Когнитивная - мышление
Глубинная психология - психоанализ
Фрейд - открытие бессознательного и сексуального начала
Положения:
Болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства
Детские переживания имеют сексуальную природу
Первый период до 1987 года - теория травм
Рождение - есть травма
Резервуар тревоги
Теория влечений после 1987 года
Две системы влечений: либидо и танатос (смерти влечение)
Ребенок не контролирует влечения и задача обуздать эти самые влечения
Там где было оно, должно стать я
Часть Оно по принципу удовольствия
При первых фрустрациях выделяется Я реальность и разрешение конфликтов между Оно и сверх я
Сверх Я принцип долженствования, ты не должен или должен
К 6 годам полностью сформированы по Фрейду
Психологические защиты - снимают напряжение
Механизмы защиты
Проекция - перенесение неприемлемого вовне (непринятие качеств в себе и перенесение их на других)
Вытеснение - активное, мотивированное устранение чего-либо из сомнения, проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования
Отрицание - человек отрицает события или информацию, которую не может принять
Замещение - перенос ответной реакции с объекта, вызвавшего его на более безопасный
Регрессия - детские способы реагирования. Курение, переедание, шоппинг, азартные игры.
Реактивное образование - замена неприемлемой реакции на противоположную
Рационализация - приемлемое объяснение неприемлемых чувств, поступков и мыслей
Сублимация - перенос энергии бессознательного (ид) в социально приемлемые формы взаимодействия с реальностью
Классический психоанализ
Анализ свободных ассоциаций
Анализ ошибочных действий
Анализ сновидений (королевская дорога в бессознательное)
Анализ отношений в психоанализе (перенос и контрперенос) - транслирует чувства на психоаналитика и наоборот
Нельзя быть с пациентом
Карл Юнг
Поведение человека определяется архетипами. Сочетание архетипов определяет личность
Метод активного воображения
Теория личности по Юнгу
Персона то, что мы показываем окружающим, маска
Эго - реальность, сознательное
Самость - определяющее нашу личность
Тень - то, что мы не принимаем в себе
Бессознательное - личное и коллективное
Внутри коллективного архетипы
Выше к поверхности анима (женское в мужчине) и анимус (мужское в женщине)
Начало бихевиоризма
Научение методом проб и ошибок (законы научения), каждая новая попытка будет более эффективна
Закон упражнения - реакция на ситуацию прямо связана с чистотой и силой стимула
Закон готовности - упражнения усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов
Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии один раздражитель вызывает реакцию, то и другие ранее нейтральные приобретают способность вызывать реакцию
Джон Бродес Уотсон - первый из этой движни
Поведение - объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы
Метод исследования - эксперимент
Единица поведения - s->r стимул реакция
Развитие определяет социальный фактор
Психическое развитие = научение
Оперантный бихевиоризм
Беррес Скиннер
Поведение определяется своими последствиями - роль обратной связи
R<-S позитивный стимул вызывает желаемое поведение
Классическое обусловливание
S->R<-S
Гештальтпсихология
Макс Вертгеймер, Келлер и Коффка
Психика в целостности фигур, гештальт - фигура
Психическое поле, где расположены схемы
Феноменологический подход - осознание переживаний, процесс решения задачи, что-то здесь и сейчас, отрешение от прошлого, традиций
Фи-феномен
Два источника, разный интервал, при смене разная реакция
Короткий интервал воспринимаются горящими непрерывно
Длинный интервал отдельно горящие лампочки
Средний интервал непрерывное перемещение света
Когнитивная психология - мышление, познание
Ульрик Найссер - основатель
Психика связана с познанием, внимание, память, мышление
Экспериментальный метод
Когнитивная карта - представление реальности
Если есть совпадение с реальностью, все ок, если не совпадает, то будет когнитивный диссонанс
Конструктивизм Жана Пиаже
Интеллект - центральное звено, важно изучать как человек познает мир
Предлагал клинический метод - решение задач, важен способ решения
Мышление ребенка сильно разнится со взрослым
Стадии развития интеллекта
Сенсомоторный - 0-2
Феномен предвосхищения, мама ушла, гремит посудой, будут кормить
Дооперациональный - 2-7
Операциональный - 7-12 логические конструкции
Стадия формальных операций - 12-15 более сложное, доступна философия и так далее
Когнитивно-поведенческая терапия
Основные направления
Рационально-эмотивная
Когнитивная терапия
Терапия реальностью
Мультимодальная психотерапия
Схема-терапия
Терапия осознанностью
Терапия принятия ответственности
Гуманистическая психология
Абрахам Маслоу
Природа человека отлична от животного
Изначально позитивен, но его портит социум
Человек уходит от себя подлинного в угоду общества
Клиент-центрированная психотерапия
Карл Роджерс
Эмпатия
Принятие
Конгруэнтность искренность - соответствие внешнего и внутреннего
Клиент сам ответственен за свою жизнь
Сквозные психические процессы
Внимание — это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнения задач
Способность мозга ограничить круг предметов и явлений для повышения эффективности взаимодействия
Классификация
Непроизвольное - внимание без намерения, без цели и не связано с участием (вынужденное - филогенез, раздражитель и выживание, вспышка, подвижность объекта, необычность, новизна), (невольное - онтогенез, индивидуальное развитие человека, для ребенка новизна) и (мимовольное - профессиональное внимание, врач на болезни, стилист на внешний вид)
Произвольное - внимание, возникающее только с деятельностью, целенаправлено и ориентировано на результат.
Предпосылки для него: указание со стороны, внутреннее указание.
Послепроизвольное - на основе произвольного внимания
Заинтересованность не только в результате, но и в процессе, так захватывает человека деятельность, что воля больше не требуется для удержания внимания.
Свойства внимания:
Устойчивость - способность длительно сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете или деятельности, временная характеристика, длительность, сохраняется в активной практической и умственной деятельности, сохраняется ли после преодоления трудностей.
Концентрация (сосредоточенность) - высокая концентрация внимания на одних объектах и отвлечение от всего остального, связана с глубоким интересом деятельности или необходимостью в решение задачи.
Распределение - способность рассредоточить внимание на нескольких объектах и параллельно выполнять действия, то бишь многозадачность.
Условия успешного распределения: что-то одно должно быть автоматизирована, не была трудна, тогда в центре внимания что-то более сложное. Чем сложнее виды деятельности, тем труднее распределить внимание, сложно совместить мыслительную с мыслительной.
Объем - количество информации, которое способно одновременно находится в сфере повышенного внимания. Важна одномоментность.
Переключаемость - перевод внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи, сопровождается напряжением, потребуется волевое усилие.
Характеристика этого: время, продуктивность (объем или время выполнения работы в сравнении с работой без переключения), качество (точность, отсутствие ошибок). Переключение менее эффективно, если предыдущая деятельность не завершена.
Функции внимания:
Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы
Способствует организованному и целенаправленному отбору