Файл: Теоретические и прикладные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура
Теоретические и прикладные

Клиническая психология - самостоятельная, которая на стыке медицины и психологии

Психология изучает психику, в клиническая патологии психики.

Практическая психология

Психодиагностика - область психологической науки и практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов оценивания индивидуальных психологических особенностей человека.

Психологическая помощь - психоконсультирование (помощь бывает ориентирована на решение конкретных ситуационных проблем, здоровые люди - клиенты).

Цели консультирования:

Помощь в осуществлении выбора

Помощь в обучении новому поведению (отказы)

Способствование в принятии ответственности за свою жизнь

Психотерапия - активное психологическое воздействие на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

Психологический подход - это процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем (Макаров).

Методы психологии

Описательные:

Наблюдение - внешнее и внутреннее, стороннее и включенное

Опрос - письменный и устный, свободный и стандартизованный

Тестирование - опросники, тесты-задания, проективные тесты

Экспериментальные:

Естественный эксперимент

Лабораторный

Формирующий

Психика - это способность отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна к получению информации об окружающем мире. Появление реакций на абиотические свойства.

Функции психики:

Отражение окружающего мира (познание)

Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания

Сознание - высшая функция психики

Внимание, память, мышление, восприятие - они произвольны и связаны с речью.

Вход в сознание возможен через речь (Выгоцкий)

Структура психики:

Психические процессы, свойства и состояния

ПП - течение психического явления, имеющего начало, развитие и завершение. (Начало с ощущений, развитие преобразование во что-то новое)

Классификация: познавательные (когнитивные) - ощущения, восприятие (чувственное познание), мышление, воображение, представление, речь (рациональное познание), внимание, память (сквозные процессы)


Регуляторные - эмоции, воля, речь

ПС (состояния) - относительно устойчивый в данное время уровень психической деятельности, степень активности.

Общее ПС - внимание, сон, бодрствование

Эмоциональное состояние

Особое состояние - стресс

ПС (свойства) - индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, характеристики его психического состояния, отношений, которые позволяют отписывать и прогнозировать его поведение и динамику психического развития.

Установка - неосознанная готовность

Направленность мотивационной сферы

Темперамент

Характер
Становление психологии как науки
Конец 19 века, Вильгельм Вундт

1879 год основана первая психологическая лаборатория

Первый метод- интроспекция (самонаблюдение)

Структурализм - теория Вундта

Функционализм - школа Джеймса

Идея об изучении потока сознания

Кризис психологии конец 19 - начало 20 века

Изучали отдельные части, но надо было целое

Объективизация, как сделать так

Какие методы должны быть ведущими

Открытия в других областях

Первая мировая

1910-1930 годы открытый кризис

Ведущие направления - глубинная психология (психоанализ), бихевиоризмы (поведенческая, все экспериментально, поведение), гештальтпсихология (исследование целостных структур, эксперимент)

Гуманистическая школа - личность в центре

Когнитивная - мышление

Глубинная психология - психоанализ

Фрейд - открытие бессознательного и сексуального начала

Положения:

Болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства

Детские переживания имеют сексуальную природу

Первый период до 1987 года - теория травм

Рождение - есть травма

Резервуар тревоги

Теория влечений после 1987 года

Две системы влечений: либидо и танатос (смерти влечение)

Ребенок не контролирует влечения и задача обуздать эти самые влечения

Там где было оно, должно стать я

Часть Оно по принципу удовольствия

При первых фрустрациях выделяется Я реальность и разрешение конфликтов между Оно и сверх я

Сверх Я принцип долженствования, ты не должен или должен

К 6 годам полностью сформированы по Фрейду

Психологические защиты - снимают напряжение
Механизмы защиты
Проекция - перенесение неприемлемого вовне (непринятие качеств в себе и перенесение их на других)



Вытеснение - активное, мотивированное устранение чего-либо из сомнения, проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования

Отрицание - человек отрицает события или информацию, которую не может принять

Замещение - перенос ответной реакции с объекта, вызвавшего его на более безопасный

Регрессия - детские способы реагирования. Курение, переедание, шоппинг, азартные игры.

Реактивное образование - замена неприемлемой реакции на противоположную

Рационализация - приемлемое объяснение неприемлемых чувств, поступков и мыслей

Сублимация - перенос энергии бессознательного (ид) в социально приемлемые формы взаимодействия с реальностью

Классический психоанализ

Анализ свободных ассоциаций

Анализ ошибочных действий

Анализ сновидений (королевская дорога в бессознательное)

Анализ отношений в психоанализе (перенос и контрперенос) - транслирует чувства на психоаналитика и наоборот

Нельзя быть с пациентом

Карл Юнг

Поведение человека определяется архетипами. Сочетание архетипов определяет личность

Метод активного воображения

Теория личности по Юнгу

Персона то, что мы показываем окружающим, маска

Эго - реальность, сознательное

Самость - определяющее нашу личность

Тень - то, что мы не принимаем в себе

Бессознательное - личное и коллективное

Внутри коллективного архетипы

Выше к поверхности анима (женское в мужчине) и анимус (мужское в женщине)

Начало бихевиоризма

Научение методом проб и ошибок (законы научения), каждая новая попытка будет более эффективна

Закон упражнения - реакция на ситуацию прямо связана с чистотой и силой стимула

Закон готовности - упражнения усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов

Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии один раздражитель вызывает реакцию, то и другие ранее нейтральные приобретают способность вызывать реакцию

Джон Бродес Уотсон - первый из этой движни

Поведение - объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы

Метод исследования - эксперимент

Единица поведения - s->r стимул реакция

Развитие определяет социальный фактор

Психическое развитие = научение

Оперантный бихевиоризм

Беррес Скиннер

Поведение определяется своими последствиями - роль обратной связи


R<-S позитивный стимул вызывает желаемое поведение

Классическое обусловливание

S->R<-S

Гештальтпсихология

Макс Вертгеймер, Келлер и Коффка

Психика в целостности фигур, гештальт - фигура

Психическое поле, где расположены схемы

Феноменологический подход - осознание переживаний, процесс решения задачи, что-то здесь и сейчас, отрешение от прошлого, традиций

Фи-феномен

Два источника, разный интервал, при смене разная реакция

Короткий интервал воспринимаются горящими непрерывно

Длинный интервал отдельно горящие лампочки

Средний интервал непрерывное перемещение света

Когнитивная психология - мышление, познание

Ульрик Найссер - основатель

Психика связана с познанием, внимание, память, мышление

Экспериментальный метод

Когнитивная карта - представление реальности

Если есть совпадение с реальностью, все ок, если не совпадает, то будет когнитивный диссонанс

Конструктивизм Жана Пиаже

Интеллект - центральное звено, важно изучать как человек познает мир

Предлагал клинический метод - решение задач, важен способ решения

Мышление ребенка сильно разнится со взрослым

Стадии развития интеллекта

Сенсомоторный - 0-2

Феномен предвосхищения, мама ушла, гремит посудой, будут кормить

Дооперациональный - 2-7

Операциональный - 7-12 логические конструкции

Стадия формальных операций - 12-15 более сложное, доступна философия и так далее

Когнитивно-поведенческая терапия

Основные направления

Рационально-эмотивная

Когнитивная терапия

Терапия реальностью

Мультимодальная психотерапия

Схема-терапия

Терапия осознанностью

Терапия принятия ответственности

Гуманистическая психология

Абрахам Маслоу

Природа человека отлична от животного

Изначально позитивен, но его портит социум

Человек уходит от себя подлинного в угоду общества

Клиент-центрированная психотерапия

Карл Роджерс

Эмпатия
Принятие

Конгруэнтность искренность - соответствие внешнего и внутреннего

Клиент сам ответственен за свою жизнь
Сквозные психические процессы
Внимание — это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнения задач

Способность мозга ограничить круг предметов и явлений для повышения эффективности взаимодействия


Классификация

Непроизвольное - внимание без намерения, без цели и не связано с участием (вынужденное - филогенез, раздражитель и выживание, вспышка, подвижность объекта, необычность, новизна), (невольное - онтогенез, индивидуальное развитие человека, для ребенка новизна) и (мимовольное - профессиональное внимание, врач на болезни, стилист на внешний вид)

Произвольное - внимание, возникающее только с деятельностью, целенаправлено и ориентировано на результат.

Предпосылки для него: указание со стороны, внутреннее указание.

Послепроизвольное - на основе произвольного внимания

Заинтересованность не только в результате, но и в процессе, так захватывает человека деятельность, что воля больше не требуется для удержания внимания.

Свойства внимания:

Устойчивость - способность длительно сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете или деятельности, временная характеристика, длительность, сохраняется в активной практической и умственной деятельности, сохраняется ли после преодоления трудностей.

Концентрация (сосредоточенность) - высокая концентрация внимания на одних объектах и отвлечение от всего остального, связана с глубоким интересом деятельности или необходимостью в решение задачи.

Распределение - способность рассредоточить внимание на нескольких объектах и параллельно выполнять действия, то бишь многозадачность.

Условия успешного распределения: что-то одно должно быть автоматизирована, не была трудна, тогда в центре внимания что-то более сложное. Чем сложнее виды деятельности, тем труднее распределить внимание, сложно совместить мыслительную с мыслительной.

Объем - количество информации, которое способно одновременно находится в сфере повышенного внимания. Важна одномоментность.

Переключаемость - перевод внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи, сопровождается напряжением, потребуется волевое усилие.

Характеристика этого: время, продуктивность (объем или время выполнения работы в сравнении с работой без переключения), качество (точность, отсутствие ошибок). Переключение менее эффективно, если предыдущая деятельность не завершена.

Функции внимания:

Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы

Способствует организованному и целенаправленному отбору