Файл: Социология массовых коммуникаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ



Группа 22P173
Студент
С.С. Данилов


МОСКВА 2023

  1. Раскройте идеи Э. Тоффлера

  1. «Третья волна» — книга Элвина Тоффлера. Впервые издана в 1980 году на английском языке под заголовком «The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow», в том же году книга вошла в список бестселлеров The New York Times. В книге выделяются три основных стадии (волны) развития человечества — аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны — промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются. Тоффлер считает, что аграрная первая волна началась с эпохи собирательства и продолжалась до XVIII века, индустриальная вторая волна — до 50-х годов XX века, которую начала заменять постиндустриальная третья волна. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году.

  2. Доиндустриальное общество - Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран АфрикиЛатинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.


  1. Особенности манипуляции в сфере массовых коммуникаций в концепции Б. Бэгдикян.

В работе Багдикяна много внимания уделено вопросу о причинах монополизации СМИ. Помещение капиталов в сферу СМИ является, как справедливо подчеркивает автор, весьма прибыльным в США бизнесом, приносящим его владельцам многомиллионные доходы:

«Всё это напоминает грандиозный бесплатный завтрак. Владельцы СМИ регулярно внушают трудящимся мысль, что население получает газеты и журналы по цене, гораздо меньшей их себестоимости, и всё это благодаря рекламе. На деле же читатель только переплачивает за почтовую доставку более тяжёлой газеты… Цена в 1980 достигала 20 центов, то есть была в десять раз выше, чем в 1940».

Но в то же время многие, особенно печатные СМИ показали свою значительную экономическую неустойчивость, примеры которой представлены в книге. Именно сложность ведения финансовых дел газет и др. называет Багдикян как одну из существенных причин монополизации СМИ в руках крупных предпринимателей, способных поддерживать необходимое эффективное функционирование — обеспечивать новым конкурентоспособным техническим оборудованием. Важнейший причина монополизации СМИ в США по мнению Багдикяна — борьба за рекламодателя, ведь поступления от рекламы являются основным источником доходов. А чем больше тираж издания тем выше можно установить расценки за размещение объявлений. Чем больше тираж — тем меньше количество газет. Но «крупные рекламодатели вовсе не ставят своей целью и даже не желают создания монополии в области СМИ. Временами они горько жалеют, что это лишает их возможности торговаться о цене рекламного места».

Багдикяна тревожит не просто монополизация СМИ, а социальные последствия этого явления. Само по себе уничтожение конкуренции между газетами или другими СМИ не имеет значения, возможно она даже освобождает редакции от погони за сенсациями, дешёвых скандалов.

  1. Раскройте понятие массовой коммуникации в теории информационного общества.

Любая коммуникация состоит, как минимум, из четырех элементов: коммуникатора, комуниканта, канала коммуникации и сообщения. Цель коммуникации - передача социальной информации от коммуникатора коммуниканту для изменения его поведения, установок, знаний и мнений. Термин «коммуникация» происходит от лат. communicatio - делать общим, связывать, общаться. Французский антрополог Клод Леви-Стросс в книге «Структурная антропология» доказывал, что на основе генетической

наследственности людей и законов родства, а также брачных правил формируются родственная коммуникация (обмен женщинами, инициация подростков, знаки родства); экономическая (обмен имуществом, товарами, услугами); лингвистическая (обмен сообщениями).

В общекультурном контексте «коммуникация» интерпретируется в значениях:

  1. передачи чего-либо в пространстве, путей сообщения - например, дорога, авиалиния и т.п.;

  2. формы связи - сигнальной, электромагнитной, световой, звуковой, или средств - речи, письма, радио, ТВ, телеграфа-телефона-факса, чертежей, книг, инструкций, светофоров и т.д.;

  3. межличностного общения, основанного на стремлении к взаимопониманию или на простом взаимоинформировании;

  4. массовой коммуникации как процессов обмена информацией посредством общедоступных технических средств массовой информации (СМИ = печать, электронные средства, кино, Интернет).




  1. Дайте характеристику товарного восприятия медиаконтента в концепции Д. Смайта.

Д. Смайт считал, что весь день взрослого человека кроме времени сна является рабочим временем. На работе человек производит товары и услуги, в свободное же время он сам становится предметом потребления для рекламодателей. Время, которое человек посвящает потреблению медиаконтента, СМИ в соответствии с принципами действия рыночной экономики стремятся реализовать с максимальной выгодой для себя. Аудитория выступает ключевым товаром медиакомпаний. СМИ производят, конструируют и «доставляют» аудиторию рекламодателям. Содержание СМИ служит в первую очередь для того, чтобы привлечь аудиторию, то есть служит для конструирования аудитории. Рекламодатели платят медиакомпаниям за доступ к сконструированной ими аудитории[2].

По мнению Д. Смайта, только тогда, когда медиаорганизации начинают конструировать и продавать аудиторию (т.е. происходит коммодификация аудитории), возникает медиаиндустрия. Таким образом происходит полная интеграция массмедиа в систему капиталистических рыночных отношений.

  1. Раскройте функции массовых коммуникаций.

Для чего нужны массовые коммуникации? В современном обществе массовые коммуникации выполняют разнообразные функции, которые можно разделить на следующие группы:


  1. социальные – функции, касающиеся информационного обеспечения жизни общества;

  2. социально-психологические – влияние массовых коммуникаций на жизнь больших групп и общение индивидов;

  3. общепсихологические – удовлетворение потребностей отдельных людей.

Социальные функции: для чего нужны массовые коммуникации обществу? Как мы уже говорили, массовые коммуникации возникли в первую очередь как средство информирования больших масс людей. До появления массовых коммуникаций информация распространялась в основном по межличностным каналам, при этом требовалось достаточно большое время для ее распространения, в течение которого информация могла устареть; кроме того, информация при передаче по межличностным каналам претерпевает определенные изменения, что проявляется в феномене распространения слухов или так называемом эффекте "испорченного телефона". Таким образом, скорость и точность передачи информации по межличностным каналам довольно низка.

Социально-психологические функции: для чего нужны массовые коммуникации группам? Социально-психологичекие функции массовых коммуникаций включают в себя удовлетворение потребностей различных социальных групп, в первую очередь в управлении своими членами. Кроме того, к социально-психологическим функциям относят обычно удовлетворение социально-психологических потребностей отдельного индивида (потребностей в общении, принадлежности к социальной группе).
Задача №3

Аграрная волна. При переходе к земледелию (до XVII века)
Это первая и самая продолжительная волна, насчитывающая несколько тысячелетий. Для нее характерны следующие основные черты:

1) основой экономики является земля;

2) господствует простое разделение труда;

3) место в жизни человека определяется его социальным происхождением;

4) экономика является децентрализованной. На данной стадии преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главная задача аграрного общества – производство пищевых продуктов с целью прокормить население. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится целый ряд стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Индустриальная волна
  при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов) зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие:

1) происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации;

2) имеет место размывание семейных ценностей;

3) место в жизни человека определяется его доходами;

4) наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).

Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях, зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы:

1) перемещение производства в бедные регионы;

2) основа ВВП – услуги;

3) возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества;

4) дерегуляция и децентрализация экономических процессов;

5) атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.