Файл: Лекции по дисциплине История государства и права зарубежных стран специальность 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Постепенно коллегия курфюрстов превращается в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

2). Признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству, а, следовательно территориальное раздробление Германии.

Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии (такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты), имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов.

Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название «избирательных капитуляций» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовало еще одно общеимперское учреждение — рейхстаг (как имперский сословно-представительный орган).

Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. «имперский день», в пер. с нем. «государственное собрание»), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего, в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя.
Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. В 1495 году на Вормсском рейхстаге (при императоре Максимилиане 1 Габсбурге) была утверждена «имперская реформа», по которой:

- был провозглашен «вечный земский мир» (запрещение частных войн);

- учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором.

- империю была разделена на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей. Округа занимались вопросами военного строительства, набора и снабжения армии, распределения и взимания имперских налогов и разрешения региональных конфликтов. Органы управления округов стали посредничающим звеном между императором и общеимперскими учреждениями с одной стороны, и субъектами империи, с другой. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — «общеимперский пфенниг» (пфенниг – разменная монета в Германии, достоинством 1/100 марки. Существовала до введения евро).

Значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Существует две точки зрения на Имперскую реформу.

Согласно одной, реформа осталась незавершённой и не разрешила институциональных проблем Священной Римской империи. Сторонники этого подхода исходят из того, что целью реформ Максимилиана I в империи было её преобразование в современное централизованное государство по типу национальных государств запада.



В настоящее время более распространённой является другая точка зрения, согласно которой Имперская реформа была попыткой нахождения эффективного баланса власти между империей и входящими в неё государствами, позволяющего сохранять роль и влияние империи в Европе и соответствовать вызовам нового времени. Исходя из этой позиции, реформа была достаточно успешной и позволила сохранить дееспособность Священной Римской империи ещё на три столетия.

В отдельных субъектах Германии (княжествах, графствах) были свои сословно-представительные органы – лантаги (в пер. с нем. – «собрание земли»). Они состояли из духовенства, рыцарей и горожан. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества. Хотя в большинстве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел, но их согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов.

В условиях слабости центральной власти в Германии получила значительное развитие и политическая автономия отдельных городов, их союзов, религиозных объединений. Особыми политическими правами пользовались объединение северогерманских городов: Ганза (12—16 вв. - для защиты торговлии купечества от власти феодалови от пиратства. Входило 200-300 городов), Союз рейнских городов (13 и 14 вв. Цель - создания системы взаимной самозащиты в условиях крайней феодальной раздробленности немецких земель, сохранения и поддержания всеобщего мира, развития торговли. В него вошли Франкфурт, Майнц, Вормс, Шпейери Страсбург), Швабский союз (14 в. Вошли 22 города) а также военно-религиозный Тевтонский орден (12-16 вв. - германскийдуховно-рыцарский орден. Девиз ордена: «Помогать— Защищать— Исцелять»).

Наибольшим объемом прав обладали в империи так называемые имперские и вольные города. Имперские города (Любен, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюренберг и др.) — непосредственные вассалы императора — получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). Их обязанности по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города имели постоянное представительство в рейхстаге.


Вольных городов в Германии было 7 (Майнц, Кельн, Трир, Вормс и т.д.). Они получили привилегии как от германского императора, так и от владеющих ими духовных князей. Эти города были освобождены от налога и поставки войска и являлись центрами епархии, церковно-светского управления епархией и княжеством. В XII—XV вв. эти города пользовались самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гражданские дела. Духовные князья сохраняли юридический контроль над этими городами посредством назначения главных чиновников города — бургграфа, префекта, руководивших осуществлением правосудия.

Одним из самых ярких императоров Священной римской империи в 16 веке был Карл 5 Габсбург с 1519 по 1556 гг. Был известен следующим:

1). Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не объединявшиеся: Бургундские Нидерланды, Люксембург, Артуа, Франш-Конте, Кастилия, Леон, Андалусия, Канарские острова, Сеута и Вест-Индия, Валенсия, Руссильон, Неаполь, Сицилия, Сардиния, Балеарские острова, корона ИмператораСвященной Римской Империи, Австрия, Богемия, Моравия, Силезия, Тироль, Ломбардия, Тунис, Новая Гранада, Новая Испания, Перу и ряд прочих земель.

Никто из европейских монархов, ни до, ни после, не имел так много титулов. Одних только королевских корон у Карла было девять — он одновременно был королем Леона и Кастилии, Валенсии, Арагона, Гранады, Неаполя, Сицилии, Богемии, а также титулярным королем Германии и Италии.

2). В период его правления был составлен и принят в 1532 году кодекс уголовного права – Каролина.

3). Вел воины с Францией (Итальянская война 1521-26 гг.), с Османской империей (Тунисская война 1529-45 гг.) и др.

4). Начало Реформации (от лат.- исправление, преобразование) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI— начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Ее началом принято считать 1517 год (выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера
, в котором он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций). Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Реформация дала толчок Крестьянской войне (1524-1526 гг.), в ней участвовало около 300 тыс.крестьян, 100 тыс. из которых погибло. Таким образом, война только ухудшила положение крестьян.

В конце 16 – начале 17 вв. после религиозных и крестьянских войн количество самостоятельных государственных образований в Германии стало еще больше (их стало более 300) и в них начинает утверждается так называемый княжеский абсолютизм.

Вопрос 3. Абсолютизм в Германии

В 1618 году начинается Тридцатилетняя война (при императоре Маттиасе - Матвее Габсбурге). Продолжается при Фердинанде 2, заканчивается при Фердинанде 3 в 1648 году.

Это была первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем «христианским миром» габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и антигабсбургской коалицией (Франция, Швеция, Голландия, Дания, Россия, Англия), опиравшуюся на протестантских князей в Германии.

В 1648 году был заключен Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

- Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года;

- Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;

- согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам;

- для Германии – еще больше усугубилась ее раздробленность (самостоятельных государственных образований в Германии стало более 300).