Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 3470
Скачиваний: 57
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
81.Охарактеризуйте особенности письменных источников, сохранившихся об истории цивилизаций Центральной Азии.
Древняя история Центральной Азии освеща-ется письменными источниками слабо и неравномерно. Большинство этих источников относятся ко второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. Среди письменных источников выделяются следующие группы:
Античные источники. Они хорошо известны науке, но их данные не очень точны, так как древнегреческие и римские авторы часто писали на
основе устных сообщений и непроверенных источников.В "Истории" Геродота (V в. до н. э.) имеется рассказ о последнем походе Кира Великого в Центральную Азию. Очень важны также этнографические сообщения Геродота о скифах и саках. Сведения о Центральной Азии встречаются в сочинениях древнегреческих и римских историков, ПІ в. до н. э. -II в., описывающих походы Александра Македонского, в XI книге "Географии" Страбона "Естественной истории" Плиния Старшего,"Географии" Птолемея (конец I - начало. II в.). Римский историк Аммиан Марцеллин (V в.) описал вторжение гуннов в Европу.
Китайские источники дают значительный и более точный материал об истории древней Центральной Азии, нежели античные. Эти источники появляются со II в. до н. э., когда Чжан Цянь посетил Фергану, Семиречье, Канглы (Кангюй) и Бактрию. Привезенные им сведения о "Западной стране" составили основу текста 123-й главы "Исторических записок" (Ши-цзи) Сыма Цяня, жившего в конце II - начале I в. до н. э. Несколько веков на рубеже нашей эры были наполнены борьбой китайцев с кочевниками - гуннами (хунну/сюнну). В китайских сочинениях имеется много сведений об образе жизни и политической организации гуннов
и их соседей.
Иранские источники. К ним относятся Авеста (священная книга зороастрийцев), древнеперсид-
ские клинописные надписи, эпиграфика. В Авесте имеется "географическая глава", подробно перечисляющая все области "страны ариев".
Древнейшие тексты Авесты (восходящие к II тыс. до н. э.) используются для реконструкции образа жизни и духовной культуры центральноазиатских воинов-скотоводов эпохи бронзы. В Бехистунской надписи царя Дария I (522-486 гг. до н. э.) говорится о восстаниях народов Центральной Азии против персов и об отношениях между степными кочевниками и персидской империей.
Тюркские источники появляются лишь в раннем Средневековье, когда кочевники-тюрки стали использовать иранскую согдийскую письменность и выработали на ее основе свою письменность.
Ее называют древнетюркской ру-нической? или орхоно-енисейской письменностью. Она обслуживала тюркский литературный язык того времени, который был единым для всех тюркских диалектов.Наиболее крупные надписи составлены в честь видных деятелей Второго Восточного Тюркского и Уйгурского каганатов. В 1893 г. древнетюркская письменность была дешифрована В. Томсеном, а В. В. Радлов сделал первые переводы. В настоящее время известно 255 рунических памятников. Они занесены в базу Комитета по языкам Министерства культуры и информации Казахстана.
82.Охарактеризуйте особенности прикладного искусства казахского народа.
Этот вид искусства отличается тем, что красивыми вещами, созданными его мастерами, можно не только любоваться, но и пользоваться. Помимо эстетического, важно также символическое значение бытовых художественных артефактов.
В предметах материальной культуры заключена знаковая информация - культурный код нации.
Различаются геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный мотивы орнаментов. В казахском прикладном искусстве ведущим является зооморфный орнамент, восходящий к сакскому звериному стилю. Это изображение рогов, вороньей лапки, птичьего клюва, птичьего крыла и т. п. Зооморфные знаки имеют тотемное происхождение и носят характер оберега.Универсальные геометрические символы - это круг, крест, квадрат, спираль.
Крест также символизирует четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре времени года. Квадрат (фигура, производная от креста) является знаком материального мира. Он не имеет аналогов в природе и является символом порядка и устойчивости. Треугольник, направленный острием вверх, символизирует восхождение духа из материи (женское начало), и, напротив, треугольник, направленный острием вниз, символизирует нисхождение.Кроме того, в казахском орнаменте прослеживается магическое значение числа 3, символизирующего закон триединства
83.Охарактеризуйте политико-правовые особенности социальных групп в Казахском ханстве
Казахское ханство как государство представляло собой симбиоз двух начал - политического в лице института верховной власти (хан, султаны) и
родоплеменной организации власти, где каждый род и племя возглавлялись вождем-бием. Бии были и важным элементом власти, и своего рода буфером между верховной властью и народом. "Хан -бии - народ"• - это триада власти, в которой каждый элемент играл важную роль для укрепления казахского государства.
Традиционная казахская государственность обладает чертами преемственности с государственностью ранних кочевников евразийских степей (этносоциальный характер государственности, триада власти, представление о сакральности власти, сочетание авторитарного и демократического начал).Провозгласить ханом можно было только султана - прямого потомка Чингисхана. Преимущественное право на титул хана имел старший мужчина в роде. Поэтому дядя, брат хана, считался старше своих племян-ников, сыновей хана, однако этот обычай часто нарушался.
84.Охарактеризуйте политическое устройство ранней кочевой империи – государства Гуннов
Гуннское государство относилось ко второму типу кочевых государств. Держава гуннов сложилась в борьбе с соседними племенными союзами и китайскими царствами.Во главе государства стоял шаньюй, власть которого была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Его называли "сыном Неба", "Небом и Землей рожденным, Солнцем и Луной поставленным, великим шаньюем". Он обьявлял войны и заключал мир, возглавлял армию в походах, вел переговоры и решал все вопросы внешней политики, имел право казнить и миловать любого из своих подданных. Шаньюя окружали многочисленные советники и военачальники, однако решающее слово всегда оставалось за ним.
Высшими после шаньюя лицами в государстве были "левый" и "правый" (т. е. западный и восточный) "мудрые князья". Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли 24 темника, т. е. командующие десятитысячными армиями.
Правящий класс Гуннской империи сложился из родопле-менной знати. Отношения родства сохраняли решающее значение для определения политической роли каждого знатного гунна. Основу политической силы знати составляла собственность на пастбищные земли.
85.Охарактеризуйте политическую историю тюркских государств в VI–VIII вв.
В VI–VIII веках н.э. в истории тюркских государств происходило множество политических событий и формировались различные политические образования. Одним из наиболее значимых государств этого периода было Гуннское каганат, основанное гуннами. Они создали мощную империю, простиравшуюся от Восточной Европы до Центральной Азии.
В начале VII века (603 год) Тюркский каганат в результате междоусобных войн и войн со своими соседями распался на Западный и Восточный каганаты.Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Шегуй-кагана (в 610—618 годах) и его младшего брата Тон-ябгу-кагана (в 618—630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии.К середине VII в. Западный Тюркский каганат ослаб настолько, что уже был не в состоянии сдерживать процессы миграции новых племен.В 551 году Бумын заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»).
После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая.В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ.В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.
В целом, политическая история тюркских государств в VI–VIII веках н.э. была характеризована периодами формирования мощных империй, конфликтами с Китаем и взаимодействием с другими культурами. Эти государства играли важную роль в истории Центральной Азии и оказали значительное влияние на последующие политические события в регионе.
86.Охарактеризуйте процесс формирования полиэтнического общества в Казахстане в 20-40 годы ХХ века.
В августе 1920 года была образована
Казахская (в документах того времени
Киргизская - авт.) АССР.Высылка баев в 1928
году за пределы мест проживания. начавшиеся политические репрессии, а также массовый голод начала 30-х годов XX века отразились на общей численности населения, в первую очередь коренного. Только в результате массового голода коренное население края, по приблизительным данным, потеряло свыше 2 млн
По переписи 1937 года в республике проживало 5,1 млн человек, из них казаХов
- 42,6%, русских- 37,4%, украинцев - 10,7% и др.
В 30-40-е годы XX века руководство СССР осуществляло политику депортации целых народов на территорию республики. Население республики превращалось в полиэтническое общество.
несмотря на то, что в советское время в Казахстане не по своей воле оказались сотни тысяч вынужденных переселенцев,
между ними и местными жителями происходил процесс культурного взаимовлияния.
Это выразилось в различных сферах.
переселенцы овладевали казахским языком, знакомились с традициями и обычаями, кухней местных жителей. Казахи больше узнавали о музыке, национальной кухне, особенностях ведения огородничества и садоводства переселенцев.
87.Охарактеризуйте ранние кочевые государства, существовавших на территории Казахстана.
У ранних кочевых племен была военная демократия, где действовало обычное право. Вожди были одновременно военачальниками, администрато-рами, судьями, порой даже жрецами. Большую роль играло народное собрание, но в условиях постоянных войн власть вождя укреплялась, а роль народного собрания ослабевала. Оно становилось собранием военной дружины. Родственные дружины объединялись в одну армию, а родственные племена - в один союз племен во главе с общим вождем. Такой союз уже воспринимался как один народ. Саки-тигра-хауда, или массагеты, были именно союзами племен во главе с одним вождем (греч. "царем"). Так происходил переход от военной демократии к раннему государству.Выделяют три типа кочевых государств: вождества, ранние кочевые империи