Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 3469
Скачиваний: 57
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
73.Охарактеризуйте вклад средневековых учёных в развитие научных знаний Казахстана.
Благодаря ученым средневековья культура, наука Казахстана сделала шаг вперед. В начале XIV века был составлен уникальный словарь «Ко-декс Куманикус», который является литературным кыпчакским памятником. Автор его неизвестен. «Кодекс Куманикус» состоит из двух частей: в первой содержится словарь, включающий словосочетания и выражения латинского, персидского, кыпчакского языков с подробным описанием их значений, а также правила и грамматика, а во второй - извлечения из различных религиозных текстов, а также афоризмы и загадки.этот труд можно назвать
пенным научным памятником кыпчакской эпохи.
Известный ученый В.В. Бартольд определил в своих трудах хронологию вовлечения тюрков в орбиту новой религии. Согласно ей знакомство тюрков с исламом начинается в начале VIII века, а при правителях эпохи Караханидов произошло массовое обращение тюрков в ислам.
74.Охарактеризуйте достижения казахской литературы во второй половине ХХ века.
В позднесоветский период многие писатели продолжали писать в стиле соцреализма. Романы и
повести о передовиках производства или об освоении целины становились своего рода пропуском в литературу, но эти произведения, как правило, не пользовались успехом у читателей.Одним из излюбленных жанров стал исторический роман. В форме исторического романа казахские писатели пытались оживить историческую память народа, напомнить ему и о глубине кочевого прошлого, и о великих фигурах Казахской Степи. Так, С. Муканов написал трилогию "Промелькнувший метеор" о Чокане Валиханове. А. Нурпеисов создал трилогию "Кровь и пот" о рыбаках Арала в начале XX в. Мэтр соцреализма Г. Мусрепов издал исторический роман "Улпан ее имя". С. Жунусов написал дилогию об акыне Ахан-Сера.Параллельно с историческим жанром, в эту эпоху развивалась малая психологическая проза, детская литература, появились первые казахские детективы и произведения в жанре научной фантастики.
75.Охарактеризуйте изменение моноэтнического состава населения Казахстана в конце ХІХ – начале ХХ веков.
Моноэтнический состав – преобладание одного этноса в составе населения страны.
Раскольники – участники религиозно-общественного движения, возникшего в России в ХVІІ веке.
До 20-х годов XIX века почти все население Казахстана составляли казахи. С 1824 года, с созданием окружных приказов, военно-казачье и позднее крестьянское население начинает расселяться в Северо-Восточном Казахстане. Более активное переселение крестьян началось во второй половине ХІХ века после отмены в 1861 году крепостного права в России и начала административных реформ.
В 1897 году в Казахстане проживало более 4 млн человек, из них 80% составляли казахи. Остальная часть населения состояла из казаков и крестьян-переселенцев, а также уйгуров, дунган, татар, узбеков и представителей других этнических групп. Значительная часть переселенцев оказалась в Казахстане в последней четверти XIX – начале XX века.К концу XIX – началу XX века началось массовое переселение крестьян из европейской части России. В 1897 году в шести областях Казахстана численность русских составила почти 544 тыс. человек, а их удельный вес был 12,8% от всего населения края. Основную часть русского населения представляли крестьяне (40%), казаки (33%), мещане (19%), дворяне (5%) и др.Между казахами и переселенцами складывались добрососедские отношения.
В целом в начале ХХ века колониальная политика Российской империи привела к тому, что на территории Казахстана оказались представители различных народов, заметно изменившие национальный состав населения.
76.Опишите общественно-политические идеи средневекового учёного Абу Насра Аль-Фараби, основанные на его учении о «добродетельном городе».
Одним из выдающихся ученых Средневековья был уроженец Казахстана Абу Насыр аль-Фараби. Ученый-энциклопедист родился в городе Фараб (Отрар).Ученый и мыслитель оставил после себя около 160 трудов, таких как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «книга о достижении счастья», «Слово о классификации наук»,«Большая книга музыки»,«Указание путей счастья».«гражданская политика» и т.л.
Аль-Фараби призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях. По его мнению, истинный ученый помимо постижения знаний является нравственным образцом подражания всем
остальным гражданам общества.
В данном трактате под городом подразумевается все государство и ставится проблема: как людям жить счастливо?
Для ее понимания аль-Фараби конструирует общество, в котором верховодят добро, справедливость, мир и согласие. Он разбирает проблемы воспитания и образования граждан, проектирует механизмы наилучшего управления государством.Для того чтобы государство стал таким, его должен возглавлять философ. Только тогда, по мнению аль-Фараби, люди станут по-настоящему счастливы. Правитель должен быть мудрым, имеющим большие знания, а кроме того, мужественным, честным, справедливым и милосердным. В целом аль-Фараби вменяет ему 12 обязательных качеств. Без подобного правителя, полагает он, город-государство обречен на гибель.
Согласно мудрецу, человек не может достичь совершенства в одиночестве, так как постоянно нуждается в том, что не может доставить себе сам. По этой причине и возникают человеческие общества.
В своем учении философ различает два типа городов: добродетельный и невежественный.
77.Охарактеризуйте основные направления миграционной политики Казахстана после обретения независимости.
В последние годы советского периода в Казахстане процент коренного казахского населения низким.
Поэтому Казахстан после обретения независимости стал проводить активную миграционную политику, со соотносящуюся спецификой социально-экономической и политической ситуации в стране. В июне 1992 года был принят закон «Об иммиграции», содержащий правовые основы законодательного упорядочения миграционного.
Согласно Конституции Республики Казахстан, каждому, кто законно находится на территории страны, принадлежит право свободного передвижения, а также свободного выбора местожительства. Каждый имеет право выезжать за пределы республики, так же как и возвращаться в Казахстан. В 2017 году Казахстан принял «Концепцию миграционной политики РК на 2017-2021 годы». В ней утверждены положения, не допускающие дискриминации по языку, расе, религии, полу, национальности, политическим убеждениям. Концепция должна была призвать казахов из зарубежных стран активнее прибывать на историческую родину.По программе «Нурлы кеш», принятой в 2008 году, государство стало проводить политику переселения населения из южных трудоизбыточных областей в северные. Туда же направлен поток казахов-репатриантов. С 2014 года успешно апробируется учебная программа «Серпін». С целью пополнения трудовых ресурсов молодые специалисты направляются на работу и жительство в западные и северные регионы.
78.Охарактеризуйте основные особенности очагов древней оседло-земледельческой цивилизации – Шаш, Сырдарьинский оазис и Семиречье.
Три культурных очага оседло-земледельческой цивилизации Центральной Азии - Шаш, Сырдарьинский оазис и Семиречье - непосредственно связаны с территорией Казахстана.Шаш (Чач) - историческая область к северу от Согда, в долинах рек Чирчик и Ангрен, а также на правом берегу Сырдарьи. Это область
современных Ташкента и Шымкента. В сер. І тыс. в области насчи-
тывалось до 30 городов. Город Шаш (Чачтепа, Чачкенд) был заложен
не позже III в. до н. э. и в І тыс. служил главным местом торгового
обмена между степными тюрками и согдийцами, а позже - жителями Мавераннахра. Название Ташкент (Ташканд) он получил в XI в.
B XVI в. Ташкент стал предметом спора между Казахским и Бухарским ханствами. В XVII - начале XVIII в. городом владели казахские ханы.
В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства, а в 1865 г. был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана.
Со стороны севера к Шашу примыкает Сырдарьинский оазис • область в среднем течении Сырдарьи на границе со степной зоной. В Авесте эта область упоминается под названием Канги, а как государство Кангюй - у Сыма Цяня. Крупнейшим городом этого очага цивилизации был Отрар (Фараб), расположенный при впадении Арыси в Сырдарью.
Отрарская культура первого тысячелетия является прямой наследницей кангюйской. В середине I тыс. произошла тюркизация населения Отрара. К концу тысячелетия это был уже торговый и ремесленный центр, о котором упоминали многие мусульманские географы и историки. В Х в.
Отрар вошел в состав государства Караханидов, а накануне падения под ударами монголов попал в зависимость от Хорезма. В мусульманских источниках послемонгольского времени Сырдарьинский оазис называется Туркестаном. Здесь находились такие города, как Сауран, Сузак, Сыгнак, Сайрам (Испиджаб) и Туркестан (Ясы), сыгравшие огромную роль в истории Казахстана и всей Центральной Азии.Семиречье
- историко-культурная область между озерами Балхаш
и Иссык-Куль. Название понималось не в конкретном значении "семь рек", а обозначало "многоводие", в противоположность сухим степям северного и восточного Прибалхашья. С северных отрогов Тянь-Шаня стекает немало горных рек, а главной водной артерией края являет-ся полноводная река Или. Предгорья Тянь-Шаня - традиционная зона полукочевого скотоводства в сочетании с земледелием и садоводством. В Древности здесь находился центр государства
Усунь. В первом тысячелетии в Семиречье процветали города и согдийские торговые станции. А возраст столицы края - города Алматы, - как недавно было установлено казахстанскими археологами, превышает тысячу лет.
79.Охарактеризуйте основные этапы этногенеза казахского народа.
Процесс формирования казахской народности делят на два этапа: индоевропейский и тюркский.
Индоевропейский этап охватывает эпоху бронзы и железа: от андроновцев до саков, усуней, кангюев, сарматов и гуннов.
Тюркский этап – с VI в. до XV–XVI в., с периода Тюркского каганата до Казахского ханства.По мнению видного ученого-антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников – андроновцев. Особенно схожи двух племен – уйсунов и андроновцев.
С вторжением на территорию Казахстана гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монголоидные признаки.
Эти признаки усилились в раннем средневековье VI–IX вв. н.э.
Монгольское нашествие вначале XIII в. нарушило процесс формирования казахской народности.В формирование казахской народности вошли две этнические группы двух единых этнических территорий.
Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана.
Во вторую входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана.
Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности.
Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине XV в. стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI в.
80.Охарактеризуйте особенности Бегазы-Дандыбайской культуры бронзового века.
Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до н. э.) отличается от саргаринской своеобразием керамики и другими чертами. Она связана с Сары-Аркой, где расположены обширные пастбища и место-рождения руд. Процветание бегазинцев обеспечивалось скотоводством и металлургией бронзы. В то же время в облике этой культуры проступают черты раннего железного века. На некоторых сосудах обнаружены знаки, похожие на тамги. Особенностью культуры являются монументальные погребальные сооружения, скальные мавзолеи с погребением на спине. Слой древесного угля и золы указывает на ритуал предания огню деревянных конструкций перекрытия. В настоящее время одной из важных проблем археологии Казахстана является соотношение сар-гаринской и бегазы-дандыбаевской культур.
Благодаря ученым средневековья культура, наука Казахстана сделала шаг вперед. В начале XIV века был составлен уникальный словарь «Ко-декс Куманикус», который является литературным кыпчакским памятником. Автор его неизвестен. «Кодекс Куманикус» состоит из двух частей: в первой содержится словарь, включающий словосочетания и выражения латинского, персидского, кыпчакского языков с подробным описанием их значений, а также правила и грамматика, а во второй - извлечения из различных религиозных текстов, а также афоризмы и загадки.этот труд можно назвать
пенным научным памятником кыпчакской эпохи.
Известный ученый В.В. Бартольд определил в своих трудах хронологию вовлечения тюрков в орбиту новой религии. Согласно ей знакомство тюрков с исламом начинается в начале VIII века, а при правителях эпохи Караханидов произошло массовое обращение тюрков в ислам.
74.Охарактеризуйте достижения казахской литературы во второй половине ХХ века.
В позднесоветский период многие писатели продолжали писать в стиле соцреализма. Романы и
повести о передовиках производства или об освоении целины становились своего рода пропуском в литературу, но эти произведения, как правило, не пользовались успехом у читателей.Одним из излюбленных жанров стал исторический роман. В форме исторического романа казахские писатели пытались оживить историческую память народа, напомнить ему и о глубине кочевого прошлого, и о великих фигурах Казахской Степи. Так, С. Муканов написал трилогию "Промелькнувший метеор" о Чокане Валиханове. А. Нурпеисов создал трилогию "Кровь и пот" о рыбаках Арала в начале XX в. Мэтр соцреализма Г. Мусрепов издал исторический роман "Улпан ее имя". С. Жунусов написал дилогию об акыне Ахан-Сера.Параллельно с историческим жанром, в эту эпоху развивалась малая психологическая проза, детская литература, появились первые казахские детективы и произведения в жанре научной фантастики.
75.Охарактеризуйте изменение моноэтнического состава населения Казахстана в конце ХІХ – начале ХХ веков.
Моноэтнический состав – преобладание одного этноса в составе населения страны.
Раскольники – участники религиозно-общественного движения, возникшего в России в ХVІІ веке.
До 20-х годов XIX века почти все население Казахстана составляли казахи. С 1824 года, с созданием окружных приказов, военно-казачье и позднее крестьянское население начинает расселяться в Северо-Восточном Казахстане. Более активное переселение крестьян началось во второй половине ХІХ века после отмены в 1861 году крепостного права в России и начала административных реформ.
В 1897 году в Казахстане проживало более 4 млн человек, из них 80% составляли казахи. Остальная часть населения состояла из казаков и крестьян-переселенцев, а также уйгуров, дунган, татар, узбеков и представителей других этнических групп. Значительная часть переселенцев оказалась в Казахстане в последней четверти XIX – начале XX века.К концу XIX – началу XX века началось массовое переселение крестьян из европейской части России. В 1897 году в шести областях Казахстана численность русских составила почти 544 тыс. человек, а их удельный вес был 12,8% от всего населения края. Основную часть русского населения представляли крестьяне (40%), казаки (33%), мещане (19%), дворяне (5%) и др.Между казахами и переселенцами складывались добрососедские отношения.
В целом в начале ХХ века колониальная политика Российской империи привела к тому, что на территории Казахстана оказались представители различных народов, заметно изменившие национальный состав населения.
76.Опишите общественно-политические идеи средневекового учёного Абу Насра Аль-Фараби, основанные на его учении о «добродетельном городе».
Одним из выдающихся ученых Средневековья был уроженец Казахстана Абу Насыр аль-Фараби. Ученый-энциклопедист родился в городе Фараб (Отрар).Ученый и мыслитель оставил после себя около 160 трудов, таких как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «книга о достижении счастья», «Слово о классификации наук»,«Большая книга музыки»,«Указание путей счастья».«гражданская политика» и т.л.
Аль-Фараби призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях. По его мнению, истинный ученый помимо постижения знаний является нравственным образцом подражания всем
остальным гражданам общества.
В данном трактате под городом подразумевается все государство и ставится проблема: как людям жить счастливо?
Для ее понимания аль-Фараби конструирует общество, в котором верховодят добро, справедливость, мир и согласие. Он разбирает проблемы воспитания и образования граждан, проектирует механизмы наилучшего управления государством.Для того чтобы государство стал таким, его должен возглавлять философ. Только тогда, по мнению аль-Фараби, люди станут по-настоящему счастливы. Правитель должен быть мудрым, имеющим большие знания, а кроме того, мужественным, честным, справедливым и милосердным. В целом аль-Фараби вменяет ему 12 обязательных качеств. Без подобного правителя, полагает он, город-государство обречен на гибель.
Согласно мудрецу, человек не может достичь совершенства в одиночестве, так как постоянно нуждается в том, что не может доставить себе сам. По этой причине и возникают человеческие общества.
В своем учении философ различает два типа городов: добродетельный и невежественный.
77.Охарактеризуйте основные направления миграционной политики Казахстана после обретения независимости.
В последние годы советского периода в Казахстане процент коренного казахского населения низким.
Поэтому Казахстан после обретения независимости стал проводить активную миграционную политику, со соотносящуюся спецификой социально-экономической и политической ситуации в стране. В июне 1992 года был принят закон «Об иммиграции», содержащий правовые основы законодательного упорядочения миграционного.
Согласно Конституции Республики Казахстан, каждому, кто законно находится на территории страны, принадлежит право свободного передвижения, а также свободного выбора местожительства. Каждый имеет право выезжать за пределы республики, так же как и возвращаться в Казахстан. В 2017 году Казахстан принял «Концепцию миграционной политики РК на 2017-2021 годы». В ней утверждены положения, не допускающие дискриминации по языку, расе, религии, полу, национальности, политическим убеждениям. Концепция должна была призвать казахов из зарубежных стран активнее прибывать на историческую родину.По программе «Нурлы кеш», принятой в 2008 году, государство стало проводить политику переселения населения из южных трудоизбыточных областей в северные. Туда же направлен поток казахов-репатриантов. С 2014 года успешно апробируется учебная программа «Серпін». С целью пополнения трудовых ресурсов молодые специалисты направляются на работу и жительство в западные и северные регионы.
78.Охарактеризуйте основные особенности очагов древней оседло-земледельческой цивилизации – Шаш, Сырдарьинский оазис и Семиречье.
Три культурных очага оседло-земледельческой цивилизации Центральной Азии - Шаш, Сырдарьинский оазис и Семиречье - непосредственно связаны с территорией Казахстана.Шаш (Чач) - историческая область к северу от Согда, в долинах рек Чирчик и Ангрен, а также на правом берегу Сырдарьи. Это область
современных Ташкента и Шымкента. В сер. І тыс. в области насчи-
тывалось до 30 городов. Город Шаш (Чачтепа, Чачкенд) был заложен
не позже III в. до н. э. и в І тыс. служил главным местом торгового
обмена между степными тюрками и согдийцами, а позже - жителями Мавераннахра. Название Ташкент (Ташканд) он получил в XI в.
B XVI в. Ташкент стал предметом спора между Казахским и Бухарским ханствами. В XVII - начале XVIII в. городом владели казахские ханы.
В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства, а в 1865 г. был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана.
Со стороны севера к Шашу примыкает Сырдарьинский оазис • область в среднем течении Сырдарьи на границе со степной зоной. В Авесте эта область упоминается под названием Канги, а как государство Кангюй - у Сыма Цяня. Крупнейшим городом этого очага цивилизации был Отрар (Фараб), расположенный при впадении Арыси в Сырдарью.
Отрарская культура первого тысячелетия является прямой наследницей кангюйской. В середине I тыс. произошла тюркизация населения Отрара. К концу тысячелетия это был уже торговый и ремесленный центр, о котором упоминали многие мусульманские географы и историки. В Х в.
Отрар вошел в состав государства Караханидов, а накануне падения под ударами монголов попал в зависимость от Хорезма. В мусульманских источниках послемонгольского времени Сырдарьинский оазис называется Туркестаном. Здесь находились такие города, как Сауран, Сузак, Сыгнак, Сайрам (Испиджаб) и Туркестан (Ясы), сыгравшие огромную роль в истории Казахстана и всей Центральной Азии.Семиречье
- историко-культурная область между озерами Балхаш
и Иссык-Куль. Название понималось не в конкретном значении "семь рек", а обозначало "многоводие", в противоположность сухим степям северного и восточного Прибалхашья. С северных отрогов Тянь-Шаня стекает немало горных рек, а главной водной артерией края являет-ся полноводная река Или. Предгорья Тянь-Шаня - традиционная зона полукочевого скотоводства в сочетании с земледелием и садоводством. В Древности здесь находился центр государства
Усунь. В первом тысячелетии в Семиречье процветали города и согдийские торговые станции. А возраст столицы края - города Алматы, - как недавно было установлено казахстанскими археологами, превышает тысячу лет.
79.Охарактеризуйте основные этапы этногенеза казахского народа.
Процесс формирования казахской народности делят на два этапа: индоевропейский и тюркский.
Индоевропейский этап охватывает эпоху бронзы и железа: от андроновцев до саков, усуней, кангюев, сарматов и гуннов.
Тюркский этап – с VI в. до XV–XVI в., с периода Тюркского каганата до Казахского ханства.По мнению видного ученого-антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников – андроновцев. Особенно схожи двух племен – уйсунов и андроновцев.
С вторжением на территорию Казахстана гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монголоидные признаки.
Эти признаки усилились в раннем средневековье VI–IX вв. н.э.
Монгольское нашествие вначале XIII в. нарушило процесс формирования казахской народности.В формирование казахской народности вошли две этнические группы двух единых этнических территорий.
Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана.
Во вторую входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана.
Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности.
Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине XV в. стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI в.
80.Охарактеризуйте особенности Бегазы-Дандыбайской культуры бронзового века.
Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до н. э.) отличается от саргаринской своеобразием керамики и другими чертами. Она связана с Сары-Аркой, где расположены обширные пастбища и место-рождения руд. Процветание бегазинцев обеспечивалось скотоводством и металлургией бронзы. В то же время в облике этой культуры проступают черты раннего железного века. На некоторых сосудах обнаружены знаки, похожие на тамги. Особенностью культуры являются монументальные погребальные сооружения, скальные мавзолеи с погребением на спине. Слой древесного угля и золы указывает на ритуал предания огню деревянных конструкций перекрытия. В настоящее время одной из важных проблем археологии Казахстана является соотношение сар-гаринской и бегазы-дандыбаевской культур.