ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2571
Скачиваний: 135
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ Начальник 52 ПСЧ 7 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю капитан внутренней службы __________________ И.А. Захаров «_____» ____________2023 г. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ | |
| |
Проведения занятий | в системе профессиональной подготовки с личным составом дежурных караулов (смен) 52 ПСЧ 7 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю |
| |
Тема: | Стратегии противодействия хроническому стрессу. Ресурсы для поддержания и сохранения профессио-нального здоровья специалиста. Профессиональное развитие специалиста. |
Вид занятия: | Семинар |
| |
Отводимое время (ч.) | ____ ч. |
| |
Цель занятий: | ознакомить личный состав со стратегиями противодействия хроническому стрессу, а так же ресурсами для поддержания и сохранения профессионального здоровья. |
Литература, используемая при проведении занятия:
1. Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей - М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2021. - 113 с.
План занятия:
1. Вводная часть (10 мин.)
2. Основная часть (70 мин.)
3. Заключительная часть (10 мин.)
Развёрнутый план занятия:
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. ТСО)
учебного вопроса, включая контроль занятий
-
Вводная часть.
Проверка личного состава по списку, объявление темы занятия и учебных вопросов, заполнение журнала, 10 мин.
Состояние хронического стресса является специфической особенностью деятельности специалистов МЧС России. При этом риски развития неблагоприятных последствий оцениваются как высокие. Но эта зависимость не является абсолютной, и эти риски далеко не всегда реализуются. Связано это с разной степенью стрессоустойчивости, на которую влияют индивидуальные, физические особенности и отношение к происходящему. Поэтому дальше мы рассмотрим те стратегии, которые можно использовать для минимизации последствий хронического стресса.
-
Основная часть.
Учебный вопрос № 1 Стратегии противодействия хроническому стрессу -
70 мин.
Можно выделить две основные стратегии в отношении ресурсов:
Нельзя сказать, что какая-то из стратегий является эффективнее. Наилучший результат дает совместное использование обеих стратегий.
Проиллюстрировать их можно на простом примере.
Представьте бассейн, который наполняется через первую трубу, а вытекает вода из него через вторую. Если вторую трубу уменьшить в диаметре или применить другие способы сократить отток воды, то наш бассейн будет наполняться, и это хорошо (первая стратегия). Если мы придумаем что-нибудь, чтобы расширить первую трубу или усилить ее мощность, то бассейн тоже будет наполняться (вторая стратегия).
Рассмотрим каждую из них подробнее. И сначала определим, что же такое ресурсы.
Стратегия №1«Меньше тратить ресурсов и больше сохранять»
Итак, что же можно сделать для человека (или человек может сделать сам) для того, чтобы «вода из бассейна утекала медленнее»?
Первая возможность реализовать эту стратегию извне – это система мероприятий, которую проводит Психологическая служба МЧС России для того, чтобы вовремя замечать влияние неблагоприятных факторов стресса на здоровье специалистов, давать простые приемы и знания, которые помогут быть более эффективным в жизни и деятельности, а главное – сохранять психологический комфорт. В этом и состоит суть системы психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС России, в которую входят 3 основных направления:
- психологическая диагностика
- психологическая подготовка
- психологическая профилактика и коррекция
Вторая возможность в стратегии сохранения и бережного расходования ресурсов, даже более важная с точки зрения каждого отдельного человека, – это учиться понимать, какие факторы на нас влияют, и правильно оценивать степень такого влияния. Иногда бывает очень сложно это сделать без помощи специалиста, но со многим человек может справиться самостоятельно, если начнет уделять этому внимание.
Задание:
1) Запишите события, которые вызывают вашу эмоциональную реакцию, расстраивают, тревожат или, наоборот, радуют вас. Необязательно описывать это событие подробно, можно обозначить так, как будет понятно только вам.
2) Оцените каждое событие по пятибалльной шкале сразу после того, как оно произошло, и через неделю.
3) Проанализируйте, как изменилось ваше отношение к происходящему. Сначала проанализируйте события, которые вызвали у вас отрицательные эмоции: если событие потеряло свою значимость, то, возможно, вы придаете ему слишком большое значение, тратите на него слишком много своих ресурсов. К таким событиям нужно учиться относиться спокойнее. А если через неделю значимость события выросла или осталась на том же уровне – это может служить источником хронического стресса.
Таблица для заполнения:
Событие | Оценка: насколько это событие взволновало сразу после того, как оно произошло (по пятибалльной шкале) | Оценка: насколько это событие волнует через неделю (по пятибалльной шкале) |
| | |
В нашей жизни могут присутствовать обстоятельства, которые остаются актуальными надолго и являются причиной хронического стресса. Здесь поможет работа над изменением ситуации и собственного отношения к происходящему, уменьшение нагрузки или разрешение длительных конфликтов.
Мы можем слишком эмоционально реагировать на событие, которое того не стоит. Эмоции – сигнальная система, которая позволяет нам мгновенно оценивать события во внешнем мире и влияние, которое они на нас оказывают. Страх, гнев, восторг, умиление, радость – все это сигналы опасности, нарушения наших интересов и границ или же, наоборот, приятных, комфортных, желательных ситуаций.
Управление эмоциями дает большую свободу в построении своей жизни и отношений, как управление автомобилем – свободу передвижения, а знание языков – возможность путешествовать, общаться, читать иностранную литературу.
Стратегия управления эмоциями
Шаг 1. Распознавание эмоций.
В жизни мы испытываем множество эмоциональных оттенков и состояний:
радость, печаль, удивление, страдание, гнев, застенчивость, чувство вины и многие другие.
Умение обозначать испытываемые эмоции и свое текущее состояние, не ругая себя, не вгоняя в чувство вины (Что я чувствую? Что со мной происходит? Что я хочу этим сказать?) очень полезно. Например, когда нам хочется мяса, мы проводим некий быстрый анализ и определяемся, что именно хотим: домашнюю отбивную или легкие паровые котлеты из индейки. Так же и с эмоциями: когда они осознаются, то лучше поддаются изменениям.
Задание: возьмите лист бумаги и запишите все эмоции, которые переживаете на протяжении дня. Проанализируйте, какие эмоции испытываете чаще. Вспомните недавние значимые события из вашей жизни, какие эмоции они вызывали?
Если у вас возникли трудности с обозначением эмоций, вы можете обратиться к следующему рисунку в традиционной форме или в более современном варианте (Р.Плутчик):
Шаг 2. Узнавание эмоций в конкретных ситуациях (этот шаг невозможен без освоения первого шага).
Что мы можем сделать?
- дать состояться эмоциям в социально приемлемой форме: * проговорить свои эмоции: «я рад», «я горд», «я злюсь», «мне страшно». Разрешите себе побыть в этом состоянии определенное время, не бегите и не «сворачивайте» неприятные эмоции, а проживайте их, понимайте. Обычно такое «разрешение» ускоряет прочувствование этой эмоции и ее завершение; * выработать стратегию наблюдения за собой (например, если грустно, посмотреть драматичный фильм и дать себе возможность сопереживать; в состоянии злости – сходить на тренировку и т. д.). | - уметь справиться с эмоцией: * определить круг важных ситуаций, когда прекратить эмоцию нельзя, но она возникает, проанализировать эту ситуацию (Как долго эта эмоция развивается? Какие ситуации, причины этому способствуют?). Эмоцию нельзя прекратить, можно быстрее с ней справиться; * сосредоточиться на чем-либо (дыхание, образ, звуки, ощущения); * использовать диссоциацию (попробовать посмотреть на ситуацию и себя «со стороны», разделить себя и свою эмоцию и «понаблюдать за ней», мысленно «отодвинуть» эмоцию на некоторое расстояние). |
Задание: возьмите один из примеров, которые вы обозначили в предыдущей таблице, и ответьте на несколько вопросов.
Вопросы для анализа:
1) событие, которое вызвало эмоцию – …
2) значение, которое я придал этому событию – …
3) мои ощущения от этой эмоции – …
4) поведение, вызванное этой эмоцией – …
5) как влияет эта эмоция на мое состояние – …
Такой анализ позволит нам более четко определять свои эмоции, наблюдение за собой позволит замечать свои реакции, описывать их проявление. Чем точнее мы ощущаем свой внутренний мир и эмоции, тем легче нам ими управлять, ведь, как мы видим, наши эмоции оказывают огромное влияние на развитие стресса и его последствий.
Знание и развитие навыков саморегуляции, а также сохранение ресурсов позволяют сберечь силы и грамотно их распределить для решения различных трудных ситуаций в личной и профессиональной сферах.
Полезным в данном ключе будет и знание тех стратегий, которые люди используют для преодоления стресса. Хотя обычно человек не задумывается о том, как он реагирует на стрессовую ситуацию, выбор стратегии часто осуществляется неосознанно – используются модели поведения родителей или близких друзей. Но важно понимать, что человек волен выбрать иную, более успешную в данный момент стратегию преодоления стрессовых ситуаций.
Какие стратегии преодоления стрессовых ситуаций бывают?
Стрессовая ситуация - это нарушение некоторого стабильного состояния. При этом человек начинает обдумывать и перебирать способы решения проблемы. У кого-то может получиться быстро разобрать и отпустить ситуацию, кто-то может сконцентрироваться на эмоциях, - например, на злости, - и отодвигать решение проблемы, а кто-то - почувствовать бессилие и опустить руки.
Условно все стратегии можно распределить по трем направлениям:
- избегание стресса (дистанцирование, побег);
- активное взаимодействие с источником стресса (конфронтация);
- изменение себя и своего отношения к стрессу (переоценка, самоконтроль, принятие ответственности).
Опишем каждую стратегию подробнее, а также рассмотрим ее сильные и слабые стороны.
Стратегия | Сильные стороны | Слабые стороны |
Избегание стресса | ||
Дистанцирование – преодоление негативных переживаний за счет снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее | Позволяет снизить личную значимость проблемы, избежать эмоциональных перегрузок | Опасна несвоевременность действий по разрешению ситуации, есть вероятность обесценивания своих переживаний, недооценка возможностей преодоления проблемы |
Побег-избегание – избегание окружающей действительности, уход от решения проблемы. Может присутствовать полное или частичное отрицание и игнорирование сложившейся ситуации, уклонение от ответственности | Снижение эмоционального напряжения | Пассивность, вспышки агрессии и раздражения, неконструктивные формы поведения (переедание, злоупотребление алкоголем и т.п.). А также невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий |
Активное взаимодействие с источником стресса | ||
Конфронтация – разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на «выпуск» негативных эмоций | Такой стратегии свойственно упорство, сопротивление трудностям, энергичность и предприимчивость. В ситуации стресса такие люди будут склонны отстаивать свои интересы, справляться с тревогой | Сопровождается импульсивными действиями, трудностью планирования и прогнозирования |
| ||
Изменение себя и своего отношения к стрессу | ||
Положительная переоценка –позволяет преодолеть негативные переживания посредством положительного переосмысления произошедшего | Дает возможность личности справиться с негативными переживаниями. Часто ситуация начинает расцениваться как положительный стимул для личностного роста | Эта стратегия может приводить к недооценке возможностей решения проблемы |
Самоконтроль – стремление контролировать свои чувства и действия. Может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией | Возможность избегания импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблеме | Сверхконтроль поведения и трудности выражения переживаний, потребностей в связи с проблемой |
Принятие ответственности – признание собственных ошибок и их анализ. Человек стремится понять зависимость между своими действиями и сложившейся ситуацией, оценить свой вклад в произошедшее | Возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей | Может привести к необоснованной самокритике и чувству вины |
Планирование решения проблемы - целенаправленный анализ ситуации, поиск возможных эффективных вариантов решения | Позволяет оставаться активным в решении проблемы. Человек способен выработать план по разрешению проблемы с учетом собственных возможностей и объективных условий | Данная стратегия может быть лишена спонтанности и гибкости, эмоциональности, интуитивности |
Поиск социальной поддержки – обращение за помощью к ближайшему окружению: семье, друзьям (ожидание совета, эмоциональной поддержки и внимания) или за информацией к экспертам и авторитетным знакомым, которые могут обладать необходимыми знаниями | Возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации | Может приводить к формированию зависимой позиции и преувеличенных ожиданий от окружающих |