Файл: Стратегии противодействия хроническому стрессу.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2572

Скачиваний: 135

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, можно самостоятельно определить, какой стратегии вы придерживаетесь в той или иной ситуации: стремитесь ли вы непосредственно взаимодействовать с источником проблемы, или, например, задумываетесь об изменении себя, своих привычек и поведения. Важно помнить, что стратегии бывают разными и в различных ситуациях оптимальными могут быть разные решения.

Помним:

 однозначно плохих или хороших стратегий не существует;

 в каждой есть свои плюсы, свои способы решения проблемы;

 выбранных стратегий может быть несколько, и чаще всего мы прибегаем к разным стратегиям в зависимости от ситуации;

 зная свои стратегии, отношение к трудностям, можно познакомиться со своими сильными и слабыми сторонами, оценить свои ресурсы и научиться обращаться к эффективным стратегиям осознанно;

 зная свои сильные стороны, мы можем с большей уверенностью на них опираться.

Помимо непосредственного решения проблемы, важно то, в каком состоянии находится человек. Ведь именно субъективная картина ситуации является определяющей. Например, если человек находится в хорошем настроении, чувствует бодрость, проявляет активность, то, скорее всего, он решит проблему одним способом, но если этот же человек будет находиться в состоянии утомления, раздражительности, то с большой вероятностью он решит эту трудность уже другим способом.

В деятельности пожарных и спасателей происходит множество событий, которые обычному человеку воспринимать крайне трудно: травмы и гибель людей, потеря близких. Для специалистов это привычная профессиональная деятельность. Однако даже у профессионалов с высоким стажем работы могут возникать последствия такой деятельности.

Например, некоторые события, ситуации остаются в памяти надолго. Также после смены или завершения трудового дня могут проявляться трудности с засыпанием или даже нарушения сна, преобладание пониженного настроения, угнетенность.

Если это длится непродолжительное время после работы, значит, организму хватает своих собственных ресурсов для постепенного восстановления.

Если же данный процесс затягивается, то можно обратиться за помощью к психологу, поскольку он обладает теми навыками и знаниями, которые помогут проанализировать состояние и справиться с сильным эмоциональным впечатлением от работы.

Какие вопросы можно задать себе, чтобы понять, что такие события/ситуации выходят за рамки привычного восприятия работы и нужна помощь психолога?


Верны ли для вас следующие утверждения?

Воспоминания о событии вызывает сильное переживание (появляется тревога, повышается сердцебиение и т.д.).

Некоторые вещи в случившейся ситуации заставляют все время думать о том, что случилось.

Попытки отвлечься от мыслей о произошедшей ситуации не завершаются успехом.

Отдельные картины произошедшего внезапно возникают в голове.

Наблюдаются трудности со сном.

Снятся тяжѐлые сны на тему произошедшей ситуации.

Если на данные вопросы вы отвечаете положительно, то, возможно, ситуация оказала на вас сильное эмоциональное воздействие. Разрешить такую проблему можно путем обращения за консультацией к специалисту-психологу.

Ранее мы говорили про эмоциональное выгорание. Вот несколько его признаков:

 Ощущается беспокойство, что качество и эффективность работы изменились (ниже продуктивность, темп работы и др.).

 Усталость после работы настолько сильна, что дома хочется общаться как можно меньше.

 Бывают дни, когда эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (например, случаются конфликты, ошибки при выполнении задач).

 Ощущается усталость от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело в работе.

 Работа с людьми приносит меньше удовлетворения.

 Появляются мысли о смене места работы, если бы была такая возможность.  Самые обычные ситуации на работе могут вызывать сильное раздражение.

 Часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой (как бы не допустить ошибки, смогу ли я их не допустить).

 Порой чувствуется, что требуется проявить эмоциональную отзывчивость в общении с близкими, но не получается.

 Усталость от работы приводит к тому, что хочется сократить общение с друзьями и знакомыми.

 Часто с работы приносятся домой отрицательные эмоции.

 Часто начинать работу приходится через силу.

 Иногда на работу приходится идти с тяжелым чувством: «как все надоело, никого бы не видеть, не слышать».

Если вы наблюдаете более половины этих признаков у себя, то стоит рассмотреть возможность обращения к психологу.

Мы подробно рассмотрели первую стратегию, которая позволяет бережно расходовать ресурсы и направлять силы на их экономию. Поговорим теперь о второй стратегии.



Стратегия №2 «Получать больше ресурсов»

Если вы выполнили практическое задание выше и вспомнили события из жизни, при этом включили в анализ радостные события, то могли заметить, что некоторые из них быстро теряют свою значимость. Если таких примеров у вас получилось много, возможно, стоит обратить внимание на развитие способности получать положительные эмоции. Или, напротив, радостных событий не оказалось в этом списке вовсе. Эта способность является основой второй стратегии – развития и приумножения ресурсов.

Учебный вопрос № 2 Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста. Профессиональное развитие специалиста. –
30 мин.

В самом широком смысле ресурс – это то, что помогает нам чувствовать себя оптимально: физически, психологически, при взаимодействии с другими людьми.

Важно понимать, что ресурсы уже имеются в нашем организме, однако они не бесконечны. Они могут исчерпать себя из-за стресса, после чего требуется их восстановление. Если ресурсов становится недостаточно, то мы можем столкнуться с хроническим стрессом.

Изучая и расширяя свои ресурсы, человек создает систему поддержки, которая:

- дает возможность двигаться вперед и достигать желаемого;

-помогает легче переживать сложные моменты жизни и быстрее выходить из стрессовых ситуаций.
Как мы уже определились, чем больше ресурсов у человека, тем выше его возможности приспосабливаться к стрессу, менять свое поведение и повышать качество жизни. Но чтобы получать и развивать новые ресурсы, важна активная позиция и желание самого человека.

Какие бывают ресурсы?

Ресурсы могут быть связаны с физическим комфортом и благополучием:

- правильное, регулярное, полноценное, разнообразное, вкусное питание;

- баланс труда и отдыха – такое распределение времени, при котором у вас есть возможность полноценно работать и отдыхать, заниматься домашними делами, спортом, хобби;

- сон – является одним из лучших способов восстановления сил;

- физические нагрузки, движение. Доказано, что физическая активность – это не только прекрасный способ поддержания в форме своего тела, но и самая естественная и безопасная форма борьбы со стрессом. Ведь стрессовая реакция подготавливает организм к взрывоопасному всплеску потребления энергии здесь и сейчас, в случае же с психологическим стрессом (т.е. стрессом, вызванным психологическими факторами) происходит все то же самое, но без всяких физических на то оснований. В этом смысле физические упражнения
представляют организму и такие основания, и выход, к которому он готовился.

Ресурсы могут быть связаны с удовлетворением психических потребностей:

- общение с друзьями, коллегами и близкими;

- интересные мероприятия (путешествия, театры, кино, концерты);

- увлечения и хобби; - обучение чему-то новому; - профессиональные успехи.

Этот список настолько большой, что продолжать его можно долго. И третья группа ресурсов связана с личностными смыслами и ценностями: - дело, которому человек посвящает жизнь;

- вера;

- поступки, реализующие ценности человека (например, спасение других людей); - творчество;

- помощь кому-либо.

Чем больше ресурсов присутствует в жизни человека, тем выше вероятность, что человек будет находиться в состоянии психологического благополучия. Важно, чтобы человек умел пользоваться ресурсами из каждой группы (физические, психологические, смысловые). Чем больше ресурсов, тем выше адаптационные способности человека, вариативнее его поведение, и, следовательно, выше качество жизни.

Как приумножать ресурсы?

Шаг 1. Инвентаризация имеющихся ресурсов и степени их достаточности (все ли в порядке в нашем теле и психике, достаточно ли, например, отдыха, сна, общения, развития и т.д.). Основная задача этого этапа - понять, достаточно ли ресурсов и покрывают ли они весь наш расход сил и энергии, стрессовые ситуации, профессиональную нагрузку и т.д.

Можно выделить несколько важных критериев для оценки ресурсов:

• баланс между работой, семьей, отдыхом, социальной жизнью;

• оптимальная физическая активность;

Например, ВОЗ рекомендует следующую практику физической активности для людей в возрасте от 18 до 64 лет:

1. Каждое занятие спортом должно продолжаться не менее 10 минут.

2. Взрослые люди должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям спортом средней интенсивности или не менее 75 минут в неделю занятиям спортом высокой интенсивности, или аналогичному сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности.

3. Для того чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, взрослые люди этой возрастной категории должны увеличить физические нагрузки средней интенсивности до 300 минут в неделю или до 150 минут высокой интенсивности в неделю соответственно.

4. Силовым упражнениям, где задействованы основные группы мышц, следует посвящать 2 или более дней в неделю.


• режим труда и отдыха;

• отсутствие вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами;

ВОЗ считает, что 150 мл крепкого алкоголя – максимально допустимое количество при употреблении спиртного раз в неделю, это порог, за которым начинается злоупотребление алкоголем. В среднем, на его формирование уходит от года до трех лет. Если ежедневная доза превышает 60 г этилового спирта, то уровень употребления признаѐтся опасным.

• сбалансированное питание;

• направление своих сил на важные и значимые сферы жизни;

• принятие своих чувств, эмоций (умение идентифицировать, обозначать свои эмоции и чувства, выражать их, соотносить их проявление с разнообразными ситуациями и обстоятельствами, а также социальными нормами, умение управлять эмоциями);

• развитие своих способностей, опора на сильные стороны, адекватное отношение к слабым сторонам личности;

• понимание своих ценностей и опора на них и др.

Шаг 2. Составление плана пополнения ресурсов или улучшения текущей ситуации их нехватки. Задача этого шага - составить план из максимально конкретных и выполнимых вещей. Не нужно ставить изначально невыполнимых пунктов (Действительно ли смогу ходить в тренажерный зал, могу выделить на это время и материальный ресурс? Купить билеты на спектакль? Заниматься и обучаться дистанционно и т.д.).

Если мы понимаем, что нам не хватает физического ресурса, мы чувствуем частое состояние разбитости, ощущение «только проснулся, но уже устал», то в план пополнения войдет регулярный сон, вечерние прогулки или пробежки, достаточное употребление воды в течение дня, регулярное питание, витамины, физические тренировки или бассейн, танцы. На реализацию плана повлияют интересы, возможности и желания человека.

Но ресурсы не есть данность, их нужно развивать, в них нужно вкладывать усилия, «прокачивать», что дает человеку возможность поддерживать психологическое благополучие.

Именно любопытство не дает пройти людям мимо новых возможностей, людей, идей. Пробуйте новые занятия, посещайте новые места, общайтесь с новыми людьми, ваше любопытство может помочь открыть новые ресурсы.

  1. Заключительная часть. Обсуждение пройденного материала. (10 мин.)

Таким образом, развитие осознанности в своей жизни, умение оценивать значимость тех или иных ситуаций, владение приемами и методами саморегуляции, умение пользоваться ресурсами - все это помогает в противостоянии стрессовым событиям.