Файл: Конспект 1 основы расчетов страховых взносов в рф 1 Экономическая сущность внебюджетных фондов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ





Версия шаблона

1.1

Вид учебного занятия

Штудирование

Название дисциплины

ЗЕТ: Организация расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами (СПО, курс 2)

Тема

ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В РФ

Фамилия

Байкара

Имя

Олег

Отчество

Эрес-оолович

ID (номер контракта)

245838020120090001








Конспект




  1. 1 ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В РФ



1.1 Экономическая сущность внебюджетных фондов

1.1.1 Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

1.1.2 Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

1.1.3 Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.


1.1.4 С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и самостоятельность и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования.
1.1.5 Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы РФ и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.

1.1.6 Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

  1. необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

  2. необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

  3. необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

1.1.7 Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.



Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

1.1.8 Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов.

1.1.9 В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В России:

  1. проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год - традиционный период, на который устанавливается бюджет (также известен как фискальный год, от лат. fiscus — государственная казна);

  2. бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

  3. внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность. Их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;

  4. доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;

  5. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

  6. денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

  7. расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).

1.1.10 Главными источниками формирования государственных внебюджетных фондов являются:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; • средства из бюджета;

  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

  • займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.


1.1.11 В России начиная с 1992 г. действует более двух десятков внебюджетных фондов. Возникновение в России в 90-е гг. ХХ в. специальных внебюджетных фондов было явлением относительно новым. До этого внебюджетных фондов как таковых не было. В СССР вместо этого существовало два типа бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов. За счет средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т.п. Кроме того, за счет его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.

1.1.12 Целевые фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

В 90-е гг. внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления – федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг.

ХХ в., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

1.1.13 В настоящее время в России существуют три типа внебюджетных фондов:


Выводы


Экономическая сущность внебюджетных фондов.

Классификация, функции, признаки страховых взносов.

Объект обложения и база страховых взносов.

Государственные внебюджетные фонды.

Орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.


Тарифы страхового взноса.

Учет страховых взносов.

Логическая схема / Классификация





Основные постулаты проведения ревизии

  • Применимость стандартов

  • Беспристрастность суждений

  • Государственная подотчетность

  • Ответственность руководства

  • Обнародование стандартов

  • Последовательность стандартов

  • Внутренний контроль

  • Доступ к информации

  • Контроль деятельности

  • Совершенствование техники ревизии

  • Конфликт интересов



Глоссарий



ГЛОССАРИЙ




п/п

Новое понятие

Содержание

1

Бухгалтерская отчетность

единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерс-кого учета по установленным формам

2

Бухгалтерский учет

упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения ин-формации в денежном выражении об имуществе, обяза-тельствах предприятия (учреждения, организации) и их дви-жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

3

Бюджет

форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и фун-кций государства и местного самоуправления

4

Бюджет Российской Федерации годовой

бюджет Российской Федерации, составляемый на один фи-нансовый год, который соответствует календарному году

5

Бюджет субъектов Российской Федерации

консолидированный бюджет национально-государственных и административно-территориальных образований, входя-щих в состав федеративного государства в качестве его членов-субъектов Федерации

6

Бюджетная классификация Российской Федерации

систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Рос-сийской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

7

Бюджетная роспись

документ о поквартальном распределении доходов и расхо-дов бюджета и источников финансирования дефицита бюд-жета, устанавливающий распределение бюджетных ассигно-ваний между получателями бюджетных средств и состав-ляемый в соответствии с бюджетной классификацией Рос-сийской Федерации

8

Бюджетное обязательство

признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершать расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью

9

Бюджетные ассигнования

бюджетные средства, предусмотренные бюджетной рос-писью получателю или распорядителю бюджетных средств

10

Бюджетный год

срок действия утвержденного бюджета

11

Бюджетный кодекс Российской Федерации

систематизированный законодательный акт, устанавливаю-щий общие принципы бюджетного законодательства, право-вые основы функционирования бюджетной системы, право-вое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, опреде-ляет основы бюджетного процесса, основания и виды ответ-ственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

12

Бюджетный учет

учет всех доходов бюджета, источников финансирования де-фицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осу-ществляемых в процессе исполнения бюджета; основывается на едином плане счетов; организуется органом, исполня-ющим бюджет



п/п

Новое понятие

Содержание

13

Внебюджетный фонд

фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющий целевой характер, источники доходов которого формируются в основном из платежей, имеющих целевое назначение (штрафы за загрязнение окружающей среды, отчисления на социальное страхование и пр.), и иных пла-тежей

14

Внешний государственный контроль

контроль, осуществляемый субъектами, организационно и функционально независимыми в своей деятельности от органов государственной власти Российской Федерации

15

Внутренний государственный контроль

контроль, осуществляемый в рамках системы органов государственной власти, служащий обеспечению надлежа-щего исполнения нижестоящими органами и должностными лицами решений вышестоящих органов и должностных лиц, а также обеспечению исполнения агентами и уполно-моченными органов государственной власти своих обяза-тельств, обеспечению наблюдаемости и управляемости про-цесссами со стороны органов государственной власти

16

Главный распорядитель бюджетных средств

орган государственной власти, имеющий право распре-делять бюджетные средства по подведомственным распоря-дителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов соответствующе-го бюджета

17

Государственный контроль

одна из форм осуществления государственной власти, обес-печивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства

18

Государственный финансовый контроль

форма осуществления государственной власти, заключа-ющаяся в организации и осуществлении контроля за своев-ременным исполнением доходных и расходных статей фе-дерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов по объему, структуре и целевому назна-чению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования госу-дарственной собственности

19

Дефицит бюджета

превышение расходов бюджета над его доходами

20

Достоверность бухгалтерской отчетности

степень точности данных бухгалтерской отчетности, позво-ляющая делать на ее основе компетентному пользователю правильные выводы о результатах деятельности экономи-ческих субъектов и принимать основанные на этих выводах решения

21

Доходы бюджета

денежные средства, поступающие в безвозмездном и без-возвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государст-венной власти Российской Федерации, органов государст-венной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

22

Задолженность дебиторская

сумма финансовых средств, причитающихся от должников предприятию, организации, учреждению от других эконо-мических объектов и возникших в результате хозяйствен-ной деятельности

23

Задолженность кредиторская

денежные средства, временно привлеченные предприятием, учреждением, организацией и подлежащие возврату соот-ветствующим физическим или юридическим лицам



п/п

Новое понятие

Содержание

24

Инструкция

документ, имеющий обязательный к исполнению характер, издаваемый федеральными и территориальными органами государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов Президента Рос-сийской Федерации, постановлений Правительства Россий-ской Федерации и других нормативных актов и регламенти-рующий порядок определенной деятельности в целом или отдельных ее видов; собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность

25

Местный бюджет

совокупность бюджетов административно–территориальных единиц, целиком находящихся в ведении местных органов власти и управления

26

Методология

учение о структуре, логической организации, методах и сред-ствах деятельности; принципы построения методов, их науч-ное обобщение

27

Мониторинг

наблюдение, оценка, анализ и прогноз состояния отдельных процессов, а также природной и общественной среды в целом

28

Надзор

одна из форм деятельности различных государственных ор-ганов по обеспечению законности; комплекс мероприятий, направленный на обеспечение регулярного наблюдения и пе-риодических проверок финансово-хозяйственной деятель-ности подотчетных организаций

29

Налог

обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взима-емый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства и (или) муни-ципальных образований

30

Налогообложение

законодательно установленный порядок взимания налогов

31

Национальная система финансового учета и отчетности любой страны

комплекс норм и правил, регулирующих взаимоотношения, нюансы которых определяются законодательством и культу-рой соответствующего государства

32

Начислительный учет

осуществление учета операций с момента совершения сделки

33

Отчет по результатам контрольного мероприятия

итоговый документ о результатах проведенного контрольного мероприятия с выводами и предложениями по нему, в обяза-тельном порядке представляемый на Коллегию Счетной палаты

34

Положение

нормативный акт, имеющий сводный кодификационный ха-рактер и определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства или одного органа структур-ного подразделения; нормативный акт, рассчитанный на дли-тельное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности, ответственность государст-венных организаций и их должностных лиц

35

Получатель бюджетных средств

бюджетное учреждение или иная организация, имеющие пра-во на получение бюджетных средств в соответствии с бюд-жетной росписью на соответствующий год

36

Проверка

единичное контрольное действие или исследование состоя-ния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации; обследование с целью надзора, контроля

37

Профицит бюджета

превышение доходов бюджета над его расходами

38

Расходы бюджета

денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления