Файл: Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии
Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии

  1. Назначение работы

Для диагностики разных элементов современного содержания образования нужны специальные формы промежуточной аттестации, а также конкретные контрольно-измерительные материалы. Необходимо создавать прозрачную процедуру проверки уровня знаний, умений, навыков школьников.

  1. Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии

  2. Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».




  1. Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

В работе представлены задания базового и повышенного уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Организм человека. Общий обзор.

2

Опорно-двигательная система.

1

Кровь и кровообращение.

3

Дыхательная система

2

Пищеварительная система

2

Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

Мочевыделительная система

1

Кожа

1

Эндокринная система

1

Нервная система.

1

Органы чувств. Анализаторы

1

Индивидуальное развитие организма

1

Поведение и психика

1

Итого:

19




  1. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;

    1. для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;

    2. для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.


  1. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется


  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. За верное выполнение каждого из заданий А113 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.

3.За ответы на задания В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

4.За ответ на задания В2 – В4 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

5.Задания С1 и С2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27.



  1. План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.



Блок содержа­ния

Объект оценивания


Код про­веряемых умений


Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

1.

Организм человека. Общий обзор.

Сходство человека с животными и отличие от них

1.2.,2.1.1, 2.1.2.,2.3.

ВО

Б

1

2.

Опорно-двигательная система

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1.2.,2.3.

ВО

Б

1

3.

Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ.

1.1.,1.2.,

2.1.2.,2.3.

ВО

Б

1

4.

Дыхательная система

Дыхание. Система дыхания.

1.1.,1.2.,

2.3.

ВО

Б

1

5.

Пищеварительная система

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

1.1.,1.2.,

2.3.

ВО

Б

1

6.

Обмен веществ и энергии. Витамины.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

1.1.,1.2,

2.3.

ВО

Б

1

7.

Мочевыделительная система

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1.1.,1.2.,

2.3.

ВО

Б

1

8.

Кожа

Покровы тела и их функции.

1.2.,2.3.

ВО

Б

1

9.

Эндокринная система

Железы внутренней секреции. Гормоны.

1.1.,1.2.,

2.3.

ВО

Б

1

10.

Нервная система

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1.2.,

2.3.

ВО

Б

1

11.

Органы чувств. Анализаторы

Органы чувств, их роль в жизни человека.

1.2.,2.3.

ВО

Б

1

12.

Индивидуальное развитие организма

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1.1.,1.2.,

2.1.2

ВО

Б

1

13.

Поведение и психика

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. 

1.2.

ВО

Б

1

14.

Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ.

Умение проводить множественный выбор

1.1.,1.2.,

2.1.2,2.4.,

2.5.

КО

П

2

15.

Обмен веществ и энергии. Витамины.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Умение устанавливать соответствие

1.1.,1.2.,

2.4.,2.5.

КО

П

2

16.

Пищеварительная система

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

1.1.,1.2.,

2.2.,2.5.

КО

П

2

17.

Организм человека. Общий обзор.

Сходство человека с животными и отличие от них Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

1.2.,2.1.1.,

2.1.2.,

2.4.,2.5.,

КО

П

2

18.

Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ.

Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

1.1.,1.2.,

2.1.2,

2.6.

РО

П

3

19.

Дыхательная система

Дыхание. Система дыхания. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

1.1.,1.2.,

2.4.,2.6.,

3.1.,3.2.,

3.3.

РО

В

3



















27


КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе побиологии


Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать




1.1

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость




1.2

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

2.Уметь




2.1

объяснять




2.1.1

родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;




2.1.2

причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;




2.1.3

роль гормонов и витаминов в организме.




2.2

описывать биологические объекты




2.3

распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека




2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения




2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)




2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

Биология

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни




3.1

для соблюдения мер профилактики: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний




3.2

оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего




3.3

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде



Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 8 класса
Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 19 заданий.

Часть А содержит 13 заданий (А113). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В14). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 2.


Часть А.При выполнении заданий А1 – А13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1.Какой при­знак, свой­ствен­ный че­ло­ве­ку, яв­ля­ет­ся при­зна­ком жи­вот­ных типа Хор­до­вые?

1) нерв­ная си­сте­ма уз­ло­во­го типа

2) жа­бер­ные щели в стен­ке глот­ки за­ро­ды­ша

3) лёгкие, со­сто­я­щие из аль­ве­ол

4) во­ло­ся­ной по­кров

А2. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны би­цепс и три­цепс Что про­изойдёт с этими мыш­ца­ми, если со­гнуть руку в локте?

1) Би­цепс со­кра­тит­ся, а три­цепс рас­сла­бит­ся.

2) Би­цепс со­кра­тит­ся, а три­цепс не из­ме­нит­ся.

3) Три­цепс со­кра­тит­ся, а би­цепс рас­сла­бит­ся.

4) Три­цепс со­кра­тит­ся, а би­цепс не из­ме­нит­ся.




А3. По­че­му про­во­ди­мая вак­ци­на­ция про­тив грип­па по­мо­га­ет сни­зить риск за­бо­ле­ва­ния?

1) Она улуч­ша­ет вса­сы­ва­ние пи­та­тель­ных ве­ществ.

2) Она спо­соб­ству­ет вы­ра­бот­ке ан­ти­тел.

3) Она уси­ли­ва­ет кро­во­об­ра­ще­ние.

4) Она поз­во­ля­ет ле­кар­ствам дей­ство­вать более эф­фек­тив­но.

А4.Чи­ха­ние воз­ни­ка­ет при раз­дра­же­нии ре­цеп­то­ров

1) ро­то­вой по­ло­сти

2) гор­та­ни

3) но­со­вой по­ло­сти

4) тра­хеи

А5. Слой, за­щи­ща­ю­щий верх­нюю часть зуба от ме­ха­ни­че­ских воз­дей­ствий, — это

1) эмаль

2) пуль­па

3) це­мент

4) ден­тин

А6.Какие продукты питания необходимо включить в рацион больного рахитом:

1) Оболочки зерен риса и отруби

2) апельсины, смородину, зеленый лук

3) рыбий жир, печень, желток яйца

4) яблоки, дрожжи, отруби

А7. Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но стрелкой?

1 ) из­ви­той ка­на­лец

2) со­би­ра­тель­ная труб­ка

3) по­чеч­ная ар­те­рия

4) кап­су­ла нефро­на





А8. Какую функ­цию вы­пол­ня­ет пиг­мент ме­ла­нин, об­ра­зу­ю­щий­ся в коже че­ло­ве­ка?

1) укреп­ля­ет клет­ки кожи

2) за­щи­ща­ет ор­га­низм от уль­тра­фи­о­ле­то­во­го из­лу­че­ния

3) спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию тепла ор­га­низ­мом

4) слу­жит ре­зерв­ным пи­та­тель­ным ве­ще­ством для кле­ток кожи

А9. Какая си­сте­ма ор­га­нов ре­гу­ли­ру­ет функ­ции ор­га­низ­ма с по­мо­щью гор­мо­нов?