Файл: Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии Спецификация итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии
Спецификация
итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 8 класса по биологии
-
Назначение работы
Для диагностики разных элементов современного содержания образования нужны специальные формы промежуточной аттестации, а также конкретные контрольно-измерительные материалы. Необходимо создавать прозрачную процедуру проверки уровня знаний, умений, навыков школьников.
-
Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии -
Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
-
Содержание работы
На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.
В работе представлены задания базового и повышенного уровня.
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса | Число заданий |
Организм человека. Общий обзор. | 2 |
Опорно-двигательная система. | 1 |
Кровь и кровообращение. | 3 |
Дыхательная система | 2 |
Пищеварительная система | 2 |
Обмен веществ и энергии. Витамины. | 2 |
Мочевыделительная система | 1 |
Кожа | 1 |
Эндокринная система | 1 |
Нервная система. | 1 |
Органы чувств. Анализаторы | 1 |
Индивидуальное развитие организма | 1 |
Поведение и психика | 1 |
Итого: | 19 |
-
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;
-
для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут; -
для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
-
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется
-
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1. За верное выполнение каждого из заданий А1-А13 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.
3.За ответы на задания В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
4.За ответ на задания В2 – В4 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
5.Задания С1 и С2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27.
-
План работы
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1. | Организм человека. Общий обзор. | Сходство человека с животными и отличие от них | 1.2.,2.1.1, 2.1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
2. | Опорно-двигательная система | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
3. | Кровь и кровообращение | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. | 1.1.,1.2., 2.1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
4. | Дыхательная система | Дыхание. Система дыхания. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
5. | Пищеварительная система | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
6. | Обмен веществ и энергии. Витамины. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | 1.1.,1.2, 2.3. | ВО | Б | 1 |
7. | Мочевыделительная система | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
8. | Кожа | Покровы тела и их функции. | 1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
9. | Эндокринная система | Железы внутренней секреции. Гормоны. | 1.1.,1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
10. | Нервная система | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | 1.2., 2.3. | ВО | Б | 1 |
11. | Органы чувств. Анализаторы | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1.2.,2.3. | ВО | Б | 1 |
12. | Индивидуальное развитие организма | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1.1.,1.2., 2.1.2 | ВО | Б | 1 |
13. | Поведение и психика | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. | 1.2. | ВО | Б | 1 |
14. | Кровь и кровообращение | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Умение проводить множественный выбор | 1.1.,1.2., 2.1.2,2.4., 2.5. | КО | П | 2 |
15. | Обмен веществ и энергии. Витамины. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Умение устанавливать соответствие | 1.1.,1.2., 2.4.,2.5. | КО | П | 2 |
16. | Пищеварительная система | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 1.1.,1.2., 2.2.,2.5. | КО | П | 2 |
17. | Организм человека. Общий обзор. | Сходство человека с животными и отличие от них Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 1.2.,2.1.1., 2.1.2., 2.4.,2.5., | КО | П | 2 |
18. | Кровь и кровообращение | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | 1.1.,1.2., 2.1.2, 2.6. | РО | П | 3 |
19. | Дыхательная система | Дыхание. Система дыхания. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме | 1.1.,1.2., 2.4.,2.6., 3.1.,3.2., 3.3. | РО | В | 3 |
| | | | | | 27 |
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе побиологии
Код элементов | Проверяемые умения | |
1. Знать/понимать | ||
| 1.1 | сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость |
| 1.2 | особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. |
2.Уметь | ||
| 2.1 | объяснять |
| 2.1.1 | родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; |
| 2.1.2 | причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; |
| 2.1.3 | роль гормонов и витаминов в организме. |
| 2.2 | описывать биологические объекты |
| 2.3 | распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека |
| 2.4 | сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения |
| 2.5 | определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) |
| 2.6 | проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями Биология |
3.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | ||
| 3.1 | для соблюдения мер профилактики: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний |
| 3.2 | оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего |
| 3.3 | рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде |
Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 8 класса
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 19 заданий.
Часть А содержит 13 заданий (А1-А13). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.
Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В1-В4). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.
Часть С включает 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Вариант 2.
Часть А.При выполнении заданий А1 – А13 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1.Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?
1) нервная система узлового типа
2) жаберные щели в стенке глотки зародыша
3) лёгкие, состоящие из альвеол
4) волосяной покров
А2. На рисунке изображены бицепс и трицепс Что произойдёт с этими мышцами, если согнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится. 2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится. 3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится. 4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится. | |
А3. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?
1) Она улучшает всасывание питательных веществ.
2) Она способствует выработке антител.
3) Она усиливает кровообращение.
4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.
А4.Чихание возникает при раздражении рецепторов
1) ротовой полости
2) гортани
3) носовой полости
4) трахеи
А5. Слой, защищающий верхнюю часть зуба от механических воздействий, — это
1) эмаль
2) пульпа
3) цемент
4) дентин
А6.Какие продукты питания необходимо включить в рацион больного рахитом:
1) Оболочки зерен риса и отруби
2) апельсины, смородину, зеленый лук
3) рыбий жир, печень, желток яйца
4) яблоки, дрожжи, отруби
А7. Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено стрелкой?
1 ) извитой каналец 2) собирательная трубка 3) почечная артерия 4) капсула нефрона | |
А8. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?
1) укрепляет клетки кожи
2) защищает организм от ультрафиолетового излучения
3) способствует сохранению тепла организмом
4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи
А9. Какая система органов регулирует функции организма с помощью гормонов?