Файл: Содержание Введение Становление культуры Месопотамии Архитектура и искусство Заключение Список литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Становление культуры Месопотамии…………………………………………6

2 Архитектура и искусство………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………..15

Введение
Междуречьем-Месопотамией, древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. С севера и востока Месопотамия граничила с окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе окаймлялась Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Интересно, что Библия, содержащая богатейшие сведения о многих царствах, вначале повествует именно о Вавилоне, уделяя ему большое место как в историческом, так и в пророческом аспекте. Северная Вавилония носила название Аккад, южная- Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить, пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены.

В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н.э., обитали семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н.э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тыс. до н.э. шумерский был уже мёртвым языком. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н.э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами,
сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

Во второй половине II тыс. до н.э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. Но в VIII в. до н.э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Целю таких «перестановок» являлось затруднение взаимопонимания между различными племенами и предотвращение их мятежей против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории.

В конце VIIв. до н.э. происходит крушение Ассирийской державы и ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IXв. до н.э. в южную Месопотамию вторгаются родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. В 539г. до н.э. Месопотамию завоевываю персы, а арамейский становится официальным языком государственной канцелярии в этой стране. Сами вавилоняне к I в. н.э. полностью слились с халдеями и арамеями.

Исследование культуры Месопотамии и на сегодняшний день является актуальным, так как множественные находки геологов являются загадками для современного человека.

Достижения жителей Древней Месопотамии в деле зодчества поражают, их города имели зачастую разветвленную сеть улиц и даже канализацию. Ирригационные сооружения жители Месопотамии стали строить раньше, чем даже в Египте.

Из-за постоянных военных действий  архитектура Древней Месопотамии была в основном крепостной, с тяжелыми укрепленными воротами, массивными стенами, арками и колоннами. Также, из-за отсутствия леса и камня, основным строительным материалом был сырцовый кирпич, что так же послужило одной из причин формирования характерного монументального стиля архитектуры Месопотамии. Дополнительной стилистической особенностью является характерное стремление избегать прямой перспективы, принцип «ломаной оси».

Основной тип зданий был крепостным, дворцовым или религиозного назначения, жители Древней Месопотамии строили огромные храмы со ступенчатыми башнями-зиккуратами. Эта характерная для архитектуры Древней Месопотамии особенность зародилась к концу VI тысячелетия до н.э. и именно так по легенде выглядела знаменитая Вавилонская Башня. Так же Месопотамия подарила нам одно из чудес света-Висячие Сады Семирамиды.




1. Становление культуры Месопотамии
Существование какого-то рубежа, отделявшего первобытную культуру от древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю сущность различия между этими разностадиальными культурами стали предприниматься только в последнее время. Установлено, что именно в южной Вавилонии в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первое, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и «гражданского общества», с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным и ремесленным навыкам, ритуалу и т.п. строилось на непосредственном подключении обучаемых к практике.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как «комплексное», с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает «теоретическая» текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т.п.). Эти новые виды деятельности и становление «гражданских» отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.

По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии новый тип людей - носителей такой культуры, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены-будущих администраторов и «учёных», первыми вырвались из почти автоматического, сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач требовались новые формы и приёмы мышления.


На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и существовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно «ионизировалась», подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры древних городов, но, тем не менее, благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его. Жители отдалённых и глухих селений, многие племена и социальные группы оказывались не затронутыми ею.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и «теоретической» (то есть только интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове «Египет» мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.
2.Архитектура и искусство
Главной архитектурной формой шумерского зодчества был храм. Расцвет храмостроительства приходится еще на Протописьменный период, когда древние шумеры начали сооружать святилища из глинобитного кирпича с деревянными перекрытиями, которые возводились на высоком каменном фундаменте. Как правило, для строительства выбирали возвышенность, куда до время разлива не добиралась вода. Сам храм состоял из трех основных частей: собственно святилище — длинный дворец (целла), где помещали статую бога, и два боковых помещения, разделенные на четыре предела. В одном конце целлы помещали алтарь, а на другом — стол для жертвоприношений. Наружная стена храма представляла собой правильное чередование ниш и выступов. Первоначально целла была просто открытым внутренним двором, но затем превратилась в закрытое помещение. Обычай строить храмы на возвышенностях и никогда не переносить его на новое место привело к тому, что при перестройках платформа-фундамент все время увеличивалась, что привело к возникновению совершенно оригинальной формы архитектуры Месопотамии — зиккурата. Зиккурат представляет собой прямоугольный высокий ступенчатый храм, на вершине которого было расположено святилище, попасть в которое можно было по широкой наружной лестнице. Уже в Раннединастический период территорию храма начали обносить высокой стеной.


До наших дней в наиболее сохранном виде дошел зиккурат царя Ур-Намму в городе Уре. Глинобитные кирпичи рассыпались от времени, и сегодня храм представляет собой огромный холм высотой около 20 м, возвышающийся над окрестностями. Первоначально верхние ярусы зиккурата опирались на громадную усеченную пирамиду. Нижний ярус храма был выкрашен в черный цвет, средний — в красный, а верхний — в белый. Позднее, когда начали строить семиярусные зиккураты, добавились желтый и голубой цвета.

Шумерские правители возводили себе дворцы; Примером этому служит раскопанное в Кише сильно укрепленное здание, которое являлось соединением дворца и храма. Система мощных оборонительных стен защищала дворцовый комплекс не только от внешнего врага, но и от самого города. Во дворце было множество жилых комнат, имелась парадная лестница, ведущая во двор собраний, у вершины которой энси выступал перед народом. Также во дворце находилась галерея с колоннами, стены которой были украшены мозаикой с батальными сценами.

Шумерские города застраивались стихийно, без какой-либо единой планировки. Между глухими стенами, окружавшими глинобитные прямоугольные дома без окон, пролегали кривые и узкие не мощеные улицы. В каждом шумерском доме обязательно был внутренний дворик, многие имели канализацию. Сами города обносились высокими и толстыми стенами.

В Шумере существовала достаточно высокоразвитая пластика. Скульптуры изготавливали из алебастра иди мягкого камня — песчаника или известняка. Это искусство было весьма далеко от реалистичного. Мастера не ставили перед собой задачу правильно передать пропорции тела человека или черты лица. Шумерские скульптуры угловаты, приплюснуты, они кажутся слишком массивными и тяжелыми. Вместо лиц — застывшие маски с несколько птичьими чертами и непропорционально огромными, широко раскрытыми глазами. Часто вместо глаз и бровей вставлялись драгоценные камни, скульптуры украшались ожерельями, кольцами и браслетами, в которых ювелиры чередовали три основных цвета: синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый (золото).

Широко распространенные рельефы изображали сцены охоты или мифологические сюжеты. Изображение было поделено на несколько параллельных друг другу частей, которые следовало «читать» снизу вверх. Особенно искусно были выполнены многочисленные цилиндрические печати. Резчики изображали людей в строго определенных позах: полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, глаза — в фас.