ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

КафедраТеории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста

44.03.02 Психолого-педагогическое образований

Психология и педагогика дошкольного образования

Практическое задание № 1
по учебному курсу «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста »



Студент

И.Н Шульга













Группа

ППОбд-1901в













Преподаватель

Е.А Сидякина














Тольятти 2023


Практическая работа №1.



п/п

Исследователь

Труд

Основные положения

1

Константин Дмитриевич Ушинский

Рассказы о природе : «Ветер и солнце», «История одной яблоньки», «Медведь и бревно», «Слепая лошадь», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Пчелы и мухи».

обращает внимание и на отбор содержания знаний о природе для детей. Он предлагает знакомить детей как с миром растений, так и с животным миром, а также с предметами неживой природы. В основе отбора содержания знаний о природе для детей, по его мнению, должен быть положен принцип доступности материала и принцип наглядности.

2

Елизавета Ивановна Тихеева

Тема «Лето»: «Длинный день», «Летнее тепло», «Жара», «Палящее солнце», «Летняя листва», «Цветы», «Ягоды», «Пение птиц», «Насекомые», «Домашние животные и птицы на воле», «Летний дождь», «Гнездование, вывод птенцов», «Овощи», «Грибы».

Определила круг явлений и предметов природы, с которыми необходимо знакомить дошкольников, и методику процесса ознакомления детей с этими объектами и предметами. В первую очередь она обращает внимание на то, что детей следует знакомить с теми предметами и объектами, которые их непосредственно окружают. Большое внимание она предлагает уделять ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе.

3

Елизавета Николаевна Водовозова

Статья «Что мешает женщине быть самостоятельной?», книги «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста», «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями». Книга рассказов для детей «Из русской жизни и природы», «Батрачка. Рассказ из народного быта» и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880).

Определила круг явлений и предметов природы, с которыми необходимо знакомить дошкольников, и методику процесса ознакомления детей с этими объектами и предметами. В первую очередь она обращает внимание на то, что детей следует знакомить с теми предметами и объектами, которые их непосредственно окружают. Большое внимание она предлагает уделять ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе.

4

Луиза Карловна

Шлегер

Пособие «Материалы для бесед с маленькими детьми»;

«Практическая работа в детском саду»;

«Первые шаги.Азбук и первое чтение после азбук»;

«Второй и третий год обучения в начальной школе»;

«Практическая работа в детском саду»;

«Осень. Первая тетрадь сезонных изменений»;

«Зима. Вторая тетрадь сезонных изменений»;

«Весна. Третья тетрадь сезонных изменений»;

«Лето. Четвертая тетрадь сезонных изменений»; «Когда это бывает? Наблюдения природы»; «Букварь»;

«Методическое

руководство к Букварю».



Маленькие дошкольники не испытывают потребности в экскурсиях, на основании факта отсутствия возможности далеко ходить, а вот прогулки во дворе должны быть наделены обязательным характером, в связи с их большим значением в развитии наблюдательности и увеличения границ кругозора. А вот с детьми семилетнего возраста необходимы и более дальние экскурсии. Данным детям крайне важно «расширить» границы двора.
Зачастую соответствующие экскурсии, замечает Луиза Карловна Шлегер, устраиваются в отсутствии абсолютно любого заранее намеченного плана, с целью предоставить детям возможность получить самые разные впечатления, и затем в беседах или изобразительных работах проверяется их наблюдательность и заинтересованность. Как правило, экскурсии требуется проводить по заранее намеченному плану, а затем при помощи бесед подвести итог экскурсии. Это способствует приучению дошкольников к возможности концентрации внимания.

5

Софья Алексеевна Веретенникова

«Ознакомление дошкольников с

природой»;

«Четыре времени года»;

«Уголок природы в

детском саду».


Расширение и детализация представлений детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества. Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребенка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.

6

Наталья Федоровна Виноградова

Комплект учебно-методических пособий "Начальная школа XXI века", «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; «Основы религиозных культур и светской этики»; .

В своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему воспитания эстетических чувств по отношению к миру природы, автор сформулировала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы. Автор отмечает, что общение с природой создает разнообразные ситуации, которые можно эффективно использовать для воспитания чуткости, доброты, эмоций ребенка. Однако эмоциональное отношение к явлениям природы можно формировать у дошкольников и через создание специальных проблемных ситуаций, предлагая детям задания творческого характера. Наряду с этим большое значение будет иметь и личность самого педагога. Педагог, любящий и понимающий природу, передаст свое отношение всем детям. Именно воспитатель учит малыша замечать и устно описывать изменения, происходящие в природе, помогает осмыслить увиденное. Постепенно у детей формируются эстетические оценки природных явлений и объектов: от элементарных «нравится», «не нравится», «красиво», «некрасиво», базирующихся на созерцании природных процессов, до глубинных эстетических чувств и переживаний, основой которых является осмысление происходящего в мире природы.

7

Лидия Михайловна Маневцова

Учебное пособие

«Организация делопроизводства в

дошкольном образовательном учреждении»; «Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности»;

«Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении».

Исследование, ориентированное на

формирование у детей

старшего дошкольного

возраста системных

знаний о сезонных

изменениях в жизни

животных. Автор

отмечает, что система

знаний о сезонных

изменениях в природе

создает у ребенка

представление о

целостной картине мира,

способствует формированию элементов

материалистического миропонимания. В основу

программы системных

знаний положена идея об

обусловленности сезонных изменений

факторов окружающей

среды (температура

воздуха, освещенность,

наличие и характер

осадков и пр.) сменой

положения Земли и

Солнца относительно

друг друга.

8

Ирина Александровна Хайдурова

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире»;

«Умственное воспитание детей дошкольного возраста»;

«Теория и технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста: практическая работа студентов»: учебное

пособие.

была разработана иерархически построенная программа системных знаний для старших дошкольников, вскрывающая существенные связи

действительности на примере мира растений. Определено основное средство формирования системных знаний –

поисковая деятельность

детей, требующая

установления отношений

сотрудничества между

участниками педагогического процесса.