Файл: К вопросу о преподавании морфемики и словообразования в современной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 37.091.3:811.161.1(045)

Уланова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

e-mail: s.ulanova77@yandex.ru

Россия, г. Саранск

Елизарова Анастасия Владимировна?

студентка 3 курса филологического факультета

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

e-mail:aelizarova418@gmail.com

Россия, г. Саранск
К вопросу о преподавании морфемики и словообразования в современной школе
On the question of teaching morphemics and word formation in a modern school
Аннотация. В статье рассматривается специфика работы по морфемике и словообразованию в современной школе. Авторы анализируют работы отечественных ученых, касающихся различных вопросов методики обучения морфемике и словообразованию на уроках русского языка и приходят к выводу, что школьное преподавание морфемики и словообразования нуждается в суще-ственной корректировке и преобразованиях, так как несмотря на то, что работа по данным разделам носит сквозной характер, однако сосредоточена в курсе русского языка для V–VI классов, имеет ограниченный объем, нуждается в строгой дифференциации синхронического и диахронического подходов в актуализации учебных сведений, а также в реализации антропоцентрического принципа в репрезентации специальной информации, в углублении знаниевой основы обучения, в усложнении и методическом обогащении практической деятельности учащихся, в использовании инновационных образовательных технологий, что будет содействовать решению имеющихся на сегодняшний день проблем в рассмотрении морфем, способов и средств словообразования, повышению продуктивности учебного процесса в целом.

Ключевые слова: морфема, морфемика, словообразование, способы словообразования
, антропоцентрический принцип, методика обучения морфемике и словообразованию.

Annotation. The article discusses the specifics of the work on morphemics and word formation in a modern school. Russian Russian authors analyze the works of Russian scientists concerning various issues of teaching methods of morphemics and word formation in Russian language lessons and come to the conclusion that the school teaching of morphemics and word formation needs significant adjustments and transformations, because despite the fact that the work on these sections is cross-cutting, however, the focus is on the course of Russian language for grades V–VI, has a limited scope, needs strict differentiation of synchronic and diachronic approaches in updating educational information, as well as in the implementation of the anthropocentric principle in the representation of special information, in deepening the knowledge basis of learning, in complicating and methodically enriching the practical activities of students, in using innovative educational technologies, which will contribute to solving the problems currently available in the consideration of morphemes, modes and means of word formation, increasing the productivity of the educational process as a whole.

Key words: morpheme, morphemics, word formation, methods of word formation, anthropocentric principle, methods of teaching morphemics and word formation.

Важной частью учебного курса русского языка в основной школе является работа по морфемике и словообразованию, тесно связанная с развитием языковой, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.

Совершенствование языковых компетенций учащихся в процессе освоения законов и особенностей русской морфемики и словообразования обусловлено тем, что они изучают морфемную структуру слов, правила и способы их конструирования с опорой на представления о нормативной сочетаемости морфем как «самых маленьких значимых единиц русской языковой системы» [1, с. 11]. Именно поэтому, апеллируя к разным ее уровням, морфемика и словообразование, будучи совершенно самостоятельными разделами языкознания, в школьном курсе русского языка изучаются вместе.

Развитие коммуникативных и социокультурных компетенций в процессе работы над морфемикой и словообразованием возможно, по мнению М. М. Козловой [2], потому, что учащиеся рассматривают способы производства новых слов в русском языке, отчетливо дифференцируя для себя: а) «детализированное (выраженное производным словом), простое (выраженное непроизводным словом), описательное (выраженное словосочетанием) указания на понятие или предмет» [2, с. 105]; б) узуальные и окказиональные пути создания новых слов современного русского языка. Последние обнаруживают большую востребованность в лексике ограниченного употребления (например, среди жаргонизмов), а также в художественной и публицистической речи, отличающейся повышенной эмоциональностью и выразительностью, ориентацией на необычные, нестандартные способы языкового выражения. Школьники приобретают умения и навыки правильного речевого поведении в ситуациях «варьирования морфемного состава единиц языка, выбора лексических или словообразовательных синонимов и антонимов, правильного варианта однокоренных слов из группы паронимов и др.» [2, с. 105]. Кроме того, уроки русского языка по морфемике и словообразованию предполагают органичное сочетание монологической (в рамках ответа на поставленный вопрос или задание) и диалогической (при организации учебных диалогов) речи, актуализацию различных моделей аргументации своей точки зрения по учебному материалу. Сказанное определяет значимость работы по морфемике и словообразованию в современном школьном филологическом образовании, отличающемся подчеркнутой коммуникативно-речевой направленностью.



В «Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования» [3] указаны следующие универсальные учебные действия, входящие в состав данных компетенций и непосредственно сопряженные с изучением морфемики и словообразования:

– расширение и систематизация знаний о языке, о его морфемном и словообразовательном строе;

– освоение таких базовых для морфемики и словообразования понятий, как морфема, способ словообразования, словообразовательное средство, непроизводная основа, производная основа, членимая основа, нечленимая основа, корень, приставка, суффикс, окончание и др.;

– развитие умений и навыков морфемного и словообразовательного видов анализа слова, а также их применения в рамках комплексного исследования предложения или текста;

– обогащение словарного запаса слов в процессе овладения морфемными и словообразовательными средствами русского языка;

– знакомство со стилистическими ресурсами морфемики и словообразования, понимание и грамотное использование их эстетических, изобразительно-выразительных возможностей в речи;

– формирование готовности повышать свою языковую культуру в процессе соблюдения языковых норм в области морфемики и словообразования, расширение коммуникативно-речевого опыта правильного включения морфемных и словообразовательных единиц в собственные высказывания с учетом особенностей и условий коммуникации.

Анализ работ отечественных ученых, касающихся различных вопросов методики обучения морфемике и словообразованию на уроках русского языка в школе, позволяет заключить следующее:

  1. Школьное изучение данных разделов языкознания имеет научную основу, содержание учебной деятельности по ним отражает накопленный отечественной лингвистикой опыт в разноаспектном (структурно-семантическом, функционально-семантическом, стилистическом) рассмотрении морфемных и словообразовательных единиц русского языка, репрезентированный в достаточно упрощенной и адаптированной под языковую личность учащихся форме.

В «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой морфемика определяется следующим образом: «раздел морфологии, занимающийся описанием морфологических моделей языка, т. е. строения морфем и закономерностей их расположения в более протяженных последовательностях (словах)» [4, с. 312]. Иными словами, морфемика есть учение о значимых частях слова и его отдельных форм – морфемах, о морфемном строе современного русского языка. Соответственно морфемы составляют объект изучения школьной морфемики.


По наблюдениям Н. Л. Чудаевой [5], предметом школьного раздела «Морфемика» являются: а) виды морфем русского языка (дифференцируемых, во-первых, на корень, окончание, приставку и суффикс; во-вторых, на словообразующие и формообразующие морфемы); б) правила морфемного членения слов; в) морфемный анализ слов.

Словообразование представляет собой раздел языкознания, изучающий деривационные отношения в языковой системе, прежде всего строение, способы и средства образования слов. Объектом словообразования выступает строение слов. Предметом – способы и средства производства слов в современном русском языке, которые различаются в зависимости от их грамматической природы, в соответствии с чем говорится о способах словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий и т. д. В целом школьная методика оперирует известными лингвистике словообразовательными способами, описанными в исследованиях В. В. Виноградова [6], В. В. Лопатина [7], В. Н. Немченко [8]. Среди них: 1) морфологические (морфемные) способы словопроизводства, реализующиеся с помощью специальных морфемных средств, прибавлением аффиксов к производящим основам или их усечением, а именно: префиксальный (приставочный), суффиксальный, префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный) способы, а также нулевой (бессуффиксный) способ, который иногда считают особым фонетико-морфологическим способом словообразования, однако в школьной методике его включают в состав морфологических способов словопроизводства; 2) морфолого-синтаксический способ, подразумевающий образование новых слов путем перехода их из одной части речи в другую (дежурный солдат (прилагательное) дежурный по столовой); 3) лексико-синтаксический способ, предполагающий образование новых слов путем слияния двух самостоятельных единиц языка (высокоинтеллектуальный, долгоиграющий); 4) лексико-семантический способ, предусматривающий образование новых слов в результате развития у лексических единиц языка новых значений и появления омонимов (свет1«электромагнитное излучение» → свет2«высшее общество»).

По замечаниям Е. И. Литневской [9], школьное словообразование сосредоточено на решении следующих языковых задач: а) установить, является ли слово производным или непроизводным в современной языковой системе; б) определить способ и средство его производства в современном русском языке.


  1. Школьное преподавание морфемики и словообразования базируется на ряде методических принципов, которые, являясь универсальными для данных разделов языкознания, актуализируют разное содержание.

Так, среди принципов изучения словообразования Т. Н. Калинина [101] указывает:

– системный принцип – принцип выявления словообразовательных связей слов, что позволяет устанавливать, родственными или неродственными, производными или непроизводными они являются;

– синхронический принцип, означающий необходимость осуществления словообразовательного анализа слова с точки зрения его мотивированности в современной языковой системе; при этом синхроническое словообразование необходимо отделять от диахронического словообразования, которое рассматривает внутреннюю структуру слова с позиций тех исторических изменений, которые происходили на протяжении длительного времени. Диахроническое словообразование опирается на этимологический анализ слова, который не всегда должен учитываться при изучении внутренней структуры слов и способов их производства в языке;

– экстралингвистический принцип как принцип соотнесения слова с реалией.

К принципам обучения морфемике Н. И. Алексеева [11] относит:

– системный принцип, предполагающий осуществление морфемного разбора слова (разбора слова по составу) с учетом его фонетического облика, значения, грамматической природы и словообразовательной производности, утверждающий тесную связь морфемного анализа с другими видами языкового анализа: фонетическим, лексико-семантическим, словообразовательным, морфологическим;

– синхронический принцип, апеллирующий к разграничению современного и исторического морфемного состава слова;

– функциональный принцип, означающий учет функций морфем разных типов.

  1. Школьное обучение морфемике и словообразованию имеет сквозной характер, т. е. обращение к сведениям по ним предусмотрено в работе и над другими разделами учебного предмета «Русский язык», однако основное внимание морфемике и словообразованию уделяется в V–VI классах, чего явно недостаточно, по мнению Е. В. Юминовой [12]. Кроме того, ученый-методист указывает на следующие трудности в освоении знаний по данным разделам языкознания: а) ограниченный объем специальной информации, который не позволяет учащимся грамотно осуществлять морфемный и словообразовательный разборы слов как контроль и самоконтроль за формированием морфемных и словообразовательных умений и навыков; б) разночтения в определении ключевых понятий, которые фиксируются в учебно-методических комплексах; в) непоследовательное различение синхронического и диахронического подходов в актуализации учебных сведений; г) отсутствие специальной работы с явлением опрощения морфем в структуре слова. К данным трудностям Е. В. Хоменко [13] добавляет отсутствие преемственности в работе над морфемикой и словообразованием в начальных и средних классах. Н. Н. Сафонова [14] справедливо отмечает достаточно раннее изучение материала по морфемике и словообразованию на уроках русского языка, что затрудняет его глубокое и всестороннее понимание учащимися с целью выработки умений и навыков морфемного и словообразовательного анализа слов. Результатом становится низкая продуктивность обучения, что выражается, например, в неумении разбирать слова по составу и определять способы их образования в языке, часто демонстрируемые школьниками.