Файл: Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России Понятие государственный долг.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России
Понятие государственный долг
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:
  • задолженности владельцам государственные краткосрочные облигации – облигации федерального займа (ГКО-ОФЗ);
  • задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
  • задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
  • внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
  • вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами
Показатели величины государственного долга Российской Федерации (по состоянию на конец соответствующего года), млрд. руб.
Динамика государственного внутреннего долга России, 2018- 2020 гг., млрд. руб.
Структура государственного внутреннего долга России по видам государственных ценных бумаг, (%)
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01.01.2020

Сегодня на первый план выходят следующие вопросы в сфере управления государственным долгом:
  • большой объем заимствований в национальной валюте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;
  • проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;
  • ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;
  • неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.
Можно выделить несколько приоритетных направлений государственной экономической политики в части управления государственным долгом:
  • постепенно снижать зависимость состояния экономики и Федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов;
  • стимулировать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на долгосрочный период;
  • поддерживать величину государственного долга на безопасном для экономики уровне, что предполагает рациональное планирование предельного уровня долга;
  • лимитировать размер принимаемых новых обязательств, связанных с привлечением кредитов Всемирного банка, с целью решения структурных проблем социального и государственного управления
Можно выделить следующие пути уменьшения внешнего государственного долга:
  • 1) переход бюджетной политики государства от пассивной формы бюджетного дефицита к активной;
  • 2) проведение оптимизации объема и реструктуризации расходов государственного бюджета, прежде всего, направляемых в реальный сектор экономики;
  • 3) процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности;
  • 4) развитие рынка государственных ценных бумаг;
  • 5) привлечение долгосрочных и среднесрочных займов;
  • 6) необходимо принять меры по привлечению в страну иностранного капитала в форме прямых, портфельных и других инвестиций

Вывод:
В заключении, следует отметить, что проблема урегулирования госдолга требует серьезного и взвешенного решения. Назначение государственного долга не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения расходов государства, но и в том, что с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета. Библиографический список
  • 1. Кечайкина Е.М., Бояркина Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) внешнего долга как института обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Том 10. – № 3А. – С. 12-19.
  • 2. Официальный сайт Министерства финансов РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения 12.12.21г.)
  • 3. Официальный сайт Центрального банка РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru(дата обращения 12.12.21 г.)
  • 4. Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Том 9. – № 4А. – С. 186-195.
  • 5. Кирова И.В., Попова Т.Л. Экономические санкции: история и современность // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2015. – №3 (5). – С. 6.
  • 6. Кирова И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №9. – С. 100-107.
  • 7. Безновская В.В., Коваленко Н.В., Кузнецова Е.В. Денежно-кредитное регулирование инновационного развития экономики России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – №4 (18). – С. 13.