Файл: Социальное обеспечение лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской аэс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 3095

Скачиваний: 67

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курсовая работа
На тему:

Социальное обеспечение лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………...3
Глава 1. Правовое регулирование прав граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС………………………………………………..7

1.1.Законодательство Российской Федерации о Чернобыльской катастрофе…………………………………………………………………………...7

1.2 Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС…………………….10

1.3 Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы…..………………………………………………….12
Глава 2. Обеспечение пособиями лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС……………………………………………………………16

2.1 Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы………………………………………………..16

2.2 Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц…………………………………………………………………………………..21

2.3 Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы…………………………………………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………..35


Введение

Актуальность темы исследования. В 2017 г. исполнилось 31 год с момента аварии на Чернобыльской АЭС. Поддержка пострадавших в этой техногенной катастрофе остается важной частью социальных обязательств государства.

Актуальность выбранной моей темы исследования проста, это защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач РФ как социального государства.

Современная цивилизация строится в основном на технической базе, игнорируя другие сферы. Из-за этого жизнь человека изрядно облегчилась. Ушел в прошлое тяжелый физический труд, радикально изменились в лучшую сторону бытовые условия. Но за все это надо, к сожалению, платить. Технологические катастрофы двадцатого - двадцать первого веков с массовыми жертвами и колоссальными разрушениями стали повседневностью. Тысячи людей гибнут из-за чьей-то ошибки, халатности и даже преступности. И наша страна не стала исключением. Скорее наоборот, мы опять оказались пионерами нового атомного века.


По результатам Чернобыльской катастрофы миллионы людей оказались в разной степени пострадавшими. Сначала в СССР, а затем в новых независимых государствах на его обломках назначались и назначаются до сего времени достаточно разнообразные выплаты и льготы чернобыльцам.

В России для получения этой социальной помощи полагается сформировать комплекс документов и написать заявление. При этом нужно документально доказать принадлежность к числу людей, пострадавших от аварии на АЭС. После вам выдадут «Удостоверение чернобыльца». Этот документ в дальнейшем станет основой для получения всех полагающихся социальных льгот.

Законодательство о государственной социальной помощи – это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих норм права, регулирующее отношения между государством и физическими лицами, возникающие при оказании государственной социальной помощи. Всё законодательство о государственной социальной помощи базируется на положениях, зафиксированных в самой Конституции РФ.

Российская Федерация гарантирует жизнь и свободное развитие человека. Эти права человека являются производными от неотчуждаемого права человека – его права на жизнь. Право на жизнь означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на жизнь является одним из основных прав человека, которое закреплено во многих международных документах: Всеобщей декларации прав человека1, Международным актом о гражданских и политических правах2, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 ( Рим от 4.11.1950 г.)3 и др.

Одной из основных задач любых социальных государств является обеспечение достойной жизни своим гражданам. Особенно это относится к слабо защищенным слоям населения, которые не могут самостоятельно обеспечить себе продолжительный уровень, и без поддержки своего государства обречены на вымирание. К таким слоям, в принципе, относятся граждане, пострадавшие в результате радиационных воздействий.

Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»4 был принят Государственной Думой 25.06.1999 г., одобрен Советом Федерации 2.07.1999 г. и подписан Президентом РФ 17.07.1999 г. Целями принятия этого Закона было оказание адресной социальной помощи, повышения доходов населения; обеспечение доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства.



Финансирование расходных обязательств Российской Федерации происходит за счет средств федерального бюджета, в бюджет соответственно Фонда социального страхования РФ, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Объектом исследования по данной теме курсовой выступает социальная защита лиц пострадавших в результате радиационных воздействий на Чернобыльской АЭС.

Предметом исследования являются правовые основы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных воздействий на Чернобыльской АЭС.

Целью настоящего исследования является проведение теоретического анализа основных положений социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных воздействий.

В соответствии с целью работы я определил ряд исследовательских задач:

- дать характеристику аварию на Чернобыльской атомной электростанции;

- рассмотреть правовые аспекты социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; метод системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.

Теоретико-методологическую и информационную основу работы составили работы отечественных ученых по вопросам социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных воздействий.

Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции РФ, Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также других нормативных актов, регулирующих социальную защиту лиц пострадавших в результате радиационных воздействий.

Эмпирическая основа исследования. Материалы судебной практики по теме исследования.

Структура данной курсовой работы обусловлена целями и задачами исследуемой темы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Правовое регулирование прав граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС


1.1.Законодательство Российской Федерации о Чернобыльской катастрофе

Авария 1986 года на ЧАЭС в СССР была наиболее масштабной в истории гражданской атомной энергетики из всех когда-либо происшедших5.

Вся площадь воздействия радиоактивных веществ из-за катастрофы на ЧАЭС по уровню заражения распределена на четыре четких зоны, и в настоящее время от этого зависит и уровень льгот чернобыльцам из зоны отселения6. Систематизация здесь следующая:

1.Зона отчуждения. Это земельная площадь, которая непосредственно лежит вокруг ЧАЭС. Здесь категорически не разрешается заселение людей и/или применение природных ресурсов для любых нужд, проведение экономической деятельности. Кроме того, нельзя производить или употреблять продукцию сельскохозяйственной или ремесленной отраслей хозяйственной деятельности, изготовленных в районе отчуждения. Население извещено, что возвратиться им, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, не получится.

2.Зона отселения. Перемещение людей, обитающих здесь, проводится в другие регионы временно, вплоть до предельного уменьшения радиации. Чернобыльцам, согласившимся оставить эту зону, должна быть выделена социальная поддержка.

3.Зона права на отселение. Эта сфера уже в меньшей степени попала под воздействие радиации, хотя она и здесь тоже повышенная. Чернобыльцы, покидающие эту область с повышенным уровнем заражения, в состоянии надеяться на получение различных компенсаций и льгот.

4.Зона граждан, которым необходимы социальные хозяйственные льготы.

В результате крупнейшей за всю истории атомной энергетики аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) 26 апреля 1986 г., причинами которой согласно выводам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) стали недостатки проекта реактора, ошибки персонала и "общий уровень недостаточной культуры безопасности"7, радиоактивные выпадения были зарегистрированы на территориях, по крайней мере, 20 государств. По официальной статистике, непосредственно в результате аварии погиб 31 человек, более 200 были госпитализированы. Около 200000 человек было эвакуировано, в работах по ликвидации последствий аварии принимало участие более 600000 человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от радиационного облучения в результате аварии в конечном счете могло погибнуть в общей сложности до 4000 человек. По оценкам экспертов "Чернобыльского форума"
8, общая сумма ожидаемого ущерба исчисляется "сотнями миллиардов долларов" (например, Правительство Беларуси прогнозирует общий ущерб в течение 30 лет в размере 235 млрд долл.). По более ранним данным, "прямой материальный ущерб от катастрофы оценивается специалистами в 10 млрд рублей, косвенный - до 250 млрд руб. (в ценах 1987 г.)".

Некоторые государства (Германия, Великобритания и Швеция) зарезервировали за собой право на предъявление претензий Советскому Союзу в связи с аварией на ЧАЭС: министр иностранных дел Великобритании сообщил Палате общин, что они "официально зарезервировали свое право на востребование от нашего собственного имени и по поручению наших граждан компенсации от советского правительства за все убытки, понесенные вследствие аварии, происшедшей в Чернобыле. В том случае, если мы решим предъявить официальный иск, он будет предъявлен лишь после того, как будут оценены характер и полный объем понесенного ущерба"9. В дальнейшем официальные лица Великобритании заявляли, что "СССР не является участником ни одной из международных конвенций, касающихся ответственности перед третьими лицами в области ядерной энергетики, и поэтому не несет каких-либо конкретных договорных обязательств по компенсации ущерба, нанесенного за пределами его государственных границ".

Правительство Швеции также заявляло: "С точки зрения договорной практики нет ни одного международного соглашения, заключенного на двустороннем или многостороннем уровне, на основании которого Швеция могла бы предъявить какие-либо претензии в отношении СССР. Но что касается обычного международного права, существуют принципы, на которые можно было бы сослаться в поддержку таких претензий. Однако связанные с этим проблемы представляются достаточно сложными как с точки зрения права, так и в техническом отношении, и эти проблемы требуют углубленного изучения. В сложившейся ситуации основное внимание после чернобыльской аварии необходимо, по мнению Правительства Швеции, уделять мероприятиям по предотвращению подобных катастроф в дальнейшем.

Помимо ссылок на отсутствие необходимой правовой базы в 1986 г. для выдвижения претензий в литературе отмечаются и иные причины для этого: трудности подсчета убытков, установления прямой причинно-следственной связи между выпадением радиоактивных осадков и ущербом, а также потенциальные нежелательные политические последствия.