Файл: 1. Наименование дисциплины Дисциплина Основы оперативнорозыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания: Определить должен ли оперативный аппарат Российской Федерации выполнять такие поручения? Если да, то в каких случаях?
11. Во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, к сотруднику оперативного аппарата подошел гражданин в форме полковника полиции и стал давать советы по наилучшему их проведению.
Задания: Определите законность действия гражданина в форме полковника. Должен ли сотрудник оперативного аппарата выполнять его советы? В каких нормативно правовых актах регламентируется эти вопросы?
12. В ходе проведения ОРМ оперативными работниками МВД и ФСБ России в одной из квартир многоэтажного дома было обнаружено два металлических контейнера с веществами, которые создавали повышенный фон радиоактивного излучения. Один из контейнеров был изъят, а другой оставлен на месте с целью продолжения наблюдения за квартирой и задержания с поличным подозреваемых в незаконных действиях лиц.
Задание: Оцените действия оперативных работников. Какими правами обладают органы, осуществляющие ОРД в данной ситуации?
13. Начальник оперативного подразделения дал указание сотруднику уголовного розыска на проведение оперативно-розыскного мероприятия «личный сыск», что вызвало у сотрудника некоторое сомнение о наличии такого оперативно-розыскного мероприятия.
Задания: Найдите нормативный акт и выясните, относится ли «личный сыск» к оперативно-розыскному мероприятию. Если нет, то как должен поступить сотрудник, получивший указание руководителя?
14. Сотрудник уголовного розыска Петров получил срочную информацию о подготовке Сидорова, к ограблению квартиры гр-на Иванова. Конкретный план преступления Сидоров интенсивно по телефону обсуждает с различными ранее судимыми лицами. Петров, чтобы не тратить время, самостоятельно принял решение о прослушивании телефонных переговоров Сидорова в подъезде его дома.
Задания: Определите, правомерны ли действия сотрудника уголовного розыска
Петрова? Если нет, то как должен был поступить Петров? В каком нормативном акте регламентирован порядок ограничения конституционных прав граждан, условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий?
15. Сотрудник оперативного аппарата обратился к своему начальнику с просьбой временно разрешить ему возбудить уголовное дело, в котором он будет пока хранить поступающие к нему секретные материалы. Если этих материалов накопится достаточное количество, то он заведет дело оперативного учета.
Задания: Определите возможность удовлетворения просьбы сотрудника. Обоснуйте свой вариант решения со ссылкой на нормативно правовые акты.
16. Сотрудник уголовного розыска доложил своему начальнику о том, что для получения правдивой информации от подозреваемого в краже Иванова, он в процессе проведения опроса немного припугнул подозреваемого. Иванов после недолгого раздумья написал явку с повинной, в которой признает себя виновным в данном преступлении.
Задания: Дайте правовую оценку действиям сотрудника уголовного розыска. Можно ли использовать явку с повинной Иванова в качестве вещественного доказательства? Какое решение должен теперь принять руководитель оперативного аппарата? Сделайте ссылки на нормативно правовые акты необходимые для разрешения данной ситуации.
17. Два гражданина, содействующих органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, обратились к руководителю оперативного аппарата с просьбой принять необходимые меры по предотвращению в отношении их и членов их семей противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Один из этих граждан оказывал оперативным аппаратам разовую негласную помощь, а второй – это делал на контрактной основе.
Задания: Определите, на основании нормативно правовых актов, имеют ли эти граждане на желаемую защиту со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность? Если да, то оба этих гражданина или кто-то из них один? Если один, то кто именно?
18. В оперативное подразделение ОВД поступил запрос спецслужбы США о представлении информации о связях прибывшего из России гр. Петровского И.В., задержанного за совершение тяжкого преступления, связанного с подделкой ценных бумаг и денежных знаков. В запросе также содержалась информация о том, что фальшивые банкноты были изготовлены задержанным, его знакомыми по месту жительства в России, а сам он, якобы, является одним из лидеров организованной преступной группы. Начальник ОВД подготовил ответ, в котором указал, что не имеет полномочий на передачу оперативно- розыскной информации секретного характера.
Имеют ли право подразделения МВД России предоставлять информацию оперативного характера правоохранительным органам и спецслужбам иностранных государств? Каким образом в настоящее время регулируются данные правоотношения?
19. К оперуполномоченному по борьбе с экономическими преступлениями обратился гражданин по словам которого его не обоснованно по решению Арбитражного суда признали банкротом и реализовали его имущество по весьма заниженной цене. Кроме того, заявитель пояснил, что открытые торги по продаже его имущества были фиктивными, так как никто из участников торгов не вносил первоначальный взнос и вообще не платил денег.
А сама сделка является фиктивной так как совершена формально только на бумаге.
Оперуполномоченный отказал в проведении проверки сославшись на то, что в данном случае имеют место гражданско-правовые отношения, которые не входят в предмет ОРД.
Задания: Что следует относить к объекту ОРД? Имеются ли в данном случае основания для проведения ОРМ? Если да, то каким образом будет финансироваться деятельность оперативного сотрудника?
20. В прокуратуру области обратился гражданин, которому стало известно о проводимых в отношении его ОРМ и, в том числе, вторгающихся в его частную жизнь и ограничивающих конституционные права и свободы. Речь, в частности, шла об ОРМ - прослушивании телефонных переговоров.
Заместитель прокурора обратился в орган, осуществляющий указанные ОРМ с целью проверки законности их проведения.
Задания: Что является предметом прокурорского надзора? Имеет ли право прокурор запрашивать материалы, послужившие основанием для проведения указанного ОРМ?
21. В областную прокуратуру обратился гр-н Смирнов с жалобой на действия сотрудников полиции, которые, по его мнению, проводили оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор информации о его частной жизни. Надзирающий прокурор сделал запрос в УВД о предоставлении информации, подтверждающей или опровергающей изложенные в жалобе факты.
Руководитель соответствующего оперативного аппарата, уполномоченного на осуществление ОРД отказал в предоставлении какой-либо информации, мотивируя это тем, что данные сведения относятся к государственной тайне.
Задания: Какие сведения могут быть предоставлены прокурору при осуществлении
ОРД?
22. В прокуратуру области обратился гражданин, которому стало известно о проводимых в отношении его ОРМ и, в том числе, вторгающихся в его частную жизнь и ограничивающих конституционные права и свободы. Речь, в частности, шла об ОРМ - прослушивании телефонных переговоров. Заместитель прокурора обратился в орган, осуществляющий указанные ОРМ с целью проверки законности их проведения.
Задания: Что является предметом прокурорского надзора? Имеет ли право прокурор запрашивать материалы, послужившие основанием для проведения указанного ОРМ?
23. Прокурор попросил руководителя органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность, представить ему сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, без письменного согласия перечисленных лиц.


Задания: С использованием нормативно правовых актов определите правомерность указания прокурора. Должен ли руководитель оперативного аппарата выполнить данное указание прокурора?
24. Оперсотрудник получил первичную информацию о том, что разнорабочий строительно-монтажного организации Зайцев предлагал неустановленному лицу приобрести у него якобы взрывчатое вещество.
В целях выявления и пресечения действий Зайцева, подпадающих под признаки деяния, связанного с незаконным оборотом взрывчатых веществ, оперсотрудник принял решение о проведении ОРМ – проверочная закупка. Для проведения ОРМ был привлечен конфидент, который в соответствии с составленным актом выдачи СТС получил технические средства негласной фиксации хода проводимого ОРМ. В результате ОРМ конфидентом у
Зайцева было приобретено порошкообразное вещество и спрессованное вещество
(прямоугольной и цилиндрической формы с отверстиями внутри) желтого и коричневого цветов, похожие по внешним признакам на взрывчатые вещества — тротил и аммонит, общим весом 2 кг.
Задания: Правильно ли оперсотрудник провел ОРМ – проверочная закупка.
25. Корреспондент газеты Анохин, выдавая себя за сотрудника Отдела по борьбе с экономическими преступлениями, под угрозой разоблачения торговых махинаций заведующей магазином Агеевой потребовал от нее и получил 20 000 рублей. Спустя некоторое время Анохин пытался получить от заведующей другого магазина Чариной 25 000 рублей за содействие в неопубликовании в городской газете компрометирующих ее материалов, однако при получении от Чариной денег был задержан оперработниками при проведении оперативно-розыскного мероприятия – оперативный эксперимент.
Задания: При каких условиях проводится ОРМ – оперативный эксперимент.
Перечень учебно-методических изданий кафедры по вопросам организации
самостоятельной работы обучающихся
1. 1. Анисимов О.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебно- методическое пособие для бакалавров направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова
2017. - 24 с.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по дисциплине (модулю)
Организация и проведение аттестации бакалавра
ФГОС ВО в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у бакалавра компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться.
В процессе оценки бакалавров необходимо используются как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом постепенно традиционные средства совершенствуются в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптированы для повсеместного применения в российской вузовской практике.
Цель проведения аттестации – проверка освоения образовательной программы дисциплины-практикума через сформированность образовательных результатов.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины; помогает оценить крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных компетенций.


7.1. Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы:
Компетенции
Этапы
формирова
ния
компетенци
й
Показатели формирования компетенции -
образовательные результаты (ОР)
Знать
Уметь
Владеть
ПК-10 способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
Теорети-
ческий
(знать)
требования, предъявляем ые обществом к личным и профессиона льным качествам субъектов правоприме нительной (в том числе, уголовно- процессуаль ной) деятельност и и ее результатам; психологию следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса, юрисконсул ьта и психологиче ские особенности их труда; причины возникновен ия и проявления профессиона льной деформации; психологиче ские основы следственно й и судебной тактики
ОР-1 понятия оперативно- розыскной деятельности, оперативно- розыскных мероприятий, компетенцию подразделений, осуществляющи х оперативно- розыскную деятельность

Модельный
(уметь) учитывать психологиче ские закономерно сти при осуществлен ии правоприме нительной деятельност и; применять психологиче ские знания для анализа информации и поведения личности; распознават ь собственные и чужие психические реакции на внутренние и внешние раздражител и; управлять своими эмоциями; анализирова ть индивидуаль ные особенности личности, определять направления и способы коррекции поведения человека; определять эффективны е с точки зрения психологии тактические приемы, направленн ые на преодоление
ОР-2 определять законность проведения оперативно- розыскных мероприятий
лжи и сокрытия информации
; применять знания о психологии личности для прогнозиров ания поведения человека и профилакти ки правонаруш ений
Практичес-
кий
(владеть)
представлен ием о физиологиче ской основе психических явлений, основных законах нервной деятельност и человека, внешних проявлениях психических феноменов: осознать роль этих знаний в профессиона льной деятельност и юриста; навыками самонаблюд ения и наблюдения за поведением других людей, навыками анализа психологиче ских явлений;
ОР-3 порядком использования результатов оперативно- розыскной деятельности в выявлении, предупреждени и и пресечении преступлений

приемами корректного общения, возбуждения и удержания внимания слушателей; навыками свободного публичного выступления
; применять приобретенн ые психологиче ские знания для разрешения конфликтны х ситуаций, возникающи х при осуществлен ии правоприме нительной деятельност и; применять эффективны е психологиче ские приемы для организации работы в коллективе, повышения качества принимаемы х решений
ПК-13 способность правильно и полно отражать результаты профессиональн ой деятельности в юридической и иной документации
Теорети-
ческий
(знать)
порядок подготовки и проведения прокурорски х проверок; особенности участия прокурора в рассмотрени
ОР-4 основания и условия проведения оперативно- розыскных мероприятий, порядок использования результатов оперативно- розыскной деятельности,
и судами уголовных и гражданских дел.
понятие документирован ие в оперативно- розыскной деятельности
Модельный
(уметь) реализовыва ть основные надзорные полномочия прокурора, в том числе подготавлив ать и проводить прокурорску ю проверку в целях установлени я нарушения законов; аргументиро вать свою позицию по спорным вопросам теории и практики прокурорско го надзора
ОР-5 предоставлять результаты оперативно- розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд предоставлять результаты оперативно- розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд
Практичес-
кий
(владеть)
принципиал ьно реагировать на нарушения закона поднадзорн ыми объектами; реализовать на практике основные направления деятельност и прокуратуры
ОР-6 порядком документально го оформления использования результатов оперативно- розыскной деятельности в выявлении, предупреждени и и пресечении преступлений
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания:

№ п /п
РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) ДИСЦИПЛИНЫ
СРЕДСТВА
ОЦЕНИВАНИЯ,
используемые для текущего оценивания показателя формирования компетенции
Показатели
формирования
компетенции (ОР)
1
2
3
4
5
6
ПК-10
ПК-13
1.
Тема 1. История и перспективы развития теории оперативно- розыскной деятельности
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
+
+
2.
Тема 2 История и перспективы развития теории оперативно- розыскной деятельности
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
+
+
+
3.
Тема 3. Правовая основа оперативно- розыскной деятельности
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
+
+
+
4.
Тема 4. Принципы оперативно- розыскной деятельности
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
+
+
+
+
5.
Тема 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
ОС-3
Решение ситуационных задач
+
+
+
+
+
6.
Тема 6. Понятие и содержание оперативно-розыскных мероприятий
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
ОС-3
Решение ситуационных задач
+
+
+
+
7.
Тема 7. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
ОС-3
Решение ситуационных задач
+
+
+
+
8.
Тема 8. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
ОС-3
Решение ситуационных задач
+
+
+
+
+
9.
Тема 9. Субъекты оперативно- розыскной деятельности
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
+
+
+
+