Файл: 1. Наименование дисциплины Дисциплина Основы оперативнорозыскной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОС-3
Решение ситуационных задач
10.
Тема 10. Контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
ОС-1
Мини выступление
ОС-2
Защита реферата
ОС-3
Решение ситуационных задач
+
+
+
+
+
ОС-4
экзамен в форме устного собеседования по вопросам
Оценочными средствами текущего оценивания являются: устные доклады, защита реферата, итоговой и текущих лабораторных работ, тест по теоретическим вопросам дисциплины. Контроль усвоения материала ведется регулярно в течение всего семестра на лабораторных занятиях.
Критерии и шкалы оценивания
ОС-1 Мини выступление
Критерий
Этапы формирования компетенций
Максимальное количество баллов
Знает понятие оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскных мероприятий, компетенцию подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Теоретический (знать)
10
Знает основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности, понятие документирование в оперативно-розыскной деятельности
Теоретический (знать)
15
Всего:
25
ОС-2 Защита реферата
Критерий
Этапы формирования компетенций
Максимальное количество баллов
Знает компетенцию подразделений, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность
Теоретический (знать)
10
Умеет определять законность проведения оперативно-розыскных мероприятий
Модельный (уметь)
15
Всего:
25
ОС-4 Решение ситуационных задач
Критерий
Этапы формирования компетенций
Максимальное количество баллов
Умеет предоставлять результаты оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд предоставлять результаты оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд
Модельный (уметь)
10
Владеет порядком использования результатов оперативно-розыскной деятельности в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений профессиональной деятельности
Практический
(владеть)
15
Всего:
25
ОС-4 Экзамен в форме устного собеседования по вопросам
При проведении экзамена учитывается уровень знаний обучающегося при ответах на вопросы (теоретический этап формирования компетенций), умение обучающегося отвечать на дополнительные вопросы по применению теоретических знаний на практике и по выполнению обучающемся заданий текущего контроля (модельный этап формирования компетенций).
Критерии и шкала оценивания экзамена:
Критерий
Этапы формирования компетенций
Количество баллов
Обучающийся знает понятия оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскных мероприятий, компетенцию подразделений, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность
Теоретический (знать)
0-40
Обучающийся знает основания и условия проведения оперативно- розыскных мероприятий, порядок использования результатов оперативно- розыскной деятельности, понятие документирование в оперативно- розыскной деятельности
Теоретический (знать)
41-80
Обучающийся обосновывает законность проведения оперативно- розыскных мероприятий и условия предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд
Модельный (уметь)
81-120
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
Промежуточная аттестация
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие оперативно-розыскной деятельности, ее значение и место в решении задач борьбы с преступностью.
2. Общие задачи оперативно-розыскной деятельности и их содержание.
3. Характеристика частных задач отдельных оперативных подразделений (служб), осуществляющих ОРД.
4. Соотношение ОРД с уголовно-процессуальной деятельностью.
5. Соотношение ОРД с контрразведывательной, разведывательной и частной детективной деятельностью.
6. Соотношение ОРД с криминологией, уголовным и уголовно-исполнительным правом.
7. Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности.
8. Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности.
9. Морально-этические принципы оперативно-розыскной деятельности.
10. Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности.
11. Значение, структура и характеристика оперативно-розыскного закона.
12. Документирование в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
13. Оперативно-розыскная деятельность и права и свободы человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
14. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий.
15. Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых не связано с ограничением конституционных прав граждан.
16. Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых связно с ограничением конституционных прав граждан.
17. Основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
18. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
19. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности.
20. Направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
21. Органы, осуществляющие оперативно-розыскной деятельность.
22. Сотрудники оперативных аппаратов как субъекты оперативно-розыскной деятельности.
23. Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
24. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
25. Средства, используемые субъектами оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью (оперативные учеты, оперативная техника, розыскные собаки).
26. Социальная и правовая защита должностных лиц органов и граждан, содействующих им, в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
27. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, принимающих в ней участие.
28. Взаимодействие субъектов оперативно-розыскной деятельности. Формы взаимодействия.
29. Международное сотрудничество субъектов ОРД в борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
30. Органы, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
31. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.
32. Понятие и сущность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
33. Сущность, правовая основа и значение судебного контроля в обеспечении законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
34. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
35. Учет результатов оперативно-розыскного процесса.
36. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан.
Понятие и порядок получения судебного разрешения для их проведения.
37. Опрос.
38. Наведение справок. Сбор образцов для сравнительного исследования.
39. Проверочная закупка.
40. Исследование предметов и документов.
41. Наблюдение.
42. Отождествление личности.
43. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
44. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
45. Прослушивание телефонных переговоров.
46. Снятие информации с технических каналов связи.
47. Оперативное внедрение.
48. Контролируемая поставка.
49. Оперативный эксперимент.
50. Получение компьютерной информации.
Материалы для организации текущей аттестации представлены в п.6 программы.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений,
навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования
компетенции.
Краткая характеристика процедуры реализации текущего и промежуточного контроля для оценки компетенций обучающихся представлена в таблице.
№ п/
п
Наименование оценочного средства
Краткая характеристика процедуры оценивания компетенций
Представление оценочного средства в фонде
1.
Доклад, устное сообщение (мини- выступление)
Доклад - продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-исследовательской или научной темы. Тематика докладов выдается на первых семинарских занятиях, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. На подготовку дается одна-две недели. За неделю до выступления студент должен согласовать с преподавателем план выступления.
Регламент – 3-5 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.
Темы рефератов и темы мини выступлений
2.
Защита реферата
Реферат соответствует теме, выдержана структура реферата, изучено 85-100 % источников, выводы четко сформулированы
Темы рефератов и темы мини выступлений
3.
Решение ситуационных задач
Может выполняться индивидуально либо в малых группах (по 3 человека) в аудиторное и во внеаудиторное время. Текущий контроль проводится по итогам решения задач. Контроль осуществляется в ходе занятий по соответствующим темам.
Ситуационные задачи
4.
Экзамен в форме устного собеседования по вопросам
Проводится в заданный срок, согласно графику учебного процесса.
При выставлении оценки
«неудовлетворительно»,
«удовлетворительно», «хорошо», «отлично» учитывается уровень приобретенных компетенций студента. Компонент «знать» оценивается теоретическими вопросами по
Комплект примерных вопросов к экзамену
содержанию дисциплины, компоненты
«уметь» и
«владеть»
- практикоориентированными заданиями.
В конце изучения дисциплины подводятся итоги работы студентов на лекционных и практических занятиях путем суммирования заработанных баллов в течение семестра.
Критерии оценивания знаний обучающихся по дисциплине
9 семестр
№ п/п
Вид деятельности
Максимальное количество баллов за занятие
Максимальное количество баллов по дисциплине
1
Посещение лекций
2 4
2
Посещение практических и лабораторных занятий
1 5
3
Работа на занятии
25 125 4
Контрольное мероприятие рубежного контроля
46 46 5
Экзамен
120 120
ИТОГО: 3 зачетных единицы
300
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы обучающихся
Посещение лекций
Посещение практических и лабораторных занятий
Работа на практических и лабораторных занятиях
Контроль ное мероприя тие рубежног о контроля
Экзамен
9
семестр
Разбаллов ка по видам работ
2 х 2=4 баллов
5 х 1=5 баллов
5 х 25=125 баллов
1х46=46 120 баллов
Суммарн ый макс. балл
4 балла max
5 баллов max
120 баллов max
46 баллов max
300 баллов max
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам семестра
По итогам изучения дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности», трудоёмкость которой составляет 3 ЗЕ и изучается в 9 семестре, обучающийся набирает определённое количество баллов, которое соответствует
«отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»согласно следующей таблице:
Оценка
3 ЗЕ
«отлично»
271 – 300
«хорошо»
211 – 270
«удовлетворительно»
151 – 210
«неудовлетворительно»
150 и менее
«уметь» и
«владеть»
- практикоориентированными заданиями.
В конце изучения дисциплины подводятся итоги работы студентов на лекционных и практических занятиях путем суммирования заработанных баллов в течение семестра.
Критерии оценивания знаний обучающихся по дисциплине
9 семестр
№ п/п
Вид деятельности
Максимальное количество баллов за занятие
Максимальное количество баллов по дисциплине
1
Посещение лекций
2 4
2
Посещение практических и лабораторных занятий
1 5
3
Работа на занятии
25 125 4
Контрольное мероприятие рубежного контроля
46 46 5
Экзамен
120 120
ИТОГО: 3 зачетных единицы
300
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы обучающихся
Посещение лекций
Посещение практических и лабораторных занятий
Работа на практических и лабораторных занятиях
Контроль ное мероприя тие рубежног о контроля
Экзамен
9
семестр
Разбаллов ка по видам работ
2 х 2=4 баллов
5 х 1=5 баллов
5 х 25=125 баллов
1х46=46 120 баллов
Суммарн ый макс. балл
4 балла max
5 баллов max
120 баллов max
46 баллов max
300 баллов max
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам семестра
По итогам изучения дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности», трудоёмкость которой составляет 3 ЗЕ и изучается в 9 семестре, обучающийся набирает определённое количество баллов, которое соответствует
«отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»согласно следующей таблице:
Оценка
3 ЗЕ
«отлично»
271 – 300
«хорошо»
211 – 270
«удовлетворительно»
151 – 210
«неудовлетворительно»
150 и менее
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для
освоения дисциплины
Нормативно-правовые акты и судебная практика, рекомендуемые к изучению
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года N 174-
ФЗ (ред. от 29.07.2017)
4.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-
ФЗ (ред. от 06.07.2016)
5.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 03.12.2013)
«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»
Основная литература
1.
Горяинов К. К. Теория оперативно-розыскной деятельности : Краткий учебный курс. -
4; перераб. - Москва ; 2018. - 384 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=913896
)
Дополнительная литература
1.
Вагин О.А. Теория оперативно-розыскной деятельности : Учебник. - 4 ; перераб. и доп. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 772 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=896588
)
2.
Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: монография / С.И. Захарцев, Ю.Ю.
Игнащенков, В.П. Сальников. - М.: Норма, 2015. - 400 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=478763
)
3.
Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность : Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция". - 2 ; перераб. и доп. - Москва
: Издательство "ЮНИТИ-ДАНА", 2016. - 407 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=542647
)
4.
Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учебное пособие / О.В.
Фирсов. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
(
Электронный ресурс. –
Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=477924
)
5.
Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность : Учебное пособие. - 2. - Москва ;
Москва : Издательский Центр РИОР : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2017. -
281 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=791426
)
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Интернет-ресурсы
1. http://www.vsrf.ru/
- Сайт Верховного Суда Российской Федерации
2. http://www.ksrf.ru/ -
Сайт Конституционного Суда Российской Федерации
3. http://genproc.gov.ru/
Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации
4. http://minjust.ru/ -
Сайт Министерства юстиции Российской Федерации
5. http://www.ulproc.ru/
- Сайт прокуратуры Ульяновской области
6. law.edu.ru - федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
7. http://www.abckrim.ru -
Азбука Криминалистики. Наследники Холмса
8. http://kriminalisty.ru/ -
Сообщество криминалистов и экспертов
9. http://www.oper-ord.ru/ -
Журнал «Оперативник (сыщик)». Всероссийский журнал для профессионалов сыска
Электронные библиотечные системы (ЭБС), с которыми сотрудничает
«УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
№
Название ЭБС
№, дата договора
Срок использования
Количество пользователей
1
«ЭБС ZNANIUM.COM»
Договор
№ 2304 от
19.05.2017 с 31.05.2017 по
31.05.2018 6 000 2
ЭБС
«Университетская библиотека онлайн»
Договор № 1010 от 26.07.2016 с 22.08.2016 по
21.11.2017 6 000 3
ЭБС elibrary
Договор № 223 от 09.03.2017
С 09.03.2017 до
09.03.2018 100%
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Успешное изучение курса требует от обучающихся посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы обучающихся, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы обучающиеся имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией.
Подготовка к практическим занятиям.
При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия (использовать конспект лекций, изучить нормативные правовые акты по теме, основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, при необходимости дополнить конспект, делая в нем соответствующие записи из литературных источников). В случае затруднений, возникающих при освоении теоретического материала, студенту следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале практического занятия преподаватель знакомит студентов с темой, оглашает план проведения занятия, выдает задание. В течение отведенного времени на выполнение работы студент может обратиться к преподавателю за консультацией или разъяснениями. В конце занятия проводится прием выполненных работ, собеседование со студентом.
Результаты работы на практических занятиях оцениваются в баллах, в соответствии с балльно-рейтинговой системой университета.
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1. Тема: История и перспективы развития теории
оперативно-розыскной деятельности.
1. История развития теории оперативно-розыскной деятельности.
2. Тенденции и перспективы развития теории оперативно-розыскной деятельности.
3. Предмет и система учебного курса «Основы оперативно-розыскной деятельности»
Цель занятия: заслушав и обсудив мини-выступления по теме, студенты должны усвоить понятие предмета, объекта, системы и методов оперативно-розыскной деятельности.
Рекомендации к самостоятельной работе