Файл: Реферат Информационные технологии на железнодорожном транспорте Выполнил студент гр. А32 Кобляков В. В.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Саратовский техникум железнодорожного транспорта

Реферат

Информационные технологии на железнодорожном транспорте


Выполнил студент гр. А-32

Кобляков В.В.

1. Управление перевозками
Для МПС существенно не просто обеспечить перевозки (на долю железных дорог приходится 85% всех транспортных и 30% пассажирских потоков), а повысить надежность и эффективность транспортного обслуживания. Ставится задача перейти от центров управления движением к центрам управления перевозками. Ведущую роль должна сыграть охватывающая железные дороги страны магистральная цифровая сеть связи, создаваемая генеральным подрядчиком МПС, компанией Транстелеком.

Сеть будет основана на магистральных оптоволоконных линиях связи (ВОЛС) общей протяженностью более 35 тыс. км; в настоящее время уже проложено 7 тыс. км. У МПС даже имеется собственный завод по производству оптоволоконного кабеля. Кроме того, в ней задействованы мощности спутника связи LMI-1, в сентябре выведенного на орбиту. ВОЛС прокладывается вдоль железнодорожных магистралей, поэтому за счет использования уже готовой инфраструктуры для при ее развертывании требуются существенно более скромные капитальные вложения. Короче говоря, Транстелеком готовится стать вторым национальным оператором связи, предоставляющим услуги связи внутри страны и за ее пределами.

Среди прикладных систем, решающих задачи управления процессом перевозки, можно отметить интегрированную систему управления перевозками АСУ-ПГ и планируемую к внедрению в середине 2000 года на всей территории страны систему ДИСПАРК, позволяющую учитывать состояние парка вагонов, контролировать их дислокацию и анализировать ресурсы подвижного состава. Предполагается, что диспетчерская служба получит информацию по каждому вагону, его текущему техническому состоянию, местоположению, загрузке на данный момент и т. п. Сходные задачи по учету вагонов, цистерн и контейнеров призваны решить системы, предлагаемые для ГВЦ МПС компанией SAS Institute. Другая, не менее важная для железных дорог хозяйства система — единые диспетчерские центры управления. Подобные системы уже эксплуатируются на Горьковской, Куйбышевской и ряде других дорог средней протяженности. В МПС создан Центр ситуационного управления для высшего руководства министерства.

2. Управление маркетингом, экономикой и финансами
До недавнего времени в МПС мало внимания уделялось вопросам маркетинга услуг и управления финансами. В какой-то степени этому способствовало монопольное положение отрасли. Сегодня внедряется система фирменного транспортного обслуживания, призванная реализовать отраслевую маркетинговую политику, удовлетворить платежеспособный спрос на перевозки, привлечь дополнительный объем заказов за счет гибкой тарифной политики. На базе системы SAP R/3 на платформе IBM S/390 создана, например, единая корпоративная система управления, используемая в департаменте финансов МПС.

«Конечные» потребители услуг МПС — пассажиры — уже давно пользуются системой резервирования и продажи билетов «Экспресс-2» (http://www.express2.tsi.ru), 14 комплексов которых развернуто на 17 стальных магистралях. Однако сегодня технологические ограничения не позволяют охватить все цепочки управления пассажироперевозками. Скоро предполагается ввести в эксплуатацию более гибкую систему «Экспресс-3», позволяющую, например, продавать билеты в динамике на поезд, уже находящийся в пути. Среди других шагов навстречу пассажирам можно также отметить систему дистанционной медицинской диагностики, развертываемой сегодня на всех 900 станциях Октябрьской железной дороги.

3. Управление транспортной инфраструктурой
Система АСУ-П, предназначенная для управления путевым хозяйством, решает задачи предупреждения, планирования и учета ремонта пути, а также ведения электронного паспорта каждой единицы инфраструктуры. Широкое распространение получили средства сигнализации и связи, предлагаемые, в частности, компанией Siemens и работающие в связке с системами отечественного производства.
4. Управление непроизводственной сферой
Одна из проблем любой отрасли — это кадры. Их подготовкой в МПС занимаются десять вузов и техникумов, получивших на развитие своей информационной среды 50 млн. руб. и развернувших у себя 32 компьютерных класса. В скором времени все учебные заведения отрасли будут подключены к ведомственной информационной сети. На Октябрьской железной дороге развернута система «Кадры», позволяющая решать задачи по управлению штатом из 200 тыс. работников. Средствами телемедицины сегодня можно проводить диагностику заболеваний работников и осуществлять мониторинг психологического состояния машинистов подвижного состава.



Предварительная оценка дополнительной ежегодной прибыли железнодорожного транспорта в результате внедрения представленных на «Инфотранс ‘99» решений будет составлять, по данным МПС, 350 млн. долл. Расчетный срок окупаемости затрат на информатизацию — четыре-пять лет.

Прошедшая в Санкт-Петербурге конференция «Инфотранс ‘99» продемонстрировала, что МПС на деле, а не на словах одной из своих целей выдвинуло интеграцию в общероссийскую систему телекоммуникаций. В свое время из Питера были проложены первые в стране железная дорога и первая телеграфная линия. Хорошо известна роль, инженеров-путейцев прошлого, которых по праву можно отнести к ярким представителями отечественной технической интеллигенции, в деле становления экономики и культуры России.

Создание и развитие АСУ планируется с широким применением проектного подхода, который предусматривает целевую организацию системы управления, ориентированную на достижение конечных результатов. Циклы работ привязаны не к годам, а к периодам, по завершении которых получаются значимые показатели.

Здесь уместно упомянуть международную автоматизированную систему управления пассажирскими перевозками и электронным резервированием мест "Экспресс-3", АСУ контейнерными перевозками ДИСКОН, автоматизированную систему учета, контроля, дислокации, анализа использования и регулирования вагонных парков ДИСПАРК, а также АСУ инфраструктурой железнодорожного транспорта (АСУ-И).

Результаты внедрения многих АСУ впечатляют. Например, "Экспресс-3" действует на всей территории бывшего СССР. Ежегодно через нее продается около 150 млн. билетов, а среднее время обслуживания одного пассажира составляет всего 2-2,5 мин.

На этапе внедрения находится проект системы автоматизации идентификации (САИ) подвижного состава "Пальма", разработанный с участием ФГУП ЦНИРТИ. "Пальма" позволяет значительно повысить оперативность и достоверность информации о дислокации подвижного состава и сократить затраты ручного труда операторов. Только на Октябрьской железной дороге до конца года будет внедрено 170 считывающих устройств САИ "Пальма". Уже сегодня достигнута договоренность о ее внедрении на дорогах стран СНГ и Балтии.

"Работы по различным проектам информатизации не должны выполняться независимо, так как внедряемые новые технологии управления относятся к деятельности одной компании, в которой все процессы взаимосвязаны, - считает г-н Зябиров. - Следовательно, соответствующие автоматизированные системы должны быть унифицированы и интегрированы по целям, а также по технологическому, информационному, программному и другим видам обеспечения".


По его мнению, информатизация должна реализовываться через сбалансированную систему проектов - как прикладных, предусматривающих оптимизацию технологии управления различными областями деятельности компании с использованием автоматизированных систем, так и интеграционных, обеспечивающих создание комплекса автоматизированных систем.

Первым положительным опытом создания и внедрения такого подхода является внедрение сетевой интегрированной информационно-управляющей системы СИРИУС. Она разрабатывается как многоуровневое централизованное решение, включающее в себя различные функциональные подсистемы: управления вагонным парком в целях обеспечения погрузки на сети железных дорог России; сменно-суточного и текущего планирования; оперативного контроля и анализа перевозочного процесса, соблюдения сроков доставки грузов; возврата порожних вагонов других государств и собственников и т.д.

В августе нынешнего года комиссия ОАО РЖД приняла в постоянную эксплуатацию на базовой Горьковской железной дороге (ГЖД) первую очередь СИРИУСа. Было отмечено, что все 17 дорог готовы к внедрению новой системы. Быстро растет список ее пользователей: на ГЖД их уже более 300, по стране около 3000, а в перспективе будет не менее 1000 на каждой дороге.

По мнению г-на Зябирова, сегодня "Российские железные дороги" владеют наиболее развитой инфраструктурой информатизации по сравнению с другими отраслями страны. Создана современная телекоммуникационная среда на базе цифровых систем связи, волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и спутниковых каналов. В настоящее время протяженность эксплуатируемых ВОЛС составляет 53 тыс. км.
5. Связь на железных дорогах
На железнодорожном транспорте России выполнен большой комплекс работ по внедрению цифровых систем связи. В результате создана Единая магистральная цифровая сеть связи (ЕМЦСС) на базе ВОЛС. Ее оператором является компания "ТрансТелеКом", всем пакетом акций, которым владеет ОАО РЖД. В этом году выручка "ТрансТелеКома" от продажи услуг связи составит 130 млн. долл. Эта сеть имеет более 900 узлов доступа в 71 из 89 регионов страны (см. PC Week/RE, N 17/2004, с. 22).

Среди внедренных технологий - SDH, IP MPLS VPN, VoIP. Мониторинг и поддержку сети ВОЛС осуществляют главный центр управления и 16 региональных центров. ЕМЦСС является транспортной средой для технологической связи.


На настоящий момент удовлетворена потребность в каналах связи; повышено качество и достоверность передачи информации в системах передачи данных, обеспечивающих реализацию новых информационных технологий; расширены функции средств связи за счет внедрения цифровых систем коммутации общей емкостью более 200 тыс. номеров, позволивших передавать различные виды информации в режиме мультимедиа (речь, данные, видеоинформация).

Полным ходом внедряется система связи новой вертикали управления перевозками на железнодорожном транспорте, включающая в себя единый центр управления движением поездов, дорожные центры управления перевозками, центры диспетчерского управления и центры управления местной работой цифровой и цифро-аналоговой систем технологической связи.

Организовано производство на уровне международных стандартов цифровых систем передачи и коммутации технологической связи на ведущих предприятиях России: ОАО "Морион" (Пермь), Экспериментальный завод научных приборов РАН (пос. Черноголовка), ЗАО "Информтехника и связь" (Москва), НОВЕЛ-ИЛ (Санкт-Петербург).

Налажено изготовление цифровой аппаратуры оперативно-технологической связи в ООО "Интелсет-ТСС", "Абител-информ", ЗАО "Микчел-ТСК", ООО "КАПО-НИИЖАтел", на Лосиноостровском электротехническом заводе ОАО РЖД, а также в ряде других отечественных фирм.

Созданная цифровая система оперативно-технологической связи (ОТС), по функциональным возможностям превосходящая многие аналоги в мировой железнодорожной практике, обеспечивает значительное повышение качества, оперативности, надежности и устойчивости связи. Системой цифровой ОТС оборудовано около 20 тыс. км железных дорог России.

Сеть общетехнологической телефонной связи (ОбТС) развивается на основе цифровых учрежденческо-производственных АТС по принципу замещения "сверху вниз". Строятся цифровые телефонные станции в первую очередь в дорожных и отделенческих узлах, а затем на нижнем уровне.

Для сопряжения с городскими АТС в дорожных узлах устанавливаются станции городского типа EWSD, которые являются в то же время районными. Разработаны единая система пятизначной нумерации и принципы построения сети с учетом совместной работы цифровых и аналоговых телефонных станций.

Для оперативного управления ресурсами сети, способствующего сокращению эксплуатационных расходов по текущему содержанию, предусмотрена система мониторинга и администрирования (СМА), внедренная на железных дорогах.