Файл: Автореферат магистерской работы Конституционноправовое регулирование суррогатного материнства в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Москва, 2012).

Методологическую основу работы составляют как общефилософские и общенаучные, так и специальные методы научного познания, в частности, диалектический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, статистический методы.

Эмпирическую основу работы составили акты судебной практики, данные социологических исследований, материалы периодической печати, размещенные в сети Интернет по теме магистерской диссертации.

Правовая основа работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации, Семейного Кодекса Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, федеральных законов, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, актов федеральных органов государственной власти, международно­правовых документов, законодательства зарубежных стран и других актов.

Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых в области конституционного, семейного и гражданского права.

Структура магистерской работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Основное содержание работы

В первой главе рассматриваются конституционно-правовые основы защиты материнства и детства в Российской Федерации

В частности, первый параграф посвящен анализу международных стандартов в сфере защиты материнства и детства; изучению современной международно-правовой защиты материнства и детства; анализу гарантий международной защиты материнства и детства.

Во втором параграфе изучено законодательство Российской Федерации в области защиты материнства и детства. Проведен анализ нормативно­правовых актов, принятых в соответствии с международными гарантиями реализации защиты прав ребенка.

Вторая глава «Механизм защиты материнства и детства» состоит из трех параграфов.


В первом параграфе исследуются особенности государственно­правового механизма защиты прав и законных интересов матери и ребенка в РФ. Изучены положения Конституции РФ, обращенные к гарантии государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; проведен анализ норм федерального законодательства, направленного на охрану прав и свобод ребенка и семьи. Кроме того, изучены и отражены последние поправки в законодательство, связанные с усилением поддержки материнства, отцовства и детства.

Во втором параграфе рассмотрена судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в рассмотрении дел в сфере защиты материнства и детства. Сделан вывод об активном процессе корректировки российского законодательства в сфере социальной защиты материнства и детства, проводим в последнее десятилетие, направленном на оптимизацию реализации социальной политики.

В третьем параграфе, изучив актуальные проблемы защиты института материнства и детства в современном обществе, сделан вывод о том, что социально-правовая защита является сложным нормотворческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, постановлений и др.), но и исполнение всей совокупности нормативных правовых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер.

В третьей главе изучены особенности правового регулирования и содержание механизма защиты суррогатного материнства в России

В первом параграфе рассмотрено правовое закрепление института суррогатного материнства в законодательстве Российской Федерации и зарубежных странах. Обозначен вектор развития совершенствования законодательства в области вспомогательных репродуктивных технологий. Анализ теории и практики в сфере суррогатного материнства позволил сделать вывод, что несмотря на наличие ряда нормативных актов, затрагивающих проблемы суррогатного материнства, законодательство является противоречивым и слабо урегулированным, отсутствует системный подход, нет четких понятий и определений прав и обязанностей суррогатной матери, и генетических родителей.

Во втором параграфе изучена защита прав сторон по договору о суррогатном материнстве. Предложено урегулирование вопроса



предоставления отпуска по беременностям и родам, женщинам, участвующим в программе суррогатного материнства. Предложено определение договора суррогатного материнства следующим образом: Договор суррогатного материнства - межотраслевой, многосторонний, возмездный договор, по которому одна сторона (суррогатная мать) обязуется выносить и родить генетически неродного ей ребенка для последующей передачи его другой стороне (потенциальным родителям), которые, в свою очередь, оплачивают вознаграждение суррогатной матери, программу суррогатного материнства и иные согласованные сторонами расходы, а третья сторона (медицинская организация) принимает на себя обязательства по оказанию необходимого комплекса медицинских услуг.

В третьем параграфе изучена защита прав ребенка, рожденного суррогатной матерью. Исследованы точки зрения исследователей на актуальные проблемы развития института суррогатного материнства.

В четвертом параграфе рассмотрены судебные прецеденты по делам о защите прав участников правоотношений, возникающих с применением метода суррогатного материнства. Сделан вывод о необходимой разработке, с учетом современных достижений науки и практики специального комплексного нормативного акта о вспомогательных репродуктивных технологиях, который в полной мере должен урегулировать отношения, возникающие из договора суррогатного материнства.

Заключение. Ребенок - особая категория лиц, которая в наибольшей степени подвержена воздействию со стороны государства и общества, а значит, несомненно, нуждается в специальной юридической защите. В силу психической незрелости, ограниченной дееспособности ребенок не имеет реальной возможности защищать свои права так эффективно, как взрослый человек.

Следовательно, для защиты и реализации своих прав ребенок должен иметь гарантии со стороны государства и отработанный механизм защиты, позволяющий обеспечить ему безопасность и условия здорового развития. В силу особого правового статуса ребенка и исключительной значимости для государства Конституция РФ закрепляет гарантированность государственной защиты материнства и детства, семьи.

Суррогатное материнство должно иметь надлежащую правовую регламентацию.

Основываясь на анализе действующих международных нормативно­правовых актов, актах действующего законодательства РФ можно выделить основные и обязательные положения, на которых, на наш взгляд, должно строиться дальнейшее регулирование вопросов, связанных с применением вспомогательных репродуктивных технологий:


  1. приоритет прав и интересов ребенка, при принятии любых решений, касающихся родительских прав и обязанностей в контексте договоренностей о суррогатном материнстве,;

  2. регулирование и контроль финансовых аспектов всех договоренностей о суррогатном материнстве; регулирование всех посредников, участвующих в договоренностях о суррогатном материнстве;

  3. защита права всех детей, родившихся с помощью суррогатного материнства, независимо от правового статуса соглашения о

суррогатном материнстве в соответствии с национальным или

международным правом, в том числе путем защиты наилучших интересов ребенка, защиты прав на идентичность и доступ к информации о происхождении, и сотрудничать на международном уровне в целях предупреждения безгражданства;

Как правильно отмечалось Конституционным судом Российской Федерации, при рассмотрении дел, касающихся вопроса суррогатного материнства, необходимо исходить из приоритета прав будущего суррогатного ребенка.

Проведя анализ действующего законодательства, считаем, что в законодательство Российской Федерации необходимо внести изменения в виде новых положений, касающихся регламентации суррогатного материнства.

Нами предлагается определение договора суррогатного материнства следующим образом: Договор суррогатного материнства- межотраслевой, многосторонний, возмездный договор, по которому одна сторона (суррогатная мать) обязуется выносить и родить генетически неродного ей ребенка для последующей передачи его другой стороне (потенциальным родителям), которые, в свою очередь, оплачивают вознаграждение суррогатной матери, программу суррогатного материнства и иные согласованные сторонами расходы, а третья сторона (медицинская организация) принимает на себя обязательства по оказанию необходимого комплекса медицинских услуг.

Сегодня в законодательстве РФ отсутствуют нормы, регламентирующие порядок выдачи листков нетрудоспособности женщинам, участвующим в программе суррогатного материнства. Это относится как к биологическим матерям, так и к суррогатным. Представляется возможным внесение изменения в п. 53 приказа Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н, дополнив его абзацами следующего содержания: «Женщине, давшей согласие на имплантацию эмбриона другой женщине (суррогатной матери) в соответствии с договором, заключенным между ними, листок нетрудоспособности выдается с момента государственной регистрации факта рождения ребенка на период до 70 календарных дней (при одновременном рождении двух и более детей - на 110 календарных дней).


На наш взгляд, необходимо установить нотариальную форму договора о суррогатном материнстве, поскольку удостоверение соглашения, составленного в полном соответствии с законом, будет означать добровольное согласие женщины признать заказчиков родителями и передать им родившегося ребенка.

Дополнительным и удобным для новоиспеченных родителей моментом станет возможность нотариуса самостоятельно передать необходимые сведения в Единый государственный реестр ЗАГС по электронным каналам связи, однако в таком случае из Семейного кодекса РФ законодателю необходимо будет исключить абз. 2 ч. 4 ст. 51.

Как результат, обязательная нотариальная форма для подобного рода соглашений позволит гарантированно защитить права как будущих родителей, так и суррогатной матери, а также обеспечить необходимое нормативное регулирование правоотношениям, основанным

на использовании описываемых репродуктивных технологий.

Не менее важна и проблема защиты прав суррогатных детей в случае отказа генетических родителей от указанных детей. В этом случае ребенок остается не только без попечения родителей, но и лишается всех гарантированных СК РФ и ГК РФ имущественных прав: права на алименты, право на наследство и т.д. Целесообразным, на наш взгляд, будет введение имущественной ответственности за отказ генетических родителей от суррогатных детей, а также включение таких суррогатных детей в число наследников первой очереди даже в случае отказа от них со стороны генетических родителей.

В качестве приоритетных задач совершенствования нормативно­правовой базы целесообразно выработать принципиально новые подходы и надлежащее законодательное регулирование, поскольку действующие правовые нормы в сфере суррогатного материнства сегодня носят лишь фрагментарный характер.