Файл: Урока по предмету основы безопасности жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Информация о посещённом уроке
Ф.И.О., должность посетившего урок | |
Цель посещения урока | |
Дата посещения урока | |
Учитель (Ф.И.О., должность) | |
Класс | |
Учебный предмет | ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Тема урока | |
Тип урока | |
Цель урока | |
Структура наблюдения за ходом урока
Этапы урока | Оценка деятельности преподавателя (элементы «фотографии» урока) | ||
Организационный этап ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке. СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса. | Пример заполнения: Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка присутствующих на занятии с фиксацией в журнале. (Обязательно, в целях безопасности. Учитель отвечает за жизнь и здоровье вверенного ему коллектива. В случае сигнала об эвакуации выводит детей из здания и, согласно журналу, проверяет наличие персонального состава). Длительность этапа – 3-5 минут, что дает возможность снизить плотность урока, ученикам адаптироваться к новым условиям среды, настроиться на работу. Оценивается полная готовность класса к ученой деятельности. Высокий уровень: деятельность учителя обеспечивает включение обучающихся в работу, эмоциональный настрой на освоение предметного содержания. Начало урока осуществлено со звонком, включает взаимное приветствие, фиксацию отсутствующих в журнале, организацию внимания. Средний уровень: деятельность учителя обеспечивает частичное включение класса в работу, организационный этап продлился менее 3 минут или более 5 минут. Низкий уровень: деятельность учителя и его организационные способности не позволяют подготовить и настроить учащихся на быстрый и деловой ритм работы, организационный этап продлился менее 3 минут или более 5 минут. Учитель не фиксировал в журнале отсутствующих на уроке, урок начался не со звонком. | ||
Этап проверки домашнего задания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома. | Пример заполнения: Учитель осуществляет преимущественно комбинированный контроль (ввиду ограниченного времени на освоение предмета и превентивных мер решения проблемы «накопления» оценок), позволяющий оценить не менее 30% учеников, используя вариативные формы (устный, письменный, машинный и т.д.), персонифицированный подход к выполнению домашнего задания (например: компьютерная презентация, сообщение, демонстрация и совместное оценивание продуктов творчества – макетов, муляжей, памяток, буклетов и т.д.). В ходе проверки Д/з учитель актуализирует наиболее значимую информацию для обеспечения безопасности «здесь и сейчас» и в перспективе будущего (исходя из региональных, локальных факторов риска жизни и здоровью обучающихся); предлагает к обсуждению ситуационные задачи, требующие применение знаний в нестандартной ситуации, персонифицировано, с опорой на критический анализ сложившегося образа жизни и его коррекции по минимизации возможных рисков; подготавливает к восприятию нового знания. Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для определения уровня выполнения домашнего задания, что позволит определить готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности. Высокий уровень: учитель выбрал адекватные оценочные средства для определения объема и качества выполнения домашнего задания обучающимися, осуществлял постановку дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности изученного материала, выбрал эффективные методы ликвидации пробелов у учащихся, если таковые возникли при выполнении домашнего задания. Средний уровень: учитель выбрал не вполне адекватные оценочные средства для определения объема и качества выполнения домашнего задания обучающимися, не в полной мере определил типичные ошибки в выполнении домашнего задания обучающимися и ликвилировал обнаруженные недостатки. Низкий уровень: учитель применяет оценочные средства, которые не позволяют в полной мере определить прочность, глубину и осознанность изученного материала, не смог осуществить коррекцию выполненного домашнего задания. | ||
Этап всесторонней проверки знаний ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования. СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. | Пример заполнения: Всесторонняя проверка знаний осуществляется на уроке обобщения или на уроке-контроле на уровне теоретического осмысления учебных вопросов и практических действий по применению полученных знаний в повседневной жизни. При проведении проверки умело сочетаются - слово, наглядность, действие. Понимание учебных вопросов проверяется в ходе самостоятельной работы (тесты, решение ситуационных задач, составление кроссвордов, алгоритмов действий, практических работ и т.д.). Практические действия по применению полученных знаний проверяются в ходе совместной (коллективной) работы, организуемой в различных формах (в статичных парах, в парах сменного состава, мини-группах, командах). Выполнение коллективной работы вносит вклад в формирование личной ответственности за результаты «общего дела», стремления оказать другому помощь и поддержку, что важно в воспитании личности безопасного типа. 1. Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для определения объема, качества знаний обучающихся и уровня сформированности всех видов универсальных учебных действий: Высокий уровень: учитель выбрал адекватные оценочные средства для определения объема и качества знаний обучающихся, осуществлял постановку дополнительных вопросов для проверке прочности, глубины и осознанности учебного материала, реализовывал решение ситуационных задач по ОБЖ, что позволило определить пробелы в знаниях и умениях у обучающихся и выстроить траекторию коррекции в их подготовке. Средний уровень: учитель выбрал оценочные средства для определения объема и качества знаний обучающихся с нарушением баланса теория-практика, не организовал коллективную или игнорировал самостоятельную работу, не осуществит смену видов деятельности обучающихся. Низкий уровень: учитель применяет оценочные средства, которые на позволяют определить качество знаний у обучающихся не в полном объеме. 2.Оценивается рецензирование ответов обучающихся. Высокий уровень: комментарии учителя стимулируют у обучающихся стремление к овладению рациональными приемами учения и самообразования в области безопасности жизнедеятельности. Средний уровень: комментарии учителя позволяют учащимся определить уровень своей подготовки Низкий уровень: комментарии учителя не несут смысловой нагрузки и не раскрывают перспективы овладения новым учебным материалом, связи теории с практикой. | ||
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач (целесообразно для 1-2 класса), формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. | Пример заполнения: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала осуществляется в диалоговом режиме взаимодействия с опорой на жизненный опыт обучающихся (как положительный, так и отрицательный) на основе междисциплинарного подхода, полученной информации при освоении других учебных предметов, в том числе СМИ, Интернет, социальные сети, рассказы значимых Других. Опора на жизненный опыт позволяет учителю выявить имеющиеся знания по обеспечению безопасности и их понимание, сложившиеся убеждения и позиции, нравственные приоритеты, а так же определить вектор коррекции в ориентации на базовые национальные ценности посредством ситуаций затруднения в аргументации собственных взглядов. 1. Оценивается педагогическое воздействие учителя на подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Высокий уровень: действия педагога направлены на развитие познавательного интереса и познавательной активности у обучающихся (учитель создает условия для определения обучающимися личностной значимости учебной проблемы, ценностного потенциала изучаемых вопросов); умело организует педагогические ситуации, которые позволяют обучающимся определить цели и задачи урока, сформулировать тему урока, осмыслить проблему урока и активизировать мотивационною сферу. Средний уровень: действия педагога направлены на развитие предметного интереса и активизации учебных действий у обучающихся (учитель акцентирует внимание на практическую значимость учебной проблемы и ценность новой учебной информации для обучающихся). Помогает обучающимся определить цели и задачи урока, сформулировать тему урока, осмыслить проблему урока. Проведенная работа обеспечит развитие у обучающихся учебной мотивации. Низкий уровень: действия педагога направлены на развитие интереса у обучающихся (учитель сам раскрывает практическую значимость учебной проблемы, показывает ценностный потенциал нового учебного материала). Формулирует цели и задачи урока, тему урока, обеспечивает осмысление проблемы урока обучающимися. Способствует развитию внешней мотивации. | ||
Этап усвоения новых знаний ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими. СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения. | Пример заполнения: Усвоения новых знаний организуется на основе сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения с опорой на все каналы восприятия информации. Учитель организует интерактивную пространственно-предметную среду, в зависимости от учебных вопросов используя аудио-, видео- аппаратуру, компьютерную технику, личный показ, изобразительные плоскостные (планы, плакаты, схемы, таблицы, рисунки), объемные (муляжи, макеты) и натуральные средства (аптечка, противогаз, автомат, ОЗК и др.) обучения. Происходит рациональная смена видов деятельности обучающихся (не чаще 1-2 мин., и не реже 10 мин), смена рабочей позы. Интерактивность взаимодействия обеспечивается группой частично-поисковой, поисковой деятельности, организуемой в сочетании с самостоятельной работой, с коллективным обсуждением учебных вопросов. Опасные и ЧС не характерные для данной местности демонстрируются с помощью ТСО, обсуждение осуществляется на основе междисциплинарных связей с использованием понятийного аппарата других предметов. Важен акцент на региональный компонент, на те опасные и ЧС, которые могут возникнуть в повседневной жизни и правила обеспечения безопасности при их возникновении. Учитель использует задания, требующие установления взаимосвязей в понятийном аппарате по здоровьесбережению и безопасности, стимулирующие развитие умений анализа, синтеза, обобщения, классификации. Алгоритмы действий в различных жизненных ситуациях не преподносятся в готовом виде, а выступают продуктом совместной учебной работы с позиции «почему именно так, а не инече следует действовать», какие законы, закономерности лежат в основе алгоритма. 1. Оценивается педагогическое воздействие учителя на усвоение обучающимися новых знаний Высокий уровень: учитель выбрал адекватные, инновационные методы и средства обучения, которые обеспечивают восприятие, обобщение и систематизацию нового материала, формирование умения самостоятельно применять знания в различных опасных ситуациях, конспектирование опорных пунктов и тезисов, применение многообразия средств наглядности, смысловой работы с текстом, осознание и осмысление учебного материала посредством активизации мыслительных процессов (аналитическая деятельность, сравнение, сопоставление создание проблемной ситуации, решение ситуационных задач), формирование теоретической и практической готовности обучающихся к безопасному поведению, готовности к действиям в условиях опасной ситуации. Средний уровень: учитель выбрал адекватные методы и средства обучения, которые обеспечивают восприятие, обобщение и систематизацию нового материала, формирование умения самостоятельно применять знания в различных опасных ситуациях, осознание и осмысление учебного материала посредством активизации мыслительных процессов (аналитическая деятельность, сравнение, сопоставление создание проблемной ситуации, решение ситуационных задач), формирование теоретической и практической готовности обучающихся к безопасному поведению. вместе с тем не обеспечил смену видов деятельности обучающихся, смену рабочей позы. Низкий уровень: учитель выбрал традиционные методы и средства обучения для освоения основных понятий по ОБЖ, формирования теоретических знаний о действиях в условиях различных опасных ситуациях, осознания учебного материала посредством мыслительной деятельности, формирования теоретической и практической готовности обучающихся к безопасному поведению. | ||
Динамическая пауза (ФМ) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – снятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности. СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – содержание ФМ должно отвечать возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН (Приложение 4). ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся. | Пример заполнения: Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН. | ||
Этап проверки понимания учащимися нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся. | Пример заполнения: Проверка понимания учащимися нового материала организуется в ходе решения ситуационных задач с элементами дискуссии. Ситуационная задача предъявляется обучающимся различными способами (выполнение самостоятельной работы, просмотр видеосюжета, иллюстрация, театрализация, рассказ и т.д.) и в различных формах организации взаимодействия (фронтальное, групповое, парное). Обсуждение, как правило, коллективное. Учитель в ходе обсуждения побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности (сравните.., докажите…, почему.., аргументируйте…, выделите …, охарактеризуйте…, опишите свои действия…, какой выбор будет наиболее рациональным в предложенной ситуации, как вы поступите… и т.д.) 1. Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для проверки понимания учащимися нового материала Высокий уровень: учитель выбрал адекватные оценочные средства для определения глубины и понимания учебного материала, внутренних закономерностей и связей; учитель определил круг вопросов, требующих активной мыслительной деятельности обучающихся, представил для обсуждения нестандартные ситуации, реализовал методы, обеспечивающие поиск рационального решения, дополнений, уточнений обучающимися, осуществил дифференцированный подход к проверке понимания нового материала. Средний уровень: учитель выбрал не вполне адекватные оценочные средства для определения глубины и понимания учебного материала, содержание новых понятий и алгоритмов поведения в условиях возникновения опасной ситуации; учитель предлагал к решению преимущественно стандартные ситуационные задачи. Низкий уровень: учитель выбрал оценочные средства, которые не позволяют в полном объеме определить глубину понимания учебного материала, не смог своевременно скорректировать пробелы в понимании нового учебного материала, не предлагал к решению нестандартные ситуационные задачи. На уроке отсутствовал дифференцированный контроль уровня осознанности учебного материала. | ||
Этап закрепления нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу. СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся. | Пример заполнения: Закрепление нового материала организуется в ходе практической деятельности с понятийным аппаратом (дать определение…, перечислить …, составить схему, заполнить таблицу, изучить модель и ответить на вопросы, просмотреть видеофрагмент и прокомментировать и т.д.) или с объектами средств обеспечения безопасности в ходе выполнения упражнений, тренировки (наложения повязок, сборки/разборки автомата Калашникова, надевания ОЗК, метания гранаты, вязки узлов, отработки строевых приемов, складывания костра, зарисовки сигналов бедствия, определения вида повреждения, транспортировки пострадавшего и т.д.). 1. Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для проверки закрепления учащимися нового материала. Высокий уровень: учитель выбрал адекватные средства коррекции всех видов УУД согласно новому ученому материалу, эффективные методы и средства закрепления полученных знаний и умений, их применения при решении нестандартных задач, использует методы педагогического воздействия для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Средний уровень: учитель выбрал адекватные средства коррекции отдельных видов УУД согласно новому ученому материалу, применил различные методы и средства закрепления полученных знаний и умений, их реализации при решении типовых задач. Низкий уровень: учитель не осуществил коррекцию УУД, согласно новому ученому материалу, использовал методы и средства, которые не обеспечили закрепление полученных знаний и умений обучающихся. | ||
Рефлексия учебной деятельности ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности. | Пример заполнения: Рефлексия учебной деятельности осуществляется на основе самоанализа проделанной работы, которая может быть организована с помощью прямых (открытых) вопросов «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», «Что нового узнал?», «Что вызвало интерес?», «Что требует дополнительной информации и размышления?», или вопросов, косвенно отражающих цели дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки, связанных с выбором варианта домашнего задания. 1. Оценивается выбор учителя методов, форм и оценочных средств для рефлексии учебной деятельности учащимися Высокий уровень: учитель выбрал адекватные средства, методы и формы формирования у учащихся умения анализировать учебную деятельность, что позволяет соотнести цели и результаты учебной деятельности, определить цели дальнейших учебных действий и выбрать направления для самоподготовки. Средний уровень: учитель применил разные средства, методы и формы формирования у обучающихся умений анализировать учебную деятельность, но не обеспечил перспективу дальнейшей деятельности для самоподготовки. Низкий уровень: учитель не обучил учащихся умению анализировать учебную деятельность, учащиеся не могут осуществлять рефлексию учебной деятельности. | ||
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. | Пример заполнения: Учитель предлагает варианты выполнения домашнего задания, предусматривающие разнообразные способы получения информации, ее обработки и представления. Важно, чтобы Д/з по объему выполнения не превышало 30 минут, максимально соответствовало социокультурной ситуации развития, особенностям жизнедеятельности, образу жизни, интересам и потребностям обучающихся. 1. Оценивается качество инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания Высокий уровень: учитель спокойно и терпеливо инструктирует обучающихся по содержанию и выполнению заданий домашней работы, проверяет уровень понимания требований к выполнению домашнего задания, мотивирует обучающихся на качественное выполнение домашней работы, подводит итоги работы класса и комментирует персонифицированное оценивание, определяет позитивные и перспективные результаты обучения учащихся. Средний уровень: учитель инструктирует обучающихся по содержанию и выполнению заданий домашней работы, мотивирует обучающихся на качественное выполнение домашней работы, подводит итоги работы класса. Низкий уровень: учитель дает обучающимся домашнее задание не предусматривающее вариативные формы его выполнения, не раскрывает критерии выполненной работы, объем домашней работы превышает 30 мин. на его выполнение. | ||
ВЫВОДЫ | |||
Достижение цели урока: РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА: 1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.); 2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие). | Пример заполнения: Ведущими принципами эффективности урока ОБЖ рекомендуется считать: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций, научность, проблемность, системность, ясность изложения и активизация мышления обучающихся, доказательность и аргументированность суждений, учет возрастных и психофизиологических особенностей, сочетание теории и практики, сочетание логики композиционного построения урока с творческой импровизацией преподавателя (в зависимости от реальных ситуаций развития событий на уроке), использование дидактических материалов и технических средств. Замысел урока реализован, если: все этапы урока соблюдены, дидактические задачи на каждом этапе достигнуты, продемонстрированы положительные результаты обучения, содержание всех этапов урока выполнены в полном объеме и хорошего качества. Замысел урока реализован не в полном объеме, если: все этапы урока реализованы, дидактические задачи на каждом этапе достигнуты частично, продемонстрированы положительные результаты обучения, содержание всех этапов урока выполнены не в полном объеме. Замысел урока не реализован, если: не все этапы урока реализованы, дидактические задачи не достигнуты, положительные результаты обучения не продемонстрированы, содержание этапов урока не выполнено в полном объеме, запланированный результат не достигнут. Учитель «не уложился» во временные рамки урока, задержал обучающихся на перемене. | ||
Достоинства урока | Проблемы, замечания | Методические рекомендации | |
При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты: 1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя. 2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками). 3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.). 4. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д. 5. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина. 6. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. 7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, 8. Соответствие методики проведения урока возрастным особенностям учащихся. 9. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. 10.Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. 11. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. 12. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность. | |||
Пример заполнения: Урок прошел на высоком научно-теоретическом и методическом уровне, учитель осуществлял эффективное педагогическое воздействие на всех этапах урока, продемонстрировал теоретическую, практическую и методическую грамотность высокий уровень педагогического мастерства. Ожидаемые предметные, метапредметные и личностные результаты достигнуты в полном объеме. | Пример заполнения:
| Пример заполнения: Анализ урока позволил определить следующие методические рекомендации: 1. Урок соответствует всем требованиям ФГОС и может быть рекомендован к обобщению педагогического опыта 2 Урок соответствует всем требованиям ФГОС, однако учитель должен изучить инновационные методы обучения и оценки качества подготовки обучающихся, соответственно рекомендовано учителю пройти проблемные курсы по теме «Современный урок» 3 Урок соответствует не всем требованиям ФГОС и не может быть рекомендован к обобщению педагогического опыта, соответственно рекомендовано учителю пройти курсы повышения квалификации по теме «Современный урок в условиях реализации ФГОС» Особое внимание следует обратить на здоровьесберегающий аспект проводимого урока, учитывая: выполнение норм СаНПин к организации предметно-пространственной среды, использования ТСО, соблюдение плотности урока в пределах 60-80%, смену методов обучения и видов деятельности обучающихся, рабочей позы, проведение физкультминуток (в случае отсутствия смены рабочей позы), объем Д/з. Поскольку посещение занятия является стрессогенной процедурой не только для обучающихся, но и для педагога, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения. Лучший способ — сразу после занятия поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализу лучше посвятить время после окончания всех проводимых занятий. Но не следует надолго откладывать получение педагогом обратной связи — он все же волнуется (особенно с учетом повышенного у всех педагогов чувства ответственности). При анализе занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов на личность педагога. Проведение анализа занятия в форме доверительной беседы, обсуждения гораздо более продуктивно, чем директивные, безапелляционные суждения. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в его работе, поскольку именно это способно повлиять в перспективе на качество профессиональной деятельности, самореализации и самосовершенствования. |
____________________________________
(Подпись, посетившего урок)