Файл: Урока по предмету основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Информация о посещённом уроке

Ф.И.О., должность посетившего урок




Цель посещения урока




Дата посещения урока




Учитель (Ф.И.О., должность)




Класс




Учебный предмет

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема урока




Тип урока




Цель урока




Структура наблюдения за ходом урока

Этапы урока

Оценка деятельности преподавателя

(элементы «фотографии» урока)

Организационный этап

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.

Пример заполнения:

Взаимное приветствие учителя и обучающихся.

Проверка присутствующих на занятии с фиксацией в журнале. (Обязательно, в целях безопасности. Учитель отвечает за жизнь и здоровье вверенного ему коллектива. В случае сигнала об эвакуации выводит детей из здания и, согласно журналу, проверяет наличие персонального состава).

Длительность этапа – 3-5 минут, что дает возможность снизить плотность урока, ученикам адаптироваться к новым условиям среды, настроиться на работу.

Оценивается полная готовность класса к ученой деятельности.

Высокий уровень: деятельность учителя обеспечивает включение обучающихся в работу, эмоциональный настрой на освоение предметного содержания. Начало урока осуществлено со звонком, включает взаимное приветствие, фиксацию отсутствующих в журнале, организацию внимания.

Средний уровень: деятельность учителя обеспечивает частичное включение класса в работу, организационный этап продлился менее 3 минут или более 5 минут.

Низкий уровень: деятельность учителя и его организационные способности не позволяют подготовить и настроить учащихся на быстрый и деловой ритм работы, организационный этап продлился менее 3 минут или более 5 минут. Учитель не фиксировал в журнале отсутствующих на уроке, урок начался не со звонком.

Этап проверки домашнего задания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

Пример заполнения:

Учитель осуществляет преимущественно комбинированный контроль (ввиду ограниченного времени на освоение предмета и превентивных мер решения проблемы «накопления» оценок), позволяющий оценить не менее 30% учеников, используя вариативные формы (устный, письменный, машинный и т.д.), персонифицированный подход к выполнению домашнего задания (например: компьютерная презентация, сообщение, демонстрация и совместное оценивание продуктов творчества – макетов, муляжей, памяток, буклетов и т.д.). В ходе проверки Д/з учитель актуализирует наиболее значимую информацию для обеспечения безопасности «здесь и сейчас» и в перспективе будущего (исходя из региональных, локальных факторов риска жизни и здоровью обучающихся); предлагает к обсуждению ситуационные задачи, требующие применение знаний в нестандартной ситуации, персонифицировано, с опорой на критический анализ сложившегося образа жизни и его коррекции по минимизации возможных рисков; подготавливает к восприятию нового знания.

Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для определения уровня выполнения домашнего задания, что позволит определить готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Высокий уровень: учитель выбрал адекватные оценочные средства для определения объема и качества выполнения домашнего задания обучающимися, осуществлял постановку дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности изученного материала, выбрал эффективные методы ликвидации пробелов у учащихся, если таковые возникли при выполнении домашнего задания.

Средний уровень: учитель выбрал не вполне адекватные оценочные средства для определения объема и качества выполнения домашнего задания обучающимися, не в полной мере определил типичные ошибки в выполнении домашнего задания обучающимися и ликвилировал обнаруженные недостатки.

Низкий уровень: учитель применяет оценочные средства, которые не позволяют в полной мере определить прочность, глубину и осознанность изученного материала, не смог осуществить коррекцию выполненного домашнего задания.

Этап всесторонней проверки знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Пример заполнения:

Всесторонняя проверка знаний осуществляется на уроке обобщения или на уроке-контроле на уровне теоретического осмысления учебных вопросов и практических действий по применению полученных знаний в повседневной жизни. При проведении проверки умело сочетаются - слово, наглядность, действие.

Понимание учебных вопросов проверяется в ходе самостоятельной работы (тесты, решение ситуационных задач, составление кроссвордов, алгоритмов действий, практических работ и т.д.).

Практические действия по применению полученных знаний проверяются в ходе совместной (коллективной) работы, организуемой в различных формах (в статичных парах, в парах сменного состава, мини-группах, командах). Выполнение коллективной работы вносит вклад в формирование личной ответственности за результаты «общего дела», стремления оказать другому помощь и поддержку, что важно в воспитании личности безопасного типа.

1. Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для определения объема, качества знаний обучающихся и уровня сформированности всех видов универсальных учебных действий:

Высокий уровень: учитель выбрал адекватные оценочные средства для определения объема и качества знаний обучающихся, осуществлял постановку дополнительных вопросов для проверке прочности, глубины и осознанности учебного материала, реализовывал решение ситуационных задач по ОБЖ, что позволило определить пробелы в знаниях и умениях у обучающихся и выстроить траекторию коррекции в их подготовке.

Средний уровень: учитель выбрал оценочные средства для определения объема и качества знаний обучающихся с нарушением баланса теория-практика, не организовал коллективную или игнорировал самостоятельную работу, не осуществит смену видов деятельности обучающихся.

Низкий уровень: учитель применяет оценочные средства, которые на позволяют определить качество знаний у обучающихся не в полном объеме.

2.Оценивается рецензирование ответов обучающихся.

Высокий уровень: комментарии учителя стимулируют у обучающихся стремление к овладению рациональными приемами учения и самообразования в области безопасности жизнедеятельности.

Средний уровень: комментарии учителя позволяют учащимся определить уровень своей подготовки

Низкий уровень: комментарии учителя не несут смысловой нагрузки и не раскрывают перспективы овладения новым учебным материалом, связи теории с практикой.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач (целесообразно для 1-2 класса), формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Пример заполнения:

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала осуществляется в диалоговом режиме взаимодействия с опорой на жизненный опыт обучающихся (как положительный, так и отрицательный) на основе междисциплинарного подхода, полученной информации при освоении других учебных предметов, в том числе СМИ, Интернет, социальные сети, рассказы значимых Других.

Опора на жизненный опыт позволяет учителю выявить имеющиеся знания по обеспечению безопасности и их понимание, сложившиеся убеждения и позиции, нравственные приоритеты, а так же определить вектор коррекции в ориентации на базовые национальные ценности посредством ситуаций затруднения в аргументации собственных взглядов.

1. Оценивается педагогическое воздействие учителя на подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Высокий уровень: действия педагога направлены на развитие познавательного интереса и познавательной активности у обучающихся (учитель создает условия для определения обучающимися личностной значимости учебной проблемы, ценностного потенциала изучаемых вопросов); умело организует педагогические ситуации, которые позволяют обучающимся определить цели и задачи урока, сформулировать тему урока, осмыслить проблему урока и активизировать мотивационною сферу.

Средний уровень: действия педагога направлены на развитие предметного интереса и активизации учебных действий у обучающихся (учитель акцентирует внимание на практическую значимость учебной проблемы и ценность новой учебной информации для обучающихся). Помогает обучающимся определить цели и задачи урока, сформулировать тему урока, осмыслить проблему урока. Проведенная работа обеспечит развитие у обучающихся учебной мотивации.

Низкий уровень: действия педагога направлены на развитие интереса у обучающихся (учитель сам раскрывает практическую значимость учебной проблемы, показывает ценностный потенциал нового учебного материала). Формулирует цели и задачи урока, тему урока, обеспечивает осмысление проблемы урока обучающимися. Способствует развитию внешней мотивации.

Этап усвоения новых знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Пример заполнения:

Усвоения новых знаний организуется на основе сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения с опорой на все каналы восприятия информации. Учитель организует интерактивную пространственно-предметную среду, в зависимости от учебных вопросов используя аудио-, видео- аппаратуру, компьютерную технику, личный показ, изобразительные плоскостные (планы, плакаты, схемы, таблицы, рисунки), объемные (муляжи, макеты) и натуральные средства (аптечка, противогаз, автомат, ОЗК и др.) обучения. Происходит рациональная смена видов деятельности обучающихся (не чаще 1-2 мин., и не реже 10 мин), смена рабочей позы.

Интерактивность взаимодействия обеспечивается группой частично-поисковой, поисковой деятельности, организуемой в сочетании с самостоятельной работой, с коллективным обсуждением учебных вопросов. Опасные и ЧС не характерные для данной местности демонстрируются с помощью ТСО, обсуждение осуществляется на основе междисциплинарных связей с использованием понятийного аппарата других предметов. Важен акцент на региональный компонент, на те опасные и ЧС, которые могут возникнуть в повседневной жизни и правила обеспечения безопасности при их возникновении.

Учитель использует задания, требующие установления взаимосвязей в понятийном аппарате по здоровьесбережению и безопасности, стимулирующие развитие умений анализа, синтеза, обобщения, классификации. Алгоритмы действий в различных жизненных ситуациях не преподносятся в готовом виде, а выступают продуктом совместной учебной работы с позиции «почему именно так, а не инече следует действовать», какие законы, закономерности лежат в основе алгоритма.

1. Оценивается педагогическое воздействие учителя на усвоение обучающимися новых знаний

Высокий уровень: учитель выбрал адекватные, инновационные методы и средства обучения, которые обеспечивают восприятие, обобщение и систематизацию нового материала, формирование умения самостоятельно применять знания в различных опасных ситуациях, конспектирование опорных пунктов и тезисов, применение многообразия средств наглядности, смысловой работы с текстом, осознание и осмысление учебного материала посредством активизации мыслительных процессов (аналитическая деятельность, сравнение, сопоставление создание проблемной ситуации, решение ситуационных задач), формирование теоретической и практической готовности обучающихся к безопасному поведению, готовности к действиям в условиях опасной ситуации.

Средний уровень: учитель выбрал адекватные методы и средства обучения, которые обеспечивают восприятие, обобщение и систематизацию нового материала, формирование умения самостоятельно применять знания в различных опасных ситуациях, осознание и осмысление учебного материала посредством активизации мыслительных процессов (аналитическая деятельность, сравнение, сопоставление создание проблемной ситуации, решение ситуационных задач), формирование теоретической и практической готовности обучающихся к безопасному поведению. вместе с тем не обеспечил смену видов деятельности обучающихся, смену рабочей позы.

Низкий уровень: учитель выбрал традиционные методы и средства обучения для освоения основных понятий по ОБЖ, формирования теоретических знаний о действиях в условиях различных опасных ситуациях, осознания учебного материала посредством мыслительной деятельности, формирования теоретической и практической готовности обучающихся к безопасному поведению.

Динамическая пауза (ФМ)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАснятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – содержание ФМ должно отвечать возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН (Приложение 4).

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся.

Пример заполнения:

Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН.


Этап проверки понимания учащимися нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.

Пример заполнения:

Проверка понимания учащимися нового материала организуется в ходе решения ситуационных задач с элементами дискуссии. Ситуационная задача предъявляется обучающимся различными способами (выполнение самостоятельной работы, просмотр видеосюжета, иллюстрация, театрализация, рассказ и т.д.) и в различных формах организации взаимодействия (фронтальное, групповое, парное).

Обсуждение, как правило, коллективное.

Учитель в ходе обсуждения побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности (сравните.., докажите…, почему.., аргументируйте…, выделите …, охарактеризуйте…, опишите свои действия…, какой выбор будет наиболее рациональным в предложенной ситуации, как вы поступите… и т.д.)

1. Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для проверки понимания учащимися нового материала

Высокий уровень: учитель выбрал адекватные оценочные средства для определения глубины и понимания учебного материала, внутренних закономерностей и связей; учитель определил круг вопросов, требующих активной мыслительной деятельности обучающихся, представил для обсуждения нестандартные ситуации, реализовал методы, обеспечивающие поиск рационального решения, дополнений, уточнений обучающимися, осуществил дифференцированный подход к проверке понимания нового материала.

Средний уровень: учитель выбрал не вполне адекватные оценочные средства для определения глубины и понимания учебного материала, содержание новых понятий и алгоритмов поведения в условиях возникновения опасной ситуации; учитель предлагал к решению преимущественно стандартные ситуационные задачи.

Низкий уровень: учитель выбрал оценочные средства, которые не позволяют в полном объеме определить глубину понимания учебного материала, не смог своевременно скорректировать пробелы в понимании нового учебного материала, не предлагал к решению нестандартные ситуационные задачи. На уроке отсутствовал дифференцированный контроль уровня осознанности учебного материала.

Этап закрепления нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

Пример заполнения:

Закрепление нового материала организуется в ходе практической деятельности с понятийным аппаратом (дать определение…, перечислить …, составить схему, заполнить таблицу, изучить модель и ответить на вопросы, просмотреть видеофрагмент и прокомментировать и т.д.) или с объектами средств обеспечения безопасности в ходе выполнения упражнений, тренировки (наложения повязок, сборки/разборки автомата Калашникова, надевания ОЗК, метания гранаты, вязки узлов, отработки строевых приемов, складывания костра, зарисовки сигналов бедствия, определения вида повреждения, транспортировки пострадавшего и т.д.).

1. Оценивается выбор учителем адекватных оценочных средств для проверки закрепления учащимися нового материала.

Высокий уровень: учитель выбрал адекватные средства коррекции всех видов УУД согласно новому ученому материалу, эффективные методы и средства закрепления полученных знаний и умений, их применения при решении нестандартных задач, использует методы педагогического воздействия для активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Средний уровень: учитель выбрал адекватные средства коррекции отдельных видов УУД согласно новому ученому материалу, применил различные методы и средства закрепления полученных знаний и умений, их реализации при решении типовых задач.

Низкий уровень: учитель не осуществил коррекцию УУД, согласно новому ученому материалу, использовал методы и средства, которые не обеспечили закрепление полученных знаний и умений обучающихся.

Рефлексия учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.

Пример заполнения:

Рефлексия учебной деятельности осуществляется на основе самоанализа проделанной работы, которая может быть организована с помощью прямых (открытых) вопросов «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», «Что нового узнал?», «Что вызвало интерес?», «Что требует дополнительной информации и размышления?», или вопросов, косвенно отражающих цели дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки, связанных с выбором варианта домашнего задания.

1. Оценивается выбор учителя методов, форм и оценочных средств для рефлексии учебной деятельности учащимися

Высокий уровень: учитель выбрал адекватные средства, методы и формы формирования у учащихся умения анализировать учебную деятельность, что позволяет соотнести цели и результаты учебной деятельности, определить цели дальнейших учебных действий и выбрать направления для самоподготовки.

Средний уровень: учитель применил разные средства, методы и формы формирования у обучающихся умений анализировать учебную деятельность, но не обеспечил перспективу дальнейшей деятельности для самоподготовки.

Низкий уровень: учитель не обучил учащихся умению анализировать учебную деятельность, учащиеся не могут осуществлять рефлексию учебной деятельности.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Пример заполнения:

Учитель предлагает варианты выполнения домашнего задания, предусматривающие разнообразные способы получения информации, ее обработки и представления. Важно, чтобы Д/з по объему выполнения не превышало 30 минут, максимально соответствовало социокультурной ситуации развития, особенностям жизнедеятельности, образу жизни, интересам и потребностям обучающихся.

1. Оценивается качество инструктажа учащихся по выполнению домашнего задания

Высокий уровень: учитель спокойно и терпеливо инструктирует обучающихся по содержанию и выполнению заданий домашней работы, проверяет уровень понимания требований к выполнению домашнего задания, мотивирует обучающихся на качественное выполнение домашней работы, подводит итоги работы класса и комментирует персонифицированное оценивание, определяет позитивные и перспективные результаты обучения учащихся.

Средний уровень: учитель инструктирует обучающихся по содержанию и выполнению заданий домашней работы, мотивирует обучающихся на качественное выполнение домашней работы, подводит итоги работы класса.

Низкий уровень: учитель дает обучающимся домашнее задание не предусматривающее вариативные формы его выполнения, не раскрывает критерии выполненной работы, объем домашней работы превышает 30 мин. на его выполнение.

ВЫВОДЫ

Достижение цели урока:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА:

1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).

Пример заполнения:

Ведущими принципами эффективности урока ОБЖ рекомендуется считать: оп­тимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций, научность, проблемность, системность, ясность изложе­ния и активизация мышления обучающихся, доказательность и аргу­ментированность суждений, учет возрастных и психофизиологических особенностей, сочета­ние теории и практики, сочетание логики композиционного построения урока с творческой импровизацией преподавателя (в зависимости от реальных ситуаций развития событий на уроке), использование дидактических мате­риалов и технических средств.

Замысел урока реализован, если: все этапы урока соблюдены, дидактические задачи на каждом этапе достигнуты, продемонстрированы положительные результаты обучения, содержание всех этапов урока выполнены в полном объеме и хорошего качества.

Замысел урока реализован не в полном объеме, если: все этапы урока реализованы, дидактические задачи на каждом этапе достигнуты частично, продемонстрированы положительные результаты обучения, содержание всех этапов урока выполнены не в полном объеме.

Замысел урока не реализован, если: не все этапы урока реализованы, дидактические задачи не достигнуты, положительные результаты обучения не продемонстрированы, содержание этапов урока не выполнено в полном объеме, запланированный результат не достигнут. Учитель «не уложился» во временные рамки урока, задержал обучающихся на перемене.

Достоинства урока

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя.

2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками).

3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).

4. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

5. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

6. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся,

8. Соответствие методики проведения урока возрастным особенностям учащихся.

9. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

10.Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

11. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

12. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

Пример заполнения:

Урок прошел на высоком научно-теоретическом и методическом уровне, учитель осуществлял эффективное педагогическое воздействие на всех этапах урока, продемонстрировал теоретическую, практическую и методическую грамотность высокий уровень педагогического мастерства.

Ожидаемые предметные, метапредметные и личностные результаты достигнуты в полном объеме.


Пример заполнения:

  • Наблюдается низкий уровень владения учителем программным материалом, отсутствует привлечение аргументов и фактов современности, наличие фактических ошибок и т.д.);

  • авторитарный или попустительский стиль взаимодействия;

  • речевая культура (владение не в полном объеме специальной терминологией, логика построения монолога нарушена, целостность, взаимообусловленность содержательных фрагментов занятия отсутствует, учитель не способен вести диалог и использовать элементы дискуссии и т.д.);

  • не рациональное распределение времени по этапам занятия;

  • учитель не акцентирует внимание на важных узловых вопросах изучаемой темы и ключевых понятиях;

  • не связывает новый учебный материал с ранее изученным;

  • не вызывает интерес и внимание обучающихся при изучении нового материала;

  • не осуществляет систематизацию знаний;

  • не побуждает обучающихся к поиску решения проблем, не обес­печивает развитие познавательного интереса к содержанию изучаемых вопросов;

  • не может связать изучаемый материал с жизнью и практическим опытом;

  • слабо владеет аудиторией, на уроке нарушена дисциплина;

  • наблюдается низкая активность и работоспособность обучающихся на различных этапах занятия.




Пример заполнения:

Анализ урока позволил определить следующие методические рекомендации:

1. Урок соответствует всем требованиям ФГОС и может быть рекомендован к обобщению педагогического опыта

2 Урок соответствует всем требованиям ФГОС, однако учитель должен изучить инновационные методы обучения и оценки качества подготовки обучающихся, соответственно рекомендовано учителю пройти проблемные курсы по теме «Современный урок»

3 Урок соответствует не всем требованиям ФГОС и не может быть рекомендован к обобщению педагогического опыта, соответственно рекомендовано учителю пройти курсы повышения квалификации по теме «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Особое внимание следует обратить на здоровьесберегающий аспект проводимого урока, учитывая: выполнение норм СаНПин к организации предметно-пространственной среды, использования ТСО, соблюдение плотности урока в пределах 60-80%, смену методов обучения и видов деятельности обучающихся, рабочей позы, проведение физкультминуток (в случае отсутствия смены рабочей позы), объем Д/з.

Поскольку посещение занятия является стрессогенной процедурой не только для обучающихся, но и для педагога, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения. Лучший способ — сразу после занятия поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализу лучше посвятить время после окончания всех проводимых занятий. Но не следует надолго откладывать получение педагогом обратной связи — он все же волнуется (особенно с учетом повышенного у всех педагогов чувства ответственности).

При анализе занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов на личность педагога. Проведение анализа занятия в форме доверительной беседы, обсуждения гораздо более продуктивно, чем директивные, безапелляционные суждения. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в его работе, поскольку именно это способно повлиять в перспективе на качество профессиональной деятельности, самореализации и самосовершенствования.


____________________________________

(Подпись, посетившего урок)