Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. Н педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03.Н Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Кашанова Елена Федоровна

Преподаватель:

Пфлюг Вера Павловна

Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса

 

Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса; формирование умений проводить анализ природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственности, среды, воспитания, активности личности; планировать взаимодействие участников целостного педагогического процесса.

 

Задание 1.

1.         Педагогическая ситуация:

Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        С какой целью проводилась беседа?

2)        Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье?

  1.  
    Выявить причину возникновения конфликтных ситуаций между ребенком и мамой.


  2. Я считаю, что предположение о взаимоотношениях мамы и ребенка делать рано, так как мало информации чтобы делать предположения, да и ребенок видит эту ситуацию с одной стороны, мама видят ситуацию с другой стороны, о том, что конфликтная ситуация произошла – это уже факт. Поэту считаю, целесообразно провести: педагогическое наблюдение за ребёнком; индивидуальную беседу с мамой; провести анкетирование с семьей в индивидуальном порядке; посетить дом, в котором проживает ребенок, с целью выявления условий проживания.


Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о целях, содержании и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.

 

Задание 2.

«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).

1.         Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:

Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.

2.         Письменно ответьте на вопросы:

1)        Назовите вероятные причины поведения ученика.

2)        Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию?

3)        Каким образом можно было избежать подобной ситуации?

1)Причиной данной ситуации, послужило недовольство мальчика отметкой, вероятно,

которая была поставлена ранее. Ученик был категорически возмущен

оценкой и так решил высказать свой протест.

А также причинами могут служить отсутствие норм социального поведения, демонстративное

поведение, боязнь наказания дома, плохо развиты самоконтроль и самоанализ, конфликт между

учителем и учеником, тревожность, потеря авторитета в классе, завышенная самооценка

способностей ученика.

2)Реакция учителя: Учителю же не стоит, эмоционально реагировать на ситуацию, сохранять

спокойствие, а также вступать в перепалку с мальчиком, а наоборот воспользоваться данным случаем,

спросить мальчика, стоящего на парте, как он считает, почему учитель в данном случае неправильно

поставил оценку? Пусть он при всем классе расскажет, как он считает какой ответ на то задание

правильный и почему он считает, что оно у него все правильно. А также почему учитель неправильно

поставил оценку, какие он пути решения видит. Эти вопросы задаются не ради высмеивания мальчика

среди его одноклассников, а ради того, чтобы он учился высказывать свою точку зрения.



А в завершении разговора. учителю можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку

не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок.

3)Есть конечно и другие пути решения данной ситуации такие как: Родительское собрание:

«Развитие самоконтроля и мотивации к учению»; провести индивидуальную беседу с родителями.

Избежать этой ситуации, можно было бы: узнать у мальчика по каким причинам он не смог

правильно выполнить данное задание (упражнение и т.п.), может его стоило оставить после

уроков и еще раз объяснить данную тему (индивидуально); пояснив мальчику, сразу же и

вовремя причину выставления данной оценки, а также объяснить какими путями её можно

исправить, и в какое время; попросить ребенка не прибегать к таким действиям, а если возникнут

какие-то трудности, предложить свою помощь. 

Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности

 

Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.

 

Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование — по выбору обучающегося).

В ответе укажите:

  • Возраст детей.

  • Количество занятий.

  • Длительность каждого занятия.

  • Тему и цели каждого занятия.

  • Методы и приемы, используемые в ходе занятий.















1.

1 час

"Сказочный домик"

(работа с бумагой и картоном)

Сформировать у детей умение делать сказочный домик по образцу с внесением своих изменений и дополнений .Развивать фантазию. Воспитывать умение работать парами.

Информационно-рецептивный метод.

Наглядные,

словестные,

практические

2.

1 час

"Разнообразные мосты" (из строительного материала)

Закрепить умение строить разнообразные мосты. Закрепить представление об их назначении, строении. Закрепить умение красиво и целесообразно украшать сооружения. Развивать у детей стремление к творчеству , тренировать внимание, зрительную память. Воспитывать трудолюбие.




3.

1 час

"Елочные игрушки"

(работа с бумагой и картоном)

Сформировать умение делать самостоятельно выкройки по шаблонам, изготавливать елочные игрушки (птичка, мотылек, стрекоза, самолет). Развивать у детей стремление к творчеству , тренировать внимание, зрительную память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.




4.

1 час

"Елочные игрушки"

(работа с бумагой и картоном)

Сформировать умение делать самостоятельно выкройки по шаблонам, изготавливать елочные игрушки (собака, кошка, волк, лиса). Развивать у детей стремление к творчеству , тренировать внимание, зрительную память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.





З

Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.

 

Задание 4.

1.         Педагогическая ситуация:

В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.

2.         Ответьте письменно на вопросы:

1)        В чем заключается проблема? Назовите ее причину.

2)        В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?

3)        Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы.

 1)Проблема заключается в том, что педагогическое воздействие учителя не достигло своей цели. Педагог не смог разрешить проблемную ситуацию изначально. Причиной такого отношения учащихся к слабому ребенку является нежелание учителя разобраться в данной проблеме. Проблема слабого ребенка: заниженная самооценка, неуверенность, тревожность, отсутствие контакта (уважение) между детьми. Проблем детей в том, что у них развивается эгоизм и жестокость, так как отсутствуют нормы социального поведения, плохо развит самоконтроль и самоанализ, завышенная самооценка способностей учащегося. Причиной развития данной ситуации является противоречия между задачами обучения и используемыми методами и приемами обучения. Ведь задача учителя - организовать взаимодействие, установить контакт между детьми, объяснить детям, что такое поведение не допустимо.

2)Педагог упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка:

- Не оказала помощь слабому ребенку выразить публично что-либо, преодолеть страх, насмешки, неуверенность, тревожность.

- Отсутствие гармонии отношений среди учителя и учеников;

- Отсутствие методов и приемов обучения;

3)Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо:

- поддержать слабого ученика, помочь ему справиться со страхами, побороть в себе (ученику) барьер страха, неполноценности, неуверенности, помочь ему получить от одноклассников уважение, показать, что ученик может доверять учителю. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб?


- попытаться сплотить детей и наладить их общение. Его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя; подобрать групповые и индивидуальные занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения

- провести работу над коррекцией поведения на уроке всего класса. Провести родительское собрание; составить план работы с этим учеником и детьми в целом, подобрать соответствующие методы и приемы обучения, придерживаясь рекомендаций для работы с одаренными детьми.

Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения

 

Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.

 

Задание 5.

1.         Педагогические ситуации:

Ситуация 1:

Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.

Ситуация 2:

Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?

2.         Ответьте письменно на вопросы:

1)        Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1?

Учитель использует наглядный, практический и словесный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения.

2)        С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2?

Учитель организовывает процесс обучения как игру, что делает процесс обучения интереснее. Так же дети могут проявить свои способности, фантазию, посоревноваться. Эвристический метод помогает детям развивать познавательную деятельность.