Файл: Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Школьный учебник предназначен для того, чтобы в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности раскрыть основы преподаваемой науки. Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль. Существует мнение, что применять учебник в процессе обучения вообще не нужно. Даже Н.В.Гоголь считал, что воспитанник не должен иметь у себя книги, поскольку она будет “умервщлять” его воображение. Именно это противоречие во мнениях по поводу роли учебника в процессе обучения и привело меня к необходимости на собственном опыте рассмотреть роль учебника в учебной деятельности.

В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника. И все же большинство педагогов, учителей, методистов считают, что учебник нужен и полезен. В педагогике выделяют следующие функции учебника истории и обществознания:

  • Информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

  • Систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

  • Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

  • Воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях и способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки учителя к уроку важно выявить основные базовые понятия. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые понятия.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического текста зависит от его насыщенность понятиями, терминами, выводами, теоретического характера.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы, задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание параграфа, образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся
сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.


Какие же существуют приемы и методы деятельности учащихся при изучении теоретического материала по учебнику?

Наиболее распространенным и актуальным в свете единого государственного экзамена по обществознанию является метод составления плана параграфа, который может быть простым и сложным. Сначала ученикам предлагается обсудить содержание предварительно выделенных учителем частей текста, дать этим частям заголовки и по ним составить план. Затем нужно самостоятельно разделить каждую часть плана на смысловые части, выделить в каждой из них главную мысль и грамотно сформулировать ее. После того, как учащиеся усвоят алгоритм составления плана, им предлагается составить сложный план по определенным темам.

Интересны методы работы с заголовками параграфов. Первый и самый простой – это, когда заголовок параграфа ученики формулируют сами, анализируя текст учебника и пытаясь выделить, по их мнению, наиболее важные составляющие текста.

Часто на уроках мы пользуемся методом работы с заголовками. Например, на доске написано название темы урока: “Первые земледельцы и скотоводы”. Проанализировав название, ученики отмечают, на какие вопросы надо получить ответы, таким образом, формулируют цель и задачи урока по содержанию темы. Вопросы могут быть такими: что такое земледелие? Что такое скотоводство? Когда появляются эти занятия? Каковы причины их возникновения? Где сложились первые районы земледелия и скотоводства? Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства?

Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяснения нового материала учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником.

К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Первоначально сообщается

, что под выводами понимается самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом.

Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или какому-либо утверждению. Например, нужно доказать, что Московский Кремль был мощной средневековой крепостью. В старших классах прием доказательства используется, когда по содержанию текста учебника анализируются существующие в науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.

Отдельно стоит рассмотреть методы работы с документами и источниками, приводимыми в учебниках, так как анализ документов является важной составляющей единого государственного экзамена по истории и обществознанию. Учитель формирует умение давать критическую оценку документа. Ученики должны уметь определить главные идеи документа, выявлять проблемы, поставленные автором, а также должны находить доказательства тому или иному положению. Я часто предлагаю учащимся “прочитать, что сказано в документе об этом…”, “доказать на основе текста документа”, “подтвердить свое мнение документом”. Интересна работа в старших классах, где я предлагаю учащимся сравнить два документа, дать им характеристику с точки зрения большего соответствия исторической действительности. Ученики в процессе работы с документом учебника проводят его разбор, воспроизводят отдельные положения текста, определяют логически завершенные части, выделяют главные идеи каждой части, проводят сравнительный анализ документов. По ходу разбора документа проводится словарная работа.

Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть сформированы следующие итоговые умения: выделять главное, подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу, составлять планы тем. Работать над формулировками и терминами, понятиями, сопоставлять тексты двух учебников и т.д.

Приемы и методы работы с учебником.

 “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.


                                                                                              Китайская мудрость

Учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя.


Как изменить существующее положение?

Необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним.

Для этого нужно ставить перед учащимися познавательные задачи.


Необходимо также постоянно формировать навыки работы с учебником.

Некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником

1. Репродуктивно- поисковая

  • комментирование чтения;

  • ответы на вопросы;

  • подробный или краткий пересказ;

  • опорные конспекты;

  • составление планов;

  • составление конспектов;

  • заполнение таблиц;

  • составление хронологических таблиц;

  • составление схем, диаграмм;

  • работа с терминами;

  • работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).

2. Сравнительно-аналитическая

  • задания на сравнения изучаемых явлений;

  • работа по обобщению и систематизации знаний.

3.Творческая

  • постановка вопросов к тексту (жгучих интересных);

  • устное или письменное реферирование ответов товарищей;

  • составление устных творческих пересказов;

  • формулировка определенных понятий;

  • тексты с пропущенными словами;

  • тексты с ошибками;

  • рассказ по заданным словам;

  • тесты;

  • кроссворды;

  • доклады, рефераты;

  • сочинения;

  • загадки;

  • рисунки.

Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Меня радует то обстоятельство, что учащиеся практически всегда с интересом работают с учебником и лучше усваивают материал, знания, которые они добыли сами.

В своей деятельности  я использую уроки практикумы и  лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточнику.

Вот такой тип занятия я хочу вам сегодня и предложить.

1. Урок-практикум «Государственные преобразования Петра Великого»

Познакомьтесь с целями, которые поставлены перед вами на данном уроки. В процессе учебной деятельности внимательно выполняйте пошагово все задачи, поставленные перед вами.

2. Кроме того, очень эффективно проходят уроки, когда используется такой прием работы с учебником, как