Файл: Реферат на тему Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в философии науки общие черты и специфика.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1504
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4 Четвертый реферируемый научный источник – Современная философия: проблемы, концепции, решения / Е. Ю. Леонтьева, В. В. Макаров, О. И. Шахалова
Е. Ю. Леонтьев, В. В. Макаров, О. И. Шахалова в своей работе современная философия: проблемы, концепции, решения также рассматривают основные концепции позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма. Рассмотрим основные тезисы этой работы, связанные с этими концепциями, и их аргументацию.
Первый тезис заключается в том, что позитивизм - это философское направление, которое возникло в XIX веке и строилось на принципах научного познания. Основные представители позитивизма утверждали, что наука является единственным достоверным знанием о мире, а ее методы и принципы должны применяться во всех областях знания.
Второй тезис связан с неопозитивизмом, который возник в первой половине XX века. Он развивал идеи позитивизма, но утверждал, что всякая метафизика является бессмысленной и недоступной для познания. Он стремился к тому, чтобы отделить научный язык от ненаучных убеждений и терминологии, что считалось необходимым условием для подлинного научного познания.
Третий тезис заключается в том, что постпозитивизм возник во второй половине XX века и отказался от идеи о том, что наука имеет единственное и достоверное знание о мире. Ученые постпозитивизма утверждали, что научное познание всегда связано с контекстом и интерпретацией, которые зависят от социальных, политических и исторических условий. Он также отделял научный язык от естественного языка, но считал, что научное знание всегда связано с интерпретацией и контекстом.
Четвертый тезис заключается в том, что позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм стали важными этапами в развитии философской мысли, которые существенно повлияли на научную методологию, практику и социальные науки.
2 Сопоставление основных тезисов реферируемых источников.
Все четыре источника представляют собой различные взгляды на философию науки, но они также имеют много общих черт. Все указанные авторы в большей или меньшей степени соглашаются с тем, что научное знание является эмпирическим и что научный метод не является идеальным.
Рахматуллина Р. Ю. в своей статье концентрирует внимание на основных идеях позитивизма в философии и его развитие, а также на его связи с наукой, технологическим развитием и этикой. Автор показывает, как позитивизм сформировался в ХІХ веке и как его идеи подвергались критике в последующие годы.
В своей статье Философия после Гегеля. Неопозитивизм Поляруш А.А. сосредоточивается на рассмотрении неопозитивизма как одного из основных направлений логической эмпирии. Автор представляет его историю и связь с аналитической философией, а также описывает его основные принципы и методы.
Сотниковой Н. Н. в своей работе описывает сущность и идеи постпозитивизма и постклассической философии. Автор рассматривает постпозитивизм в качестве философского направления, ориентированного на выборочный и критический подход к научным теориям, связанный с пониманием неопределимости действительности и социальных проблем.
Е. Ю. Леонтьева, В. В. Макаров, О. И. Шахалова сравнивают основные принципы постпозитивизма и неопозитивизма. Авторы рассматривают сходства и различия между этими двумя философскими направлениями, а также анализируют их применимость в настоящее время.
Таким образом, данные научные источники сосредоточены на объяснении сущности и особенностей позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма, а также на описании их истории и связей друг с другом.
3 Собственная позиция автора реферата по поставленному вопросу
Общими чертами всех трех направлений (позитивизма, неопозитивизма, постпозитивизма) является убеждение в научном методе и его возможности приблизиться к истине, а также скептицизм в отношении метафизического и неэмпирического знания. Кроме того, все три направления в философии науки подчеркивают необходимость проверки теорий и гипотез на основе эмпирических данных и фактов.
Постпозитивизм и неопозитивизм имеют концептуальные отличия, связанные с трактовкой исходных принципов науки. Постпозитивизм отличается от неопозитивизма тем, что последний подчеркивает важность логического анализа языка науки, в то время как постпозитивисты считают, что наука не может ограничиваться только формальным анализом, а должна учитывать социальные, экономические и политические факторы.
Неопозитивизм в философии привёл к развитию философии науки, которая уделяет внимание различным аспектам научной деятельности, таким как методология, эмпирические знания и принципы научной прогрессии. В современной философии появилось множество различных направлений, каждое из которых по-своему интерпретирует теории и методы науки.
Научная методология подвергается постоянной критике и дополнению, в рамках указанных направлений, что способствует развитию фронтира знаний в науке. Общей спецификой позитивизма и неопозитивизма является их технический и научный характер, а также уверенность в возможности достижения истины в науке.
Таким образом, изучение данных философских направлений в науке (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм) позволяет лучше понимать принципы научного метода и его ограничения, а также возможности науки в достижении истины. Каждое из направлений имеет свои особенности и уникальные черты, но все они подчеркивают важность эмпирического исследования и знания в процессе достижения научных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая из этих философских позиций представляет различные способы применения методов науки и интерпретации ее результатов.
Позитивистская позиция отрицает все, что не может быть подтверждено фактами, констатируемыми опытом. Позитивисты считают, что только то, что можно измерить, посчитать, находится во власти науки. Один из самых известных позитивистов – Огюст Конт. Эта позиция была довольно влиятельной в XIX веке, но впоследствии стала критиковаться за ограничения и проблемы, в первую очередь связанные с научными методами и возможностью применения этих методов на протяжении всей истории науки.
Неопозитивисты в свою очередь сосредотачивались на том, что можно достоверно знать и обосновывать в науке. Важными чертами неопозитивизма являются убеждение, что научные утверждения должны быть сконцентрированы на анализе частных фактов эмпирическими методами, а также вера в «теорию значений», т. е. то, что наука определяется технологическим и социальным контекстом, в котором она выполняется.
Наконец, постпозитивисты подходят к вопросам науки с ориентацией на эволюционные или развивающиеся процессы, что позволяет научным теориям и методам развиваться в соответствии с новыми фактами, которые постоянно появляются в различных областях. Эта философия науки утверждает, что научная информация всегда ограничивается временем и условиями, в которых исследование было выполнено.
В заключении, можно сделать вывод, что позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм имеют общие черты, такие как эмпирическое тестирование и проверку гипотез.
Однако, у них также есть свои уникальные характеристики. Позитивизм и неопозитивизм устанавливают четкие границы между наукой и неточными теориями, а постпозитивизм следует за идеей отсутствия статичного научного метода и понимает науку как развивающийся процесс.
Список реферируемой литературы
1. Статья Рахматуллина, Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки / Р. Ю. Рахматуллин // Вестник ВЭГУ. – 2014. – № 6(74). – С. 150-159.
2. Статья Поляруш, А. А. Философия после Гегеля. Неопозитивизм / А. А. Поляруш // Человек. Социум. Общество. – 2019. – № 1. – С. 34-44.
3. Сотникова, Н. Н. Постклассическая философия XX века / Н. Н. Сотникова // Философия : Учебник / Под редакцией В.В. Балахонского, А.С. Болдырева. – 5-е издание, исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. – С. 177-212.
4. Современная философия: проблемы, концепции, решения / Е. Ю. Леонтьева, В. В. Макаров, О. И. Шахалова [и др.]. – Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2004. – 80 с.