Файл: 1. Сущность, цель, задачи и принципы банковского контроля в Республике Беларусь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Сущность, цель, задачи и принципы банковского контроля в Республике Беларусь.
Банковский контроль – это деятельность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности, эффективности и безопасности функционирования банка. Основной целью банковского контроля является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков. Основными задачами банковского контроля являются: обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово-устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов; контроль за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков; контроль за соблюдением пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране; поддержка (восстановление) платежеспособности, ликвидности и надежности банков; своевременный вывод с рынка финансово неустойчивых банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов. Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами: 1) презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта; 2) законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих; 3) открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами; 4) равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; 5) открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период; 6) ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора); 7) предупреждения совершения правонарушений.
2.Виды и методы банковского контроля.
По субъектам осуществления банковский контроль подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний контроль осуществляется органами государственной власти, международными и общественными организациями, вышестоящими организациями. В связи с этим в составе внешнего контроля выделяют: - государственный банковский контроль; - международный банковский контроль; - общественный банковский контроль; - ведомственный банковский контроль. Внутренний контроль - процесс, осуществляемый банком в целях обеспечения упорядоченного и эффективного осуществления деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов банка. Методы контроля делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные. Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки. Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (стимулирующие предпочтительное с точки зрения Нацбанка поведение коммерческих банков). Нацбанка широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Нацбанком инструктивные материалы, базирующиеся на положениях Банковского кодекса и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов. Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением банковского законодательства РБ, инструкций Нацбанка и локальных инструкций банков второго уровня.
3.Организационная структура государственного банковского контроля в Республике Беларусь.
Органом, осуществляющим государственный банковский контроль (надзор) в Республике Беларусь является Национальный банк. Банковским кодексом РБ Национальному банку вменяется осуществление регулирования деятельности банков и надзор за нею. Главными целями Национального банка при этом являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для осуществления регулирования деятельности банков Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет контроль за их выполнением с помощью документарного надзора, который основывается на анализе представленной банками бухгалтерской, статистической и иной отчетности. Инспекционные проверки деятельности банков проводятся представителями Национального банка или по его поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита. В Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора, Главное управление инспекции и соответствующие подразделения главных управлений Национального банка по областям. Национальный банк также является членом Группы банковских надзорщиков стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE), в состав которой входят органы банковского надзора 24 государств. Основными целями деятельности Группы банковских надзорщиков стран Центральной и Восточной Европы являются поддержание тесного сотрудничества между надзорными органами стран Центральной и Восточной Европы; оказание помощи в проведении исследований, выполнении образовательных программ и осуществлении других мероприятий, связанных с деятельностью членов Группы; обеспечение возможности обмена опытом в области методологии и практики банковского надзора и иной актуальной информацией.
4.Регулирование допуска на рынок банковских услуг.
Одной из составных частей государственного банковского контроля (надзора) является регулирование допуска на рынок банковских услуг, осуществляемая с помощью специального механизма регистрации банков и лицензирования банковской деятельности. Банковским кодексом Республики Беларусь установлено, что банковская деятельность может осуществляться только на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком. Субъекты, желающие работать на банковском рынке Республики Беларусь, должны соответствовать критериям, которые уже на начальном этапе работы обеспечивали бы их финансовую и профессиональную состоятельность, возможность конкурировать с другими участниками рынка. На стадии регистрации и лицензирования обеспечивается контроль за законностью происхождения капитала, поступающего в банковскую систему, за соответствием состава учредителей и руководителей исполнительных органов банка и главного бухгалтера требованиям законодательства и квалификации. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за приобретением инвесторами крупных пакетов акций банков, действующих на территории Республики Беларусь. Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой договором, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций в уставном фонде банка требует уведомления Национального банка, а более 10 процентов - разрешения Национального банка. При приобретении акций банков Республики Беларусь иностранным инвестором требуется представление в Национальный банк документа, подтверждающего его юридический статус, и баланса за предыдущий год, подтвержденного аудитором.
5.Дистанционный (документарный) надзор.
Дистанционный надзор является составляющей частью текущего надзора за банком и основывается на анализе представляемой банками балансовой, пруденциальной отчетности, материалов инспекций и прочей информации, имеющей отношение к их деятельности. В составе Главного управления банковского надзора Национального банка Республики Беларусь функции дистанционного надзора закреплены за управлением организации надзора. Основной целью дистанционного надзора является принятие всего комплекса мер надзорного реагирования, содействующих обеспечению банком безопасного и ликвидного функционирования. Основной составляющей документарного надзора является представление в Национальный банк пруденциальной отчетности с целью проверки соблюдения банками экономических нормативов: - ФОРМА 2801 «РАСЧЕТ ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА» представляется с целью проверки соблюдения нормативов достаточности нормативного и основного капитала (расчет нормативов представлен в теме «Аудит собственного капитала»); - ФОРМА 2809 «РАСЧЕТ ЛИКВИДНОСТИ». Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Ликвидность определяется сбалансированностью активов и пассивов, степенью соответствия сроков размещения активов и привлечения средств и др. К инсайдерам относятся: - физические лица-учредители банка, имеющие более 5 % акций банка, руководители (заместители руководителя) и члены органов управления банка; лица, находящиеся в близком родстве или свойстве с вышеперечисленными лицами; бывшие инсайдеры; - юридические лица-учредители банка, имеющие более 5 % акций банка, дочерние и зависимые юридические лица банка, юридические лица, руководителем, заместителем руководителя которых являются муж, жена, дети, родители, родные братья и сестры инсайдеров, физических лиц и др. - ФОРМА 2826 «ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ ОТКРЫТОЙ ПОЗИЦИИ БАНКА ПО ВАЛЮТНОМУ РИСКУ» предназначена для контроля уровня открытой валютной позиции по валютному риску, норматив которой установлен в размере не выше 10 % от нормативного капитала банка и другие.
6.Инспектирование банков и применение мер воздействия.
Национальный банк осуществляет проверки банков с целью установить непосредственно на месте реальное финансовое состояние банка; дать оценку принимаемым им на себя рискам, состоянию системы внутреннего контроля, организации управления, выполнению установленных пруденциальных требований, правильности отражения операций в бухгалтерском учете, достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк. Инспекционные проверки банков проводится Национальным банком согласно нормам Инструкции законодательства.
Проверки могут быть комплексными (проводимыми по всем направления Банка) и тематическими (по отдельным направлениям деятельности); плановыми и внеплановыми. Каждый банк подлежит комплексной проверке не реже одного раза в три года. Тематические проверки проводятся в большая периодичность в зависимости от направлений деятельности банка, поступивших сигналов и нарушений, выявленных в результате прошлых проверок. Внеплановые проверки осуществляются на основании письменного распоряжения (приказа) Председателя Правления Национального банка (его заместителя), начальника Главного управления (его заместителя), руководителя отделения Главного управления банка (его заместителя). Плановые проверки проводятся в соответствии с планом-графиком, утверждаемым на год Советом директоров Национального банка. Перед началом проведения проверки руководитель и члены рабочей группы обязаны предъявить руководителю проверяемого Банка предписание на проведение проверки и служебные удостоверения. Руководитель рабочей группы обязан внести в книгу учета проверок (ревизий), которая выдается ему после предъявления предписания и служебного удостоверения, необходимые сведения и скрепить их подписью. Проверка Банка осуществляется в соответствии с законодательством. Конкретные формы и методы проверки проводимых Банком операций и документов определяются рабочей группой.
7.Сущность, виды и функции банковского аудита.
Банковский аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций и их филиалов. Целью банковского аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Банковский аудит привносит достоверность финансовым отчетам и укрепляет доверие к банковской системе. Предметом аудиторской проверки являются годовой отчет банков, а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати (публикуемая отчетность). Основными видами аудита являются внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой на договорной основе с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также выработки рекомендаций по улучшению финансового состояния коммерческого банка, повышению эффективности банковской деятельности. Внутренний аудит - организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Служба внутреннего аудита осуществляет следующие основные функции: •проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля; •проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками; проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа; •проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности; •проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества кредитной организации; •оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций и другие.
8.Правовые основы осуществления аудиторской деятельности.
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь. Система нормативного регулирования аудита в РБ состоит из четырех уровней документов. Документами первого уровня являются законы РБ, указы Президента РБ, содержащие нормы законодательства об аудиторской деятельности. К таким документам относятся: Закон РБ «Об аудиторской деятельности» от 12 июля 2013 года №56-З, Указ Президента № 450 от 1.09.10 «О лицензировании отдельных видов деятельности», иные законы и указы Президента РБ, которые должны соответствовать закону об аудите и не противоречить ему. К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РБ, относятся нормативно-правовые документы Совета министров РБ, постановления Правительства РБ, в которых содержатся нормы законодательства РБ об аудиторской деятельности, постановления Нацбанка и Министерства финансов РБ. Третий уровень включает стандарты профессиональных аудиторских объединений, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита для членов таких объединений. Перечень стандартов аудиторской деятельности изложен в следующем вопросе. Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе общереспубликанских правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
9.Стандарты аудиторской деятельности.
Стандарты аудита определяют сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и необходимость в процессе работы аудиторов различных государств. В настоящее время на основе Международных стандартов аудита в Республике Беларусь разработаны 4 группы национальных правил аудиторской деятельности, содержащих соответствующие требования и принципы проведения аудита. Все стандарты аудита делят на 4 группы: 1. Общие стандарты: «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» Постановл. Минфина РБ от 26 октября 2000 г. № 114 «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» Постановл. Минфина РБ от 19 декабря 2007 г. № 189 и др. 2. Стандарты практической работы:
2.1 Планирование аудита: «Планирование аудита» Постановл. Минфина РБ от 4 августа 2000 г. № 81;«Существенность в аудите» Постановл. Минфина РБ от 6.03.2001 г. № 24 и др. 2.2 Получение аудиторских доказательств: «Выборочный способ и другие способы тестирования в аудите» Постановл. Минфина РБ от 9.07.2001 г. № 77 «Аудиторские доказательства» Постановл. Минфина РБ от 26.10.2000 г. № 114; 2.3 Использование работы третьих лиц: «Использование результатов работы другой аудиторской организации» Постановл. Минфина РБ от 31.10.2001 г. № 106 «Использование результатов работы эксперта» Постановл. Минфина РБ от 18 декабря 2001 г. № 123; «Использование результатов работы внутреннего аудита» Постановл. Минфи-на РБ от 7.02.2001 г. № 9; 3. Стандарты заключения – определяют порядок подготовки и составления аудиторского заключения: «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» Постановл. Минфина РБ от 28 июня 2017 г. № 18 «Сообщение информации по вопросам аудита» Постановл. Минфина РБ от 23.09.2011 г. № 97 4. Стандарты по другим аспектам аудита: «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица» Постановл. Минфина РБ от 28.03.2003 г. № 45 «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты» Постановл. Минфина РБ от 24 июня 2003 г. № 100 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность» Постановл. Минфина РБ от 25 сентября 2002 г. № 133
«Особенности аудита субъектов малого предпринимательства» Постановл. Минфина РБ от 18.12.2002 г. № 163 и др.
10.Профессионально-этические требования к аудиторам.
Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства. При соблюдении этических требований объективности следует: •руководствоваться здравым смыслом во всех ситуациях; •избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности; •не принимать или предлагать подарки, или знаки гостеприимства, если можно разумно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние на их профессиональное суждение или лиц, с которыми они имеют дело. Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт. Профессиональная компетентность достигается получением высшего общего образования, за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее практическая работа. Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о финансовой или хозяйственной деятельности аудируемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между аудитором и аудируемой организацией или работодателем. Независимость является обязательностью отсутствия у аудитора в процессе формирования его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах аудируемой организации, превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов является обязательной процедурой проверки профессионально-этических качеств аудитора. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов организуются Минфином РБ и Нацбанком РБ (в области банковского аудита) и проводятся в учебно-методических центрах.
11.Методы и приемы аудиторской проверки
Аудиторская проверка - мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. По методу проведения аудиторская проверка может быть сплошной, выборочной, комбинированной, документальной и фактической. Приемы получения аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц). Инспектирование - проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки. Наблюдение - отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. Запрос - поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Подтверждение - ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Пересчет - проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
12.Организационная структура внутреннего контроля в банке.
Система внутреннего контроля в банке - совокупность внутреннего контроля, внутреннего аудита, организационной структуры, локальных нормативных правовых актов, определяющих стратегию, политику, методики и процедуры внутреннего контроля, а также полномочий и ответственности органов управления банка и должностных лиц. Система внутреннего контроля в Банке включает следующие направления: - контроль над функционированием системы управления банковскими рисками и оценку банковских рисков; - контроль над распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок; - контроль над управлением информационными потоками и обеспечением ин-формационной безопасности; - мониторинг системы внутреннего контроля. Для осуществления независимого мониторинга эффективности системы внутреннего контроля в банке создается служба внутреннего аудита, подотчётная Совету директоров. Служба внутреннего контроля в банке координирует и контролирует деятельность подразделений и (или) должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль, в отдельных подразделениях банка и (или) по отдельным направлениям деятельности (бизнес-линиям, бизнес-процессам) (при их наличии), организует разработку локальных нормативных правовых актов, регламентирующих политику, методики и процедуры осуществления внутреннего контроля, обеспечивает составление управленческой отчетности о состоянии системы внутреннего контроля и представление ее на рассмотрение органов управления банка. Совет директоров (наблюдательный совет) банка обеспечивает организацию системы внутреннего контроля, исключение конфликта интересов и условий его возникновения в процессе осуществления внутреннего контроля, утверждает локальный нормативный правовой акт, определяющий стратегию банка в отношении организации и осуществления внутреннего контроля. Правление либо иной исполнительный орган банка обязан организовать систему внутреннего контроля, деятельность службы внутреннего аудита и обеспечить достижение банком целей и выполнение задач, установленных советом директоров (наблюдательным советом) в данной области.
13.Процедуры внутреннего контроля в банке.
При осуществлении внутреннего контроля банк должен использовать такие формы внутреннего контроля как: 1) внутренний контроль, осуществляемый советом директоров, 2) внутренний контроль за распределением полномочий, 3) бухгалтерский контроль, 4) материальный (физический) контроль, 5) контроль соблюдения установленных лимитов, 6) контроль соблюдения процедуры принятия решений, 7) проверка соответствия деятельности банка законодательству Республики Беларусь и локальным нормативным правовым актам банка, 8) проверка соблюдения порядка (процедур) осуществления банковских и иных операций, 9) правовой контроль, 10) технологический контроль. В целях обеспечения бесперебойной и непрерывной работы автоматизированных информационных систем и технических средств банк обязан осуществлять: - общий контроль, состоящий из проводимых банком процедур резервирования (копирования) данных и восстановления функций автоматизированных информационных систем, - программный контроль, осуществляемый встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами. Внутренний контроль в банке предполагает осуществление предварительного, текущего и последующего контроля.
Предварительный контроль осуществляется до фактического совершения банковских и иных операций (сделок), Текущий контроль за совершаемыми банковскими и иными операциями (сделками) и иной деятельностью, соблюдением установленных процедур принятия решений по осуществлению банковских и иных операций (сделок), установленного документооборота осуществляется в течение операционного дня банка в процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей, Последующий контроль осуществляется после совершения банковских и иных операций (сделок).
14.Понятие, цель и организационная структура внутреннего аудита в банке.
Внутрибанковский (внутренний) аудит - это независимая оценка деятельности банка, производимая внутри него в интересах его собственников службой, подотчетной руководству банка.
Внутренний аудит в банке осуществляется службой внутреннего аудита, которая подчиняется непосредственно руководителю банка. Цель внутреннего аудита состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение законности и экономической целесообразности деятельности банка, а также минимизировать банковские риски. Внутренние аудиторы осуществляют проверку внутренней отчетности, так же как внешние аудиторы проверяют внешние финансовые отчеты. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Главным отличием внутреннего аудита от внешнего является его цель, которая состоит в помощи управленческому персоналу в достижении наиболее эффективного управления банком, а не в подтверждении правильности составления отчетов, что в первую очередь присуще внешнему аудиту. Их сходство - в методике и технике проведения аудита. Служба внутреннего аудита не должна вовлекаться в осуществление банковских и иных операций (сделок) и иной деятельности банка, подлежащей внутреннему аудиту, разработку (подготовку) локальных нормативных правовых актов банка (за исключением регулирующих деятельность службы внутреннего аудита), а также привлекаться для осуществления ежедневных процедур внутреннего контроля. Руководитель и работники службы внутреннего аудита не имеют права подписывать от имени банка платежные инструкции и (или) кассовые, бухгалтерские и иные документы, в соответствии с которыми банк принимает банковские риски, либо визировать такие документы, за исключением документов, относящихся к выполнению непосредственных функций службы внутреннего аудита.
15.Регламентация, принципы и функции службы внутреннего аудита в банке.
Деятельность службы внутреннего аудита должна регулироваться локальным нормативным правовым актом банка, при этом в нем определяются: цель и сфера деятельности службы внутреннего аудита; принципы (стандарты) и методы деятельности службы внутреннего аудита; задачи, права и обязанности службы внутреннего аудита; права и обязанности руководителя службы внутреннего аудита;условия и порядок информирования службой внутреннего аудита совета директоров (наблюдательного совета), аудиторского комитета, их руководителей, руководителя банка, а также руководителя подразделения банка, в котором проводился внутренний аудит, о результатах проверок службы внутреннего аудита и др. Деятельность службы внутреннего аудита в банке должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: независимость службы внутреннего аудита от деятельности других подразделений банка; объективность в изложении материалов, принятии решений и внесении предложений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка; системность, комплексность охвата проверками службы внутреннего аудита всех направлений деятельности банка и др. Функции службы внутреннего аудита в банке сводятся к следующему: определение наиболее рисковых операций и направления деятельности (бизнес-линии, бизнес-процессы) банка; оценка эффективности системы внутреннего контроля на консолидирован-ной основе, включая проверку процедур внутреннего контроля по направлениям деятельности (бизнес-линиям, бизнес-процессам); проверять сохранность активов и вложений, включая фактическое наличие и отражение в учете; проверять организацию работы с обращениями граждан и юридических лиц; проверять соблюдение законодательства Республики Беларусь о банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайне; проверять соблюдение требований Национального банка к раскрытию информации; выявлять конфликт интересов в банке, сферы и условия его возникновения и оценивать эффективность принимаемых банком мер по их исключению и др.