Файл: Контрольная работа по дисциплине Физиология регуляторных систем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Именно память это тот самый фундамент, на которой строится вся человеческая жизнь. Благодаря памяти человек выделился из мира животных и развился до уровня сегодняшних дней.
Сложно так же представить наличие прогресса без памяти, так как для того, чтобы совершенствовать мир вокруг себя и дальше, нужно неизменно помнить то, с чего все началось и, что не менее важно, стараться избегать уже пройденных ошибок.
Несмотря на наличие памяти у всех живых существ, наибольшего своего развития она достигла у человека. Возможности его являются недосягаемыми для остального живого в мире. Возможности к запоминанию у животных разные, они помнят и воспроизводят только то, что, так сказать, познали сами. Человеку повезло гораздо больше, ведь он может запомнить не только тот опыт, что приобрел сам, но и тот, свидетелем, очевидцем или преемником которого он был [6, с. 42].
Что еще качественно выделяет память человека в отношении любой другой памяти, так это наличие ряда знаковых систем, которые, как известно, выступают в качестве средства, улучшающего память. А так же речь, которая качественно помогает усовершенствовать ее. Кроме того, человек обладает рядом таких видов памяти, которыми не обладают животные. В качестве примера можно привести логическую, произвольную и другие виды.
Существует гипотеза, согласно которой одним из основных различий между человеческим интеллектом и интеллектом обезьян является наличие у человека способности к рекурсивному мышлению. Это означает, что человек в отличии от обезьян способен основываться в процессе своей деятельности на логических выводах, сделанных в процессе аналогичных операций. А способность к такому виду мышления обосновывается большей емкостью человеческой «рабочей памяти». Так, к примеру, память человека вмещает до семи концепций, в то время как «рабочая память» у обезьян не вмещает более трех. Этот факт доказывает, сколь важную роль играет память в процессе человеческой жизнедеятельности.
Существует несколько классификаций видов памяти. В зависимости от срока сохранения информации существует:
– мгновенная память (человек запоминает информацию на 2-3 секунды);
– кратковременная память (срок хранения информации варьируется от 5 до 10 секунд). Более того, данный вид памяти очень тесно связан с другим видом – долговременной памятью, так как на данном этапе человек отсеивает ненужную информацию.
Оперативная или промежуточная память (время запоминания информации равно тому периоду, который необходим для решения задач с ее использованием)
Таким образом, человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.
3. Кратковременная и долговременная память
Кратковременная память – сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания [9, с. 44].
При пользовании долговременной памяти для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.
Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти.
Как уже говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален
, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.
С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое [9, с. 51].
Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в кратковременной памяти человека.
Этот вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях, о друг друге, описать те личностные особенности, которые они во время встречи друг и друга заметили, то в среднем называется, как правило, то количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7±2.
Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.
Одно из главных свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в кратковременную память необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.
Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти – кратковременная память и долговременная память – действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградная амнезия, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания – антероградной амнезии – сохраненной остается и кратковременная память, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память [7, с. 63].
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема взаимосвязанной работы кратковременной памяти и долговременной памяти
В соответствии с этой теорией долговременная память представляет практически неограниченный по объему, но ограниченный по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище долговременной памяти необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в кратковременной памяти [7, с. 69].
Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременная память и долговременная память работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Перевод информации из кратковременной памяти и долговременной памяти обычно вызывает затруднения, т.к., для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в долговременной памяти.
Рассмотрим теперь особенности и механизмы работы долговременной памяти. Она обычно включается в дело не сразу после того, как был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из кратковременной памяти и долговременной памяти она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в долговременную память. В отличие от кратковременной в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., долговременная память имеет смысловую организацию.
Существенную роль в долговременной памяти играет речь. То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным [9, с. 67].
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени под рукой не оказалось необходимого стимула-средства для припоминания. Чем богаче стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, тем более они доступны для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора при этом повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и воссоздание условий, идентичных условиям, при которых происходило запоминание материала.
Один из эффективных способов структурирования запоминания – это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». В такой структуре на самой вершине находится ключевое слово, передающее самый общий смысл текста. Ниже расположены ключевые слова, передающие смысл отдельных частей текста. Затем ключевые слова, передающие смысл отдельных предложений. В самом низу структуры располагается собственно запоминаемый текст. Для припоминания текста достаточно вначале придумать «верхнее» ключевое слово, и двигаясь затем на более низкие уровни структуры вспомнить весь текст целиком [9, с. 73].
Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другими материалами. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.
На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. Чем ярче эмоции, связанные с событием, тем проще припоминание. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Экспериментально доказано, что искусственное воссоздание при припоминании эмоциональных состояний, сопутствующих моменту запоминания, улучшает память.