Файл: Контрольная работа по дисциплине Физиология регуляторных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский государственный аграрный университет»

Томский сельскохозяйственный институт – филиал

Кафедра ветеринарии

Контрольная работа

по дисциплине «Физиология регуляторных систем»

Тема: «Формы памяти и их функции у животных и человека. Кратковременная и долговременная память»



Выполнил

студент гр. 5331

Герасименко Д.Ю.

Шифр: 638187
Проверил:
________________


Томск 2023

Содержание





Введение 3

1. Общая характеристика памяти 4

2. Формы памяти и их функции у животных и человека 8

3. Кратковременная и долговременная память 12

Заключение 20

Список использованных источников и литературы 21



Введение



Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом частных процессов. Память занимает особое место среди мыслительных когнитивных процессов. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий непрерывность психических процессов и объединяющий все когнитивные процессы в единое целое.  

Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память придает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает одной из предпосылок формирования личности. Особое значение, которое придавалось памяти с древних времен, можно увидеть в том, что в древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемониза была известна как мать муз, покровительница ремесел и наук. 

Успехи психологической науки, связанные с изучением процессов памяти, успехи биохимии и физиологии в разгадывании работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и до сих пор не разгаданную загадку природы.

Целью данной работы является изучить формы памяти и их функции у животных и человека, кратковременную и долговременную память.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить общую характеристику памяти;

– раскрыть формы памяти и их функции у животных и человека;

– рассмотреть кратковременную и долговременную память.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


1. Общая характеристика памяти



Ментальный мир человека разнообразен и многогранен. Умственное развитие, возможно, потому что человек сохраняет приобретенный опыт и знания.  Каждое впечатление, переживание, движение оставляют в памяти определенный след, который может сохраняться в течение достаточно долгого времени и при соответствующих условиях снова появляться и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы подразумеваем запечатление, сохранение, последующее распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек начал смутно догадываться, что он способен запоминать и хранить информацию. Первое подробное понятие памяти было дано Аристотелем в его трактате «Память и память». Согласно Аристотелю, память характерна как для человека, так и для животных, а память – только для человека. Память «похожа на поиск образов» и «случается только с теми, кто способен мыслить, чтобы сделать вывод, что они видели, слышали или испытывали нечто подобное раньше» [3, с. 37].   

Одна из первых психологических теорий, возникших в 17 веке, была ассоциативной. Эта теория основана на концепции ассоциации – связи между отдельными психическими явлениями, а также между ними и явлениями внешнего мира. В соответствии с этой теорией память понимается как сложная система краткосрочных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту. Представители этого научного направления (Д. Хьюм, У. Джеймс, Дж. Спенсер) переоценили значение ассоциаций, что привело к несколько искаженному пониманию памяти. Итак, запоминание рассматривалось как формирование ассоциаций, а воспроизведение – как использование существующих ассоциаций. Особым условием образования ассоциаций является многократное повторение одних и тех же процессов во времени.        

К сожалению, в большинстве случаев теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической интерпретации психических явлений. В понимании ассоциативистов психические процессы связаны, сами соединяются друг с другом

, независимо от нашего осознания существенных внутренних связей самих объектов и явлений, отражением которых являются эти психические процессы. 

В то же время невозможно отрицать наличие ассоциативных связей. Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытия их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По словам Павлова, ассоциации – это не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или более стимулов. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривают ассоциации только как одно из явлений памяти, а не как главный и тем более единственный ее механизм [3, с. 41].     

Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-е. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил методику, с помощью которой, по его мнению, можно было изучать законы «чистой» памяти, независимо от активности мышления. Эта техника запоминания бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые запоминания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию достаточно одного его переживания, чтобы точно воспроизвести его в будущем. Другой вывод заключался в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал на концах («краевой эффект»). Одним из важнейших достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания.        

Параллельно с исследованиями Г. Эббингауза исследования проводились другими учеными. В частности, известный немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как происходит запоминание у психически больных. Другой известный немецкий ученый, психолог Г.Е. Мюллер, провел фундаментальное исследование основных законов фиксации и воспроизведения следов памяти у человека. 

Со временем возник ряд проблем, одной из которых была проблема объяснения избирательности памяти, которую нельзя было понять на основе ассоциативной теории памяти.

Ассоциативная теория была заменена теорией гештальта. Исходным понятием в этой теории было не объединение предметов или явлений, а их исходная целостная организация – гештальт. Главный постулат этого направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции его составных частей. Поэтому, изучая память, сторонники этой теории исходили из того, что как при запоминании, так и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает как целостная структура, а не как случайный набор элементов, сформированных на ассоциативной основе. Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать разумного ответа на важнейшие вопросы изучения памяти, а именно на вопрос о ее происхождении [3, с. 48].         


Примерно в то же время, то есть в начале 20-го века, семантическая теория памяти возникла. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов напрямую зависит от наличия или отсутствия семантических связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные семантические структуры. Наиболее яркими представителями этого направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что семантическое содержание материала при запоминании и воспроизведении выдвигается на первый план.       

Впервые систематическое исследование высших форм памяти у детей провел выдающийся русский психолог Л.С. Выготский, который в конце 20-х гг. начал изучать вопрос о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти представляют собой сложную форму умственной деятельности, социальную по своему происхождению. В рамках предложенной Л.С. Выготским теории происхождения высших психических функций выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также прямую и опосредованную память.   

Следует отметить, что работы Л.С. Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых интерпретировал память как систему действий, направленных на запоминание, обработку и запоминание материала. Именно французская психологическая школа доказала социальную обусловленность всех процессов памяти, их прямую зависимость от практической деятельности человека. 

Российские психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемонической деятельности, в которых процессы памяти были связаны с процессами мышления. Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко, проведенные с позиций психологической теории деятельности, позволили выявить закономерности памяти как осмысленной деятельности человека, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выявили основные приемы запоминания сложного материала.      

Таким образом, в настоящее время в науке не существует единой и полной теории памяти, хотя существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему умственной деятельности на психологическом, физиологическом, нейрональном и биохимическом уровнях.


2. Формы памяти и их функции у животных и человека



Память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая (Рисунок 1).



Рисунок 1 – Память у человека и животного
Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае - мутация и изменения в генах. В данной работе генетическая память не будет разбираться подробно, так как она единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание [6, с. 23].

Механическая – это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие «механическая память» означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.

Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.

Все, что приключается с человеком на протяжении всей жизни, неизменно оставляет след в его сознании. Кроме того, если полученная ранее информация зачем-то пригодилась, то эти впечатления имеют свойство воспроизводиться. Данный феномен получил название память. В этот термин так же входят понятия запоминание, сохранение, узнавание и забывание.

Эти процессы рассматриваются отдельно по следующим принципам [6, с. 35]:

1. Они играют огромную, одну из самых важных ролей в жизни человека.

2. Данные процессы подчинены разным законам в соответствии со своими функциями.

3. Они не могут быть одинаковыми у разных людей, так, у каждого человека каждый из процессов развит в своей собственной, никому не подобной степени.

4. Благодаря физиологическим процессам эти понятия представляются разными анатомическими и физиологическими структурами.

Иными словами, память – единая система, в которой все эти процессы взаимодействуют между собой.

Значение ее в жизни каждого довольно-таки сложно переоценить. Так, наше прошлое было абсолютно мертвой нематериальной частью существования, ведь иначе без памяти жизнь назвать нельзя. Копившиеся в течение тысяч лет знания просто-напросто обесценились бы.