Файл: Аннотация раскрывается понятие и учет товаров в торговых фирмах. Рассматриваются типовые схемы отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением и реализацией товаров..rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет товаров. Основы бухгалтерского учета в торговле

Аннотация: раскрывается понятие и учет товаров в торговых фирмах. Рассматриваются типовые схемы отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением и реализацией товаров. Представлены особенности учета реализации товаров при различных условиях поставки и отгрузки товаров, рассматривается проблематика бухгалтерского учета движения товаров.

Ключевые слова: Торговля, товары, материально-производственные запасы, приобретения товаров, реализация товаров, бухгалтерский учет, корреспонденция счетов, бухгалтерские проводки.

В условиях коренных изменений в экономике, связанных со становлением рыночных отношений, повышается роль торговых предприятий как основных составляющих рынка товаров и услуг. На данный момент, торговля товарами является самым распространенным видов деятельности в России. Согласно данным Федеральной Службы Государственной Статистики в 2018 году число предприятий, занятых в сфере торговли товарами или услугами, составило 1280,2 тыс. организаций.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «торговля – это отрасль хозяйственной и экономической деятельности, которая направлена на обмен, куплю продажу товаров или услуг». Для того, чтобы реализовать свои функции торговля нуждается в постоянном изучении потребностей рынка, которая в свою очередь влияет на объем производимых товаров услуг, с целью расширения ассортимента, количества и качества продаваемых товаров.

Прибыль и товарооборот – это главные показатели, которые характеризуют работы торговой фирмы. В бухгалтерском учете и отчетности торговой фирмы высокое значение имеют показатели выручки, рентабельности, оборачиваемости, ликвидности, издержек и прочее. чтобы работать в рамках законодательства и не нарушать требований бухгалтерского учета, бухгалтеру необходимо знать нюансы торговой деятельности.


Главным объектом бухгалтерского учета являются товары, поэтому бухгалтерии торговой организации необходимо обеспечивать полный учет поступающих товаров и своевременно отражать операции, кторые связаны с их выбытием.

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, товары являются частью материально-производственных запасов. Материально-производственные запасы – это товары или услуги, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц,и предназначенные для продажи. Считаю, что это определение нуждается в уточнении, так как товарами могут быть это не только запасы,приобретенные из внешних источников, но и продукция, созданная на производственном или промышленном предприятии и предназначенная для последующей продажи.

Главными целями бухгалтерского учета торговых фирм являются:

1) учет и контроль за сохранностью товаров;

2) учет состояния товарных запасов и эффективности их использования;

3) своевременное предоставление руководству организации

информации о полученной прибыли.

Бухгалтерский учет товаров регламентирует ПБУ 5/01. Абсолютно все операции, которая проводит организация по приобретению и реализации товара, должны быть закреплены договорами. Верно составленный договор во многом определяет правильность бухгалтерских записей на счетах учета. Отсюда следует, что хороший специалист бухгалтерской службы должен обладать не только знаниямив сфере учета, но и знаниями юридической направленности по оформлению договоров.

Процессы приобретения, оприходования, хранения, реализации, передачи товаров можно охарактеризовать как процесс «товародвижения». Движение товаров в организациях торговли характеризуется комплексом хозяйственных операций.

Порядок отражения хозяйственных операций регламентируется планом счетов и инструкцией по его применению, а так же Методическими рекомендациями по учету и оформлению операции приема, хранения отпуска товаров в организациях торговли. Выручка от продажи реализованных товаров включается в состав доходов от обычных видов деятельности.

Операции по приобретению товаров оформляются унифицированными формами первичной учетной документации в торговле при приемке товаров главной целью является установление фактического количества и качества товара,которые указаны в сопроводительных документах поставщика. При расхождении данных необходимо определить причины, места, время, виновных и сумм выявленных отклонений, которые произошли в результате поставки. Реализация покупателю приобретенных товаров так же должно быть строго регламентировано. Торговая организация должна выписать соответствующие первичные документы. Документы должны быть напечатаны минимум в двух экземплярах: один экземпляр документов – покупателю, другой – поставщику.



Стандартные проводки по приобретению товаров:

Дебет 41 Кредит 60 — купили товары (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60 — продавец предъявил НДС;

Дебет 41 (44) Кредит 60 (76) — потратились на доставку, юридическое сопровождение сделки и пр.

Дебет 19 Кредит 60 — отразили НДС с суммы дополнительных затрат;

Дебет 68 Кредит 19 — входной НДС со стоимости товаров принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51 — оплатили поставку и дополнительные услуги.

Определение финансового результата при реализации товара происходит так:

Дебет счета 90.9. Кредит счета 99. – отражена прибыль

Дебет счета 99. Кредит счета 90.9. – отражен убыток.

Для хранения товаров используют склад. Правильно организованный складской учет позволяет избежать потерь и хищений материальных ценностей. В оборот торговли не включается товары, перемещенные между своими структурными подразделениями или складами, находящимися на одном балансе, а также товары, использованные на хозяйственные нужды.Такое движение товаров обязательно должно быть согласовано с руководителем предприятия и оформлено внутренней накладной.

В бухгалтерской отчетности показывают только общие данные о движении и состоянии товаров. В бухгалтерском балансе в строке 1210 «Запасы» отражается стоимость остатков товаров, приобретаемых организацией, осуществляющей торговую деятельность.

В отчете о финансовых результатах в строке 2110 «Выручка» отражается выручка от продажи товаров. Так же в строке 2120 «Себестоимость продаж» организации, осуществляющие торговую деятельность, показывают стоимость покупную товаров, у которых выручка от продажи отражена в данном отчетном периоде.

Подводя итог, можно утвердить, товар – это имущество, которое реализуется или предназначено для реализации. Приобретение, хранение, реализация товаров в торговой фирме должны быть строго регламентировано сопроводительными документами. В бухгалтерском учете организации товары отражаются по покупной стоимости или продажным ценам в соответствии с выбранной политикой на синтетическом счете 41
«Товары». Аналитический учет по данному счету следует организовать в разрезе складов, групп, видов товара. В бухгалтерском учете реализация товаров происходит с использованием счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 41 «Товары».

Список литературы

1 Агафонова М.Н. Торговля. Настольная книга бухгалтера торгового предприятия: учебное пособие / М.Н. Агафонова. – М.: Рид Групп, 2014. – 960 с.

2 Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие для

бакалавров / В.П. Астахов. – М.: Юрайт, 2013. – 984 с.

3 Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Ю.А. Бабаев. –

М.: Юнити-Дана, 2015. – 476 с.

4. Васильева Г.А. Перспективное планирование на предприятиях торговли продуктами / Г.А. Васильева, С.В. Донскова, Н.В. Рунова. – М.: Пищевая пром-ть, 2014. – 95 c.

6. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в розничной торговле: учебное

пособие / Г.А. Николаева, Т.С. Сергеева. – М.: А-Приор, 2014. – 256 с.

7. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. – 2-е изд., – М.: ИНФРА-М,

2019. – 374 с.