Файл: Курсовой проект по дисциплине Менеджмент предпринимательства обучающийся гр. 591.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЧОУ ВО КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

Кафедра управления
Курсовой проект

по дисциплине: «Менеджмент предпринимательства»


Выполнил: ___________________

обучающийся гр. 591

Иванов И.И.
Руководитель: _________________

к.э.н., доцент

Несмеянова Е.И.
Казань – 2021
АННОТАЦИЯ
на курсовую работу
по дисциплине Менеджмент предпринимательства

Ф.И.О. обучающегося

Student name

Профиль: Менеджмент организации

№ группы




Название курсовой работы:







Course paper list:




Аннотация к курсовой работе:


































Ключевые слова:




Abstract of the coursework:

























Keywords:




Руководитель:

Перевод проверил:


_____________


_____________



Содержание

Введение

1. Теоретические основы предпринимательства в России

1. 1Сущность и понятие предпринимательства

1.2 Социально-экономическая роль предпринимательства в России

2. Анализ предпринимательства как инструмента повышения занятости населения на примере Набережных челнов


2.1 Обзор социально-экономического развития Набережных Челнов

2.2 Анализ предпринимательской активности населения Набережных Челнов

2.3 Проблемы и перспективы предпринимательской деятельности Набережных Челнов

Заключение

Список использованной литературы

Введение
В настоящее время бизнес, предпринимательство, коммерческая деятельность становятся естественной составной частью российской экономики, свидетельствуя о продвижении к рыночным формам и методам хозяйствования. Бизнес в небольших масштабах называют малым или средним. Несомненно, что крупные города, такие, как Москва, Санкт-Петербург, обладают большими достижениями в области бизнеса.

В настоящее время в России доля малых предприятий, численностью до 250 человек, по отношению к общему количеству российских предприятий составляет более 90 %.

Сегодня можно говорить о качественно новом отношении государства, Республики Татарстан и, в частности, администрации города Набережные Челны к малому и среднему бизнесу. Подтверждением этих слов может служить бюджетное финансирование субъектов малого бизнеса в тех или иных федеральных и региональных программах государственной поддержки малых предприятий.

Политика местных властей отражается на общих экономических показателях региона, в том числе и на таком важном показателе, как уровень безработицы населения и занятости населения. Именно этими аспектами и обусловлена актуальность курсовой работы.

Объект курсового исследования – предпринимательство.

Предмет – влияние предпринимательства на занятость населения г. Набережные Челны.

Основная цель написания курсовой работы – выявить влияние предпринимательства на уровень занятости населения г. Набережные Челны.

В рамках поставленной цели предполагается решить ряд задач:

- рассмотреть сущность и понятие предпринимательства;

- изучить социально-экономическую роль предпринимательства в России;

- сделать обзор социально-экономического развития Набережных Челнов;

- проанализировать предпринимательскую активность населения Набережных Челнов;

- изучить проблемы и перспективы предпринимательской деятельности Набережных Челнов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы предпринимательства в России



1. 1Сущность и понятие предпринимательства
В настоящее время в теоретических исследованиях и на практике уделяется значительное внимание предпринимательству. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном их понимании впервые употребил английский экономист Ричард Кантильон, высказавший мнение о том, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска.

Несколько позже французский экономист конца XVIII- начала XIX вв. Ж.Б.Сей определил предпринимательскую деятельность как соединение, комбинирование трех факторов производства – земли, труда, капитала. «Предприниматель, - указывал Сей, - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой ни будь продукт.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предприниматель» означает «затевать, решаться исполнить какое либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» – «предпринявший» что – либо.

Энциклопедический словарь предпринимателя трактует понятие «предпринимательство» следующим образом: Предпринимательство — это инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

В учебном пособии под редакции проф. Г.Л. Багиева отражена эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса (в табл. 1.1).
Таблица 1 - Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство»1

Дата

Автор определения

Содержание определения

Средние века

-

Предприниматель – человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов

XVII в.

-

Предприниматель – лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение

1723

Всеобщий словарь коммерции, г. Париж

Предприниматель – человек, берущий на себя обязательство по производству или строительству объекта

1725

Ричард Кантильон – основоположник теории предпринимательства

Предприниматель – человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности. Доход предпринимателя – это плата за риск

1770

А. Тюрго

Предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом

1776

Адам Смит

Предприниматель – собственник предприятия и реализатор рискованных коммерческих идей. Основная функция – организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности

1797

Жан Батист Сей

Предпринимательство – это рациональная комбинация факторов производства в данной точке рыночного пространства. Предприниматель – человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции

1876

Фрэнсис Уокер

Предприниматель – это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям

1890

Альфред Маршалл

Не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается в природе согласно естественному отбору, открытому Ч. Дарвином

1910

Макс Вебер

Предпринимательская деятельность – это воплощение рациональности. (Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п.) В основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя

1911

Иозеф Шумпетер

Главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Предпринимателем может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности. Главное «...делать не то, что другие» и «...не так, как делают другие». Предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции инноватора, и утрачивает этот статус, как только переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса




И. фон Тюнен

Предприниматель – обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство. (Правда, И. Тюнен считал, что предприниматель не обязательно должен быть инноватором)

1921

Ф. Найт

Менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными, и он готов к личной ответственности. Предпринимательский доход – это разница между ожидаемой (прогнозной) денежной выручкой фирмы и реальной ее величиной. Несмотря на неопределенность будущего, предприниматель может «угадать» основные параметры развития производства и обмена и получить дополнительный коммерческий эффект

1936

Джон Мейнард Кейнс

Предприниматель – своеобразный социально– психологический тип хозяйственника, для которого главное «... не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств». Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние

1961

Дэвид Макклелланд

Предприниматель – энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска

1964

Питер Друкер

Предприниматель – человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой

1975

Альберт Шапиро

Предприниматель – человек, проявляющий инициативу, организующий социальноэкономические механизмы, действуя в условиях риска, и несущий полную ответственность за возможную неудачу

1980

Карл Веспер

Предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков

1983

Гиффорд Пиншо

Интрапренерство – внутрифирменное предпринимательство. Интрапренер действует в условиях существующего предприятия, в отличие от антрепренера, создающего новое предприятие

1985

Роберт Хизрич

Предпринимательство – процесс создания чегото нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым

1988

М. Алле

Предприниматель занимает ведущую роль в рыночной организации хозяйства

1993

Т.Ю. Горькова

Предприниматель – это центральная фигура в бизнесе, он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс



В XX в. понимание предпринимательской функции выходит на более высокий уровень предназначения и в ней явно выделяется инновационный подход, который впервые наиболее ярко и последовательно прозвучал у Й. Шумпетера. Й. Шумпетер образно называл предпринимательство «созидательным разрушением» (creative destruction), подразумевая нарушение предпринимателем сложившегося рыночного равновесия путем создания различных новшеств, которые в конечном итоге сводились к двум типам – во – первых, производство новых продуктов и, во – вторых, производство старых продуктов новыми способами. Используя новшества, предприниматель стимулирует таким образом экономический прогресс. Но в теории Шумпетера не объясняется, почему инновации являются «визитной карточкой» предпринимателя, какова природа их появления.

Существуют два модели предпринимательства. Классическая модель предпринимательства имеет два направления в зависимости от способов достижения поставленных целей – это рутинно-прагматическое, в основу которого положено использование трудно осваиваемых производственных ресурсов, и потребительское – на основе точного, полного и целевого удовлетворения спроса потребителей. Особенность этой модели состоит в получении и максимизации прибыли, а также в получении наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на основе наиболее оптимальных комбинации существующих технологии и факторов производства. По этому пути продолжают двигаться большинство нынешних предпринимателей, потому что желание получит доход в краткосрочном периоде - это надежнее, чем вкладывать средства в долгосрочные дорогостоящие проекты по модернизации своего производства. Этому не способствует ни кредитная, ни налоговая политики государства, наоборот, она ограничивает инициативу и деловую активность предпринимателя, превращая его в послушного исполнителя предписаний правящей бюрократии. В результате свободная среда развития свободного независимого предпринимателя оказывается занятой коррумпированными субъектами, которые бесконтрольно и монопольно властвуют на всех возможных рынках и направлениях самостоятельной деятельности. Предпринимательство – это сфера деятельности свободного собственника, где основой его деятельности являются юридическая свобода, свобода и самостоятельность принятия решений, свободная конкуренция, мотив и цель получения прибыли. Если нет свободы, то и нет предпринимателя, следовательно, собственник остается формальным в юридическом статусе собственником в отличие от
собственника в экономическом смысле, функция которого – производить прибыль. В этом смысле собственников-предпринимателей становится меньше не только по причине экономического кризиса, а из-за отсутствия достаточных условий реализации своих способностей и функций частных собственников.

Вторая модель – инновационное предпринимательство, предполагающее реализацию новаторских идей индивидуальных предпринимателей, ориентируется на поиск новых, более эффективных технологий переработки ресурсов, и более прогрессивных методов ведения хозяйства, приводящих к максимализации прибыли. По мнению Й. Шумпетера, предприниматель – это «разрушающий созидатель», носитель научно-технического прогресса, творящий новое будущее. Используя как собственные, так и привлеченные ресурсы, создавая новые стратегии экономического развития, предприниматель берет на себя инновационные риски, связанные с новаторской деятельностью. Сущностная черта предпринимателя определяющая инновационный характер его деятельности, - это способность воспринимать рыночную информацию и использовать ее для получения экономической выгоды. Для этого предпринимателю нужно соединить имеющийся спрос, технологии и капитал в специально организуемом производительном процессе, проявляя новаторство. 1

По мнению П.П. Герасимова, наиболее ёмко раскрывают содержание предпринимательства П.Д. Половинкина и В.Е. Савченко, которые рассматривают предпринимательство как систему «хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник, который рационально соединяет ресурсы (вещественные и личные факторы), организует и управляет процессом воспроизводства на инновационной основе, хозяйственном риске, экономической ответственностью за конечные результаты с целью предпринимательского дохода».

Данный подход раскрывает три аспекта исследуемого вопроса:

а) личностный аспект, поскольку именно предприниматель обладает способностью по-особому соединять факторы воспроизводства на инновационной рисковой основе;

б) экономический аспект – получение сверхприбыли;

в) организационно-управленческий аспект - организация и управление воспроизводственным процессом.2

И автором тоже признается его мнение, что предпринимательская деятельность имеет место только там, независимо от форм собственности, где