Файл: Курсовой проект по дисциплине Менеджмент предпринимательства обучающийся гр. 591.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно результатам по социально-экономическому развитию г. Набережные Челны за 2021-2022 гг., представленным в докладе Главы муниципального образования город Набережные Челны на XXI заседании Городского Совета муниципального образования, основным итогом совместной работы выделяют положительную динамику в демографии и росте продолжительности жизни горожан. Всестороннее содействие в инициативах в рамках исполнения крупных проектов и программ обеспечивалось Президентом Республики Татарстан и Правительством Республики Татарстан.

Укреплению конкурентной позиции г. Набережные Челны также содействовало исполнение утвержденной Стратегии развития города до 2030 года1.

Рассмотрим экономические показатели, характеризующиеся как базовые для оценки тенденций социально-экономического развития г.Набережные Челны. По итогам 2022 года наблюдается рост валового территориального продукта на 2% (186,66 млрд. руб.) уровня 2021 г. Прогноз валового территориального продукта на 2023 г. определяется суммой в 191,14 млрд. руб. с планируемым ростом на 2,4 %. Рост объемов, в первую очередь, обеспечен динамичностью развития градообразующего предприятия ПАО «КАМАЗ» с долей 47% в общей структуре промышленности.2

Согласно отчету Исполнительного комитета г. Набережные Челны об итогах социально-экономического развития города, наблюдается рост индекса промышленного производства на 17 % в 2022 г. в ходе сравнения с 2021 г., отгрузка продукции и товаров собственного производства в 2022 г. определилась суммой в 172,89 млрд. руб., рост составил 42,49 млрд. руб. по сравнению с 2021 г. В данном периоде было отгружено продукции на 130,4 млрд. руб. В 2023 году этот показатель прогнозируется улучшить на 5,1 %.

Рост обеспечат в первую очередь обрабатывающие производства г. Набережные Челны. Согласно прогнозным оценкам к концу 2023 года планируется привлечь примерно столько же инвестиций в основной капитал, как и в периоде 2021-2022 гг., примерным размером в 46,3 млрд. руб., динамики не ожидается. Удельный вес собственных средств производства в 2022 г. характеризуется отметкой в 66 % в общем объеме инвестиций.

Говоря о тенденциях к росту инвестиций ожидается увеличение в 2024 г. данного показателя на 2 %. Важным фактором роста экономики является дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.1

Сегодня в г. Набережные Челны работают более 30 тыс. субъектов предпринимательства, что составляет 1/3 часть валового территориального продукта и налоговых поступлений в городской бюджет. Успешно претворяются в жизнь многообразные меры государственной и муниципальной поддержки г. Набережные Челны.


Согласно приоритету по 2023 г. моногородам с базовой целью содействия наиболее перспективным проектам предприятий малого и среднего бизнеса в результате участия в республиканских программах 50/50 и «Лизинг-грант» 21 предприятие приобрело финансовую поддержку на сумму 39 млн. руб.

В планах на 2024 г.:

- продолжение работы по развитию необходимой инфраструктуры для предпринимателей;

- создание условий для эффективной кооперации между малым и крупным бизнесом;

- вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность.

Общая численность населения г. Набережные Челны - примерно 13,5 % всего населения Республики Татарстан.

Демографическая ситуация муниципального образования г. Набережные Челны на протяжении 2022 - 2023 гг. характеризуется положительной динамикой, прирост населения составил 0,58 %.

Показатели, влияющие на состояние социально-трудовой сферы, по итогам 2022 г., имеют положительную динамику: на начало года уровень регистрируемой безработицы в г. Набережные Челны составил 0,66% (РТ0,71%; РФ-0,8%). В 2022 году согласно отчету Министерства труда, занятости и соцзащиты Татарстана данный показатель составил 0,42 % (РТ – 0,57%, РФ – 0,71%). Наблюдается удерживание высокого спроса на рабочую силу в г. Набережные Челны, свыше 5,8 тыс. вакансий на апрель 2023 г. заявлено работодателями, что характеризует увеличение на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. Данный показатель перекрывает предложение, т.е. число зарегистрированных безработных в пять раз. Достижение данного показателя обеспечено за счет эффективной реализации антикризисной программы содействия занятости.


Таблица 2.1- Экономические показатели г. Набережные Челны за 2020-2022 гг.

Показатель

2020 год

2021 год

2022 год

Валовый территориальный продукт, млрд.руб.

160,5

183

186,66

Индекс промышленного производства, %

80,2

115

117

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

43

46

46

Уровень безработицы, %

0,98

0,66

0,42



Таким образом, согласно изученным основным сферам социально-экономического развития г. Набережные Челны определяются такие тенденции, как перечисленные ниже:

1) с целью получения оптимальных демографических показателей, в частности показателей естественного и миграционного приростов, в 2024 г. планируется приоритет развитию производственной, жилищной и социально-культурной инфраструктуры города, инвестирование в социальные технологии, стимулирование сферы услуг;

2) планируется продолжение поддержки по вырабатыванию предпринимательского потенциала населения города ввиду определения положительных показателей экономического развития города в плане приоритета развитию и инвестированию в человеческий капитал, созданию оптимальных условий по применению профессиональных и личностных качеств жителей;

3) рассматривается возможность улучшения показателей, которые характеризуют область безопасности жизнедеятельности, в результате совершенствования конкретных сфер экономики города, а также в ходе приоритета развитию основ культуры и ценностей человека в качестве системы методов объединения его жизненных процессов;

4) одним из приоритетных направлений на 2024 г. выделяется совершенствование областей научного сектора, как с позиции разработки и привлечения промышленных и продуктовых инноваций, так и с инновационных аспектов менеджмента, администрирования, маркетинга и образования для основания инвестиционной привлекательности г. Набережные Челны.
2.2 Анализ предпринимательской активности населения Набережных Челнов
История развития предпринимательства в республике началась с конца 1980-х – начала 1990-х гг. и развивалась параллельно с процессом формирования предпринимательства в России. С точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений, в развитии малого предпринимательства за последнее десятилетие можно выделить пять основных этапов.

Первый и наиболее яркий наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 1980-х гг. и начале 1992 г. Огромные льготы всех видов, более благоприятное положение дел в экономике в целом обусловили «золотой век» для малого предпринимательства в данный период. Это было время легализации теневых капиталов, интенсивного создания собственного бизнеса предпринимателями из разных социальных слоев, период бурной ротации предпринимательской среды, легитимизации предпринимательства в глазах общественного мнения.
Однако нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса и его роль как ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований. Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился в России в реформах типа шоковой терапии.

Начался новый, второй этап и в развитии российского малого предпринимательства. 1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в РТ их насчитывалось 3079) и численности занятых в них работников. Существенное отличие количественных показателей развития малого предпринимательства в России в целом и в Татарстане явилось следствием предпочтения модели «мягкого вхождения» в рыночную экономику принятой в России модели «шоковой терапии». Введенная в РТ система социальной защиты населения позволила существенно снизить остроту экономического кризиса, замедлить процессы расслоения населения на богатых и бедных, избежать сильных социальных потрясений.

Обозначился третий этап (1996-1997 гг.) качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса, сопровождавшийся значительным сокращением прироста малых предприятий. Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они активно диверсифицировали свою хозяйственную деятельность. Более чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы, вследствие возрастающей конкуренции, все чаще устремлялись в производство, хотя и в самых и 1087 простых его формах.

Важнейшей особенностью третьего этапа развития малого бизнеса является уменьшение степени криминального давления. Усиление роли органов правопорядка в Татарстане в значительной мере способствовало этому процессу, и саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения интереса криминальных структур к данному сектору экономики.

Бурное развитие финансовых рынков явилось причиной резкого, двенадцатикратного увеличения в Татарстане в 1998 г. числа малых предприятий, действующих в сфере обращения ценных бумаг. Однако относительная стабилизация развития малого бизнеса в целом и рост количества малых предприятий в сфере финансов происходили на фоне углубления фундаментальных экономических проблем: фискального кризиса, значительного ухудшения состояния платежного баланса и нарастания предпосылок усиления нестабильности экономической политики.


Разразившийся в августе 1998 г. кризис дал отсчет началу нового, четвертого, этапа в развитии малого бизнеса в России. Однако, согласно имеющимся статистическим данным, уже к концу 1999 г. малое предпринимательство вышло из кризиса. В Татарстане общее число малых предприятий составило в 1999 г. – 17 201 и почти достигло пикового значения 1995 г. Распределение малых предприятий РТ по отраслям экономики в 2000 г. показывает, что приоритет по-прежнему принадлежит торговле и общественному питанию – 42 %, строительству – 19 %, промышленности – 14 %, общей коммерческой деятельности – 7 %. Несмотря на повышение уровня рентабельности малых предприятий в сельском хозяйстве, их число составляет там всего лишь 1 % от общей численности малых предприятий республики. Это объясняется отсутствием надежной законодательной базы, повышенными процентными ставками кредитов и повышенной степенью риска. Уменьшение количества малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания с 4,8 % в 1998 г. до 4 % в 2000 г. было связано с трудностями долгосрочного инвестирования научных разработок, с отсутствием действующего механизма их реализации на практике.

Таким образом, четвертый этап в развитии малого бизнеса наглядно продемонстрировал ограниченность потенциала возможностей малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики, способного в короткие сроки преодолеть кризисную ситуацию и стать одним из решающих факторов экономического подъема в России.

Закономерно, что задача развития данного сектора должна была стать одним из приоритетов экономической политикой государства. Отсюда берет начало 5-й этап его развития, главная задача которого – вывод малого бизнеса на качественно новый уровень. Именно эта идея вылилась в закон РТ, утвердивший государственную комплексную программу республики по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 гг., в которой особый акцент сделан на всемерную поддержку малого бизнеса.

Таким образом и в наши дни одним из важнейших аспектов роста экономики является развитие малого и среднего предпринимательства.

В городе Набережные Челны на начало 2023 года осуществляют деятельность 25 516 субъектов малого и среднего предпринимательства (из них: 11337 – малые предприятия, 65 - средние предприятия; 14114 – индивидуальные предприниматели).

Вклад малого и среднего предпринимательства в валовой территориальный продукт составил 34,7%. Доля налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства по оценке года составляет - 39 %.