Файл: Дополнительных занятий по Правилам дорожного движения с водительским составом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник части 5 ПСЧ 6 ПСО

Ф ПС ГПС ГУ МЧС России

по Владимирской области

подполковник внутренней службы

___________________Д.В. Ашин

«_02__»_____12________ 2022 г.
ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения дополнительных занятий по Правилам дорожного движения

с водительским составом дежурных караулов 5 ПСЧ.
Тема: «Правила дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий и применение устройств подачи специальных световых и звуковых сигналов»».

(согласно указания ГУ МЧС России по Владимирской области от 01.12.2022 г. № СЗ-133-671)
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 1 (ч).
Цель занятия: Изучить предложенную тему.

Литература, используемая при проведении занятия:

- ПДД в РФ.

Развёрнутый план занятия:
1. Учебный вопрос № 1 - Особенности безопасного движения на автомобильном транспорте в зимний период., 20 мин.
С целью обеспечения безопасности движения водитель должен применять при управлении автомобилем следующие меры.

Трогание автомобиля с места

Перед началом движения водитель обязан убедиться в том, что дорога впереди свободна, а сбоку и сзади отсутствуют транспортные средства, которым он может создать помеху для движения. Перед тем как тронуться с места, следует включить указатель поворота. В начале движения необходимо определенное расстояние проехать прямо, рядом с тротуаром или обочиной, а затем плавно, не мешая другим транспортным средствам, выехать на полосу движения и выключить указатель поворота.

Скорость движения и дистанция. Допустимая для данных дорожных условий скорость движения зависит от ряда факторов, к числу которых относятся:

  • видимость дороги и обзорность;

  • ширина проезжей части дороги и состояние покрытия;

  • интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на данном участке дороги;

  • обустройство дороги светофорами, дорожными знаками, размет­кой;

  • расстояние от движущегося автомобиля до идущих впереди транспортных средств и т. д.



В городах и населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Вне городов и населенных пунктов скорость движения не должна превышать 70 км/ч.

В зависимости от скорости движения водитель должен выбирать такую дистанцию, которая гарантирует невозможность столкновения в случае торможения идущего впереди транспорта.

Обгон требует от водителя умелого расчета и строгого со­блюдения правил выполнения этого маневра. Обгон допускается с левой стороны от идущего впереди транспортного средства при нали­чии хорошей видимости дороги. С правой стороны допускается обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал левого по­ворота и приступил к его выполнению.

Перед началом обгона водитель обязан включить указатель по­ворота и предупредить обгоняемое транспортное средство звуковым сигналом (вне населенного пункта), а в ночное время переключением света фар.

Водитель должен представить себе, сможет ли он в случае необ­ходимости разъехаться со встречным транспортом, оказавшимся слу­чайно в зоне обгона. Скорость обгоняющего автомобиля не должна превышать допустимой правилами движения или дорожными услови­ями. Перед перестроением в свой ряд по окончании обгона необходи­мо включить правый указатель поворота и занять место в своем ряду с таким расчетом, чтобы обгоняемый автомобиль не снизил скорости и не изменил направления своего движения. Не допускает­ся обгон на перекрестках (кроме регулируемых), в конце подъема и на участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения, на железнодорожных переездах, а также транспорта, производящего обгон или объезд.
Торможение

Различают служебное и экстренное торможе­ние автомобиля. Процесс экстренного торможения автомобиля раз­деляется на три фазы:

1) путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя (без торможения);

2) путь, проходимый автомоби­лем за время срабатывания тормозного привода;

3) полное торможе­ние автомобиля.

Таким образом, остановочный путь при экстренном торможении — это расстояние, которое проходит автомобиль от мо­мента обнаружения водителем опасности до полной его остановки.

Часть остановочного пути с момента приложения водителем уси­лия к педали тормоза до остановки „автомобиля называется тормоз­ным путем. Главное влияние на величину тормозного пути оказыва­ет скорость движения автомобиля. Кроме того, на величину тормоз­ного пути оказывают влияние состояние дорожного покрытия, вели­чина уклона дороги, состояние шин автомобиля и др.



Состояние дорожного покрытия оценивается коэффициентом сцепления, который характеризует силу трения между шиной и до­рогой. Величина коэффициента сцепления зависит от качества по­крытия дороги, а также и от других факторов (влажности, обледе­нения и др.). Сила трения между шиной и дорогой на влажном асфальтобетоне снижается вдвое, а на обледенелом — примерно в 10 раз по сравнению с силой трения на сухом покрытии.

Степень износа рисунка протектора шин, разность давления воз­духа в шинах одной оси, неодинаковая нагрузка на шины также ока­зывают значительное влияние на силу трения между шиной и доро­гой. Одной из причин ухудшения эффективности торможения авто­мобиля является снижение тормозного момента вследствие нагрева фрикционных накладок и тормозных барабанов при частом пользова­нии тормозами или их неправильной регулировке.

Блокировка колес (юз) при торможении, особенно при движении на влажных и обледенелых дорогах, приводит к износу шин, увели­чению тормозного пути, потере управляемости.

В целях обеспечения безопасности движения при работе на ли­нии водитель должен учитывать приведенные выше факторы, влияю­щие на тормозной путь автомобиля.

Рабочее торможение автомобиля в случае преднамеренной оста­новки или снижения скорости следует производить в несколько при­емов при плавном нажатии на педаль тормоза. Это уменьшает нагрев тормозов и снижает вероятность блокировки колес. На сколь­зких участках дороги рабочее торможение автомобиля с механиче­ской коробкой передач необходимо осуществлять с помощью дви­гателя, не выключая сцепления.

Движение задним ходом требует от водителя повы­шенного внимания и осторожности. Перед началом движения води­тель должен убедиться, что путь сзади свободен и дорожные условия позволяют беспрепятственно подавать автомобиль задним ходом. В условиях ограниченной видимости, а также при подаче назад следует воспользоваться помощью сопровождающих или других лиц.

При движении на уклонах и кривых малого радиуса водитель должен вести автомобиль со скоростью, обеспечивающей при необ­ходимости немедленную остановку и уступать дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем. На затяжных уклонах не до­пускается движение с выключенной передачей или сцеплением, а на горных дорогах – также буксировка на гибкой сцепке.
Управление автомобилем в сложных метеорологических условиях


Управление автомобилем в сложных погодных условиях (дождь, снегопад, туман) значительно усложняется вследствие ограниченной видимости дорожной обстановки с рабочего места водителя и сни­жения силы трения между колесами и дорогой. Для обеспечения безопасности движения в ненастную погоду водителю следует при­менять при управлении автомобилем следующие меры.

При движении в дождливую погоду оценить скользкость дороги и в соответствии с ней выбрать безопасную ско­рость. Для этого, убедившись в отсутствии идущих сзади автомоби­лей, на малой скорости произвести резкое торможение и по замедле­нию автомобиля оценить скользкость покрытия дороги.

Для обеспечения обзорности через переднее стекло кабины при моросящем дожде включать периодически стеклоочистители, предварительно смочив стекло водой из стеклоомывателя. В случае силь­ного ливня или снегопада, когда стеклоочистители не успевают очи­щать переднее стекло кабины, на малой скорости доехать до бли­жайшей площадки отдыха, съезда на боковую дорогу или боковое уширение и переждать непогоду.

При ливне и в метель не останавливаться у края крутых отко­сов дороги или в низинах.

После проезда через глубокие лужи «просушить» тормоза. Для этого, двигаясь на I передаче, произвести несколько торможений до начала возрастания сопротивления движению.

При движении в тумане в случае резкого снижения видимости дорожной обстановки, а также потери ориентировки съехать с дороги и переждать, пока туман рассеется. При экстренной необходимости продолжать движение следует со скоростью, обеспе­чивающей немедленную остановку.

В качестве ориентира при движе­нии в тумане использовать осевую линию дороги или линии продоль­ной разметки. При движении в дождь, туман, снегопад водитель должен включить наружные осветительные приборы — габаритные огни и ближний свет фар.
Управление автомобилем в темное время суток

Особенности зрительного восприятия человека в темное время суток. В темное время суток при плохой ос­вещенности нарушаются основные функции глаза: острота зрения, цветное и глубинное зрение; ухудшается видимость вследствие нару­шения контрастности восприятия. При переходе от яркого освещения к темноте человек первое время ничего не видит и только через не­которое время начинает различать в темноте предметы. Обратное явление, т. е. приспособление глаза к свету после пребывания в темно­те, также связано с временной потерей зрительного восприятия. Наибольшую опасность для водителя представляет временное ослеп­ление светом фар встречного автомобиля. Ослепленный водитель может не успеть снизить скорость при разъезде, что ведет к созданию аварийной обстановки.

Пользование внешними световыми приборами

С наступлением сумерек, в условиях недостаточной видимости днем, при движении в туннелях водитель должен включить габаритные огни. В городах и населенных пунктах на освещенных участках до­рог разрешается пользование ближним светом фар, а на неосвещен­ных дорогах также и дальним светом фар при условии отсутствия встречного движения транспортных средств.

При пользовании дальним светом фар водитель обязан не менее чем за 150 м от встречных транспортных средств переключить даль­ний свет на ближний. Переключение дальнего света на ближний так­же обязательно в тех случаях, когда он может ослепить других участников движения и в попутном направлении.

В случае ослепления водитель должен снизить скорость и оста­новиться на той полосе, по которой он двигается.

При непрерывном встречном движении в темное время суток с целью снижения слепящего действия фар следует, не меняя положе­ния головы, слегка повернуть глаза направо и ориентироваться при движении на обочину дороги.

На остановках или стоянках при отсутствии освещения дороги в темное время суток или днем в условиях недостаточной видимости водитель должен включить габаритные или стояночные огни. В слу­чае неисправности этих огней водитель обязан установить сзади транспортного средства на расстоянии 25—30 м знак аварийной ос­тановки (треугольник) или красный фонарь с мигающим светом.
Преодоление подъемов

Крутые подъемы надо преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки. Нужно заранее опре­делять крутизну подъема и включать ту передачу в ко­робке передач, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме. В зависимости от состояния грунта предвари­тельно снизить давление воздуха в шинах. Преодолевать подъемы желательно по прямой линии, так как преодоле­ние наискось, с креном, вызывает пробуксовывание раз­груженных колес и разворот автомобиля. Совершать повороты допустимо только на, отлогих подъемах. Если невозможно преодолеть подъем своим ходом, следует использовать лебедку.

При хороших дорожных условиях короткие подъемы можно преодолеть с разгона на второй передаче раздаточ­ной коробки и на высших передачах коробки передач.

Преодоление спусков

При переходе к длинному спуску (длиной более 50 м) водитель должен оценить его крутизну и включать те