Файл: Разработка базы данных для справочной службы кинотеатров города.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
Кафедра безопасности информационных систем
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту на тему:
«Разработка базы данных для справочной службы кинотеатров города»
по дисциплине «Управление данными»
Выполнил: студент группы ИБ-94з Экажев
И.А.
«» 2022г. /Зуйков А.А. /
Принял: ст. преподаватель Андрианова Е.Е.
«» 2022г. / Андрианова Е.Е./
Санкт-Петербург
2022 г.
Техническое задание №6
На курсовую работу по дисциплине «Управление данными»
Студенту
Тема – Разработка базы данных для справочной службы кинотеатров города
1.Постановказадачи
Произвести проектирование базы данных, в которой хранятся сведения о кинотеатрах и фильмах.
О каждом кинотеатре хранятся следующие сведения: название, район города, где расположен, категория, вместимость (определяется категорией).
Фильмы характеризуются названием, производством, режиссером, жанром.
Кроме того должна храниться информация о сеансах и количестве свободных мест. На разных сеансах могут идти разные фильмы.
Необходимо предусмотреть:
-
Открытие нового кинотеатра и снятие фильма с проката; -
Изменение репертуара кинотеатра; -
выдачу:
-
репертуара кинотеатра по его названию;
-
адреса и района кинотеатра по его названию; -
жанра, производства и режиссера данного фильма (по названию); -
число свободных мест; -
вместимость заданного кинотеатра;
-
отчет о прокате фильмов (название фильмов, кинотеатры, где они демонстрировались, цена билета в каждом кинотеатре).
2.Структура пояснительной записки
-
титульный лист, -
лист технического задания, -
содержание, -
введение, -
раздел, раскрывающий инфологическое проектирование (краткое описание предметной области, инфологическая модель), -
раздел, раскрывающий даталогическое проектирование (модель данных, краткая характеристика СУБД, схема базы данных, таблицы и их характеристика, формы, запросы, отчеты), -
выводы, -
литература.
Дата выдачи задания
Содержание
Оглавление
Введение 4
1. Инфологическое проектирование 5
2. Даталогическое проектирование 6
2.1 Проектирование и разработка БД средствами MS Access 6
2.2 Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы 7
2.3 Разработка БД в MS Access 8
2.4 Разработка форм базы данных 9
2.5 Схема данных базы данных 10
2.6 Разработка запросов к БД 10
2.7 Отчеты 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
Введение
Цель курсового проектирования является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «управление данными» и развитие практических навыков в ходе решения конкретной практической задачи.
Для выполнения курсового проекта была выбрана тема «Разработка БД для справочной службы кинотеатров города». Разработка БД поможет вести учет посещаемости кинотеатров. А также обеспечить в режиме диалога доступ к информации об имеющихся в городе кинотеатров и фильмах, которые в них идут.
Цель выполнения проекта:
Произвести проектирование базы данных, в которой хранятся сведения о кинотеатрах, фильмах и сеансах.
Задачи курсового проекта:
-
Открытие нового кинотеатра и снятие фильма с проката; -
Изменение репертуара кинотеатра; -
выдачу:
-
репертуара кинотеатра по его названию;
-
адреса и района кинотеатра по его названию; -
жанра, производства и режиссера данного фильма (по названию); -
число свободных мест -
вместимость заданного кинотеатра;
-
отчет о прокате фильмов (название фильмов, кинотеатры, где они демонстрировались).
1. Инфологическое проектирование
Имеются кинотеатры и фильмы. Фильмы характеризуются названием, жанром, ценой копии фильма, количеством проданных билетов. Кинотеатры характеризуется названием, временем работы, районом, адресом;
В разных кинотеатрах - разная посещаемость определенных жанров фильмов, учет посещаемости в ручную не удобен из-за большого количества обрабатываемой информации.
Правильно организованный учет кинотеатров и фильмов поможет своевременно и быстро получать необходимую информацию о посещаемости в конкретном кинотеатре определенных жанров фильмов, что поможет увеличить доход для определенного кинотеатра.
Для этого необходимо разработать БД, которая должно хранить список всех кинотеатров, фильмов и их посещаемость.
Выделим базовые сущности предметной области:
-
Кинотеатры. Атрибуты сущности кинотеатры: № кинотеатра, Название, Район, Адрес, Телефон. -
Залы. Атрибуты сущности залы: № зала, Наименование зала, Вместимость, Работает, Кинотеатр. -
Фильмы. Атрибуты сущности фильмы: Название фильма, Производство, Год выпуска, Жанр, Афиша. -
Сеансы. Атрибуты сущности Сеансы: Дата, Время, Зал, Фильм, Свободные места
ER–диаграмма кинотеатра изображена на рисунке 1 (базовые сущности на рисунках выделены полужирным шрифтом).
Рисунок 1 – ER-диаграмма кинотеатра
2. Даталогическое проектирование
2.1 Проектирование и разработка БД средствами MS Access
Система управления базами данных (СУБД) предназначена для централизованного управления базой данных в интересах всех работающих в этой системе. Используемые в настоящее время СУБД обладают средствами обеспечения целостности данных и безопасности работы с данными, что даёт возможность разработчикам гарантировать большую безопасность данных при меньших затратах сил на низкоуровневое программирование.
СУБД организует хранение информации таким образом, чтобы ее было удобно:
-
просматривать, -
пополнять, -
изменять, -
искать нужные сведения, -
делать любые выборки, -
осуществлять сортировку в любом порядке.
Простота использования СУБД позволяет создавать новые базы данных, не прибегая к программированию, а пользуясь только встроенными функциями.
С помощью Access можно напрямую управлять базами данных с помощью SQL и передавать сквозные SQL-запросы совместными со спецификацией ODBC SQL-базами данных..
Кроме того СУБД Access входит в пакет программ Microsoft Office, и имеет хорошо организованные связи с такими программами как Excel, Word.
В настоящее время Access является признанным стандартом для создания и ведения сравнительно малых БД. Access обладает высокими характеристиками производительности, предоставляет своим пользователям достаточно широкие функциональные возможности для реализации потребностей и дальнейшего развития ИС.
Исходя из проведённого анализа, для реализации проектируемой реляционной БД будем использовать Microsoft Office Access.
2.2 Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы
Нормализация представляет процесс разделения данных по отдельным связанным таблицам. Нормализация устраняет избыточность данных (data redundancy) и тем самым избегает нарушения целостности данных при их изменении, то есть избегаем аномалий изменения (update anomaly).
В данной курсовой работе нормализация таблиц должна быть обязательно.
В процессе конструирования получено 4 таблицы:
Таблица 1 «Кинотеатры»:
Имя поля | Тип данных |
№ кинотеатра | Счётчик |
Название | Текстовый |
Район | Текстовый |
Адрес | Текстовый |
Телефон | Текстовый |
Таблица 2 «Залы»:
Имя поля | Тип данных |
№ зала | Счётчик |
Наименование зала | Текстовый |
Вместимость | Числовой |
Работает | Логический |
Кинотеатр | Внешний ключ |
Таблица 3 «Фильмы»:
Имя поля | Тип данных |
Название фильма | Текстовый |
Производство | Текстовый |
Год выпуска | Числовой |
Жанр | Текстовый |
Афиша | Поле объекта OLE |
Таблица 4 «Сеансы»:
Имя поля | Тип данных |
Дата | Дата/Время |
Время | Дата/Время |
Зал | Внешний ключ |
Фильм | Внешний ключ |
Свободные места | Числовой |
2.3 Разработка БД в MS Access
Разработка макетов таблиц осуществляется с помощью конструктора MS Access. Режим конструктора позволяет автоматически задавать тип данных, указывать имена полей, ключевые поля, ограничения на хранимые данные, разработка структуры БД.
Рисунок 2 – Таблица Кинотеатры в режиме конструктора
Рисунок 3 – Таблица Залы в режиме конструктора
Рисунок 4 – Таблица Фильмы в режиме конструктора
Рисунок 5 – Таблица Сеансы в режиме конструктора
2.4 Разработка форм базы данных
Форма - это объект БД, предназначенный для ввода и отображения информации. Формы позволяют выполнить проверку корректности данных при вводе, проводить вычисления, обеспечивают доступ к данным в связанных таблицах с помощью подчиненных форм.
Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.
Рисунок 6 – Форма Кинотеатры
Рисунок 7 – Форма Залы
Рисунок 8 – Форма Фильмы
Рисунок 9 – Форма Сеансы
2.5 Схема данных базы данных
Для того чтобы было удобно просматривать, создавать, удалять и модифицировать связи между таблицами, в MS Access используется схема данных.
Виды связей:
-
Связь один к одному -
Один ко многим -
Многие ко многим
В данной курсовой в схеме данных использовался тип связи один ко многим. Поскольку данный тип связи соответствует правилам нормализации и логики разрабатываемой БД.
Рисунок 10 – Схема данных
2.6 Разработка запросов к БД
Запрос - это инструмент для анализа, выбора и изменения данных. Создаваемые запросы основаны на полях таблиц и/или запросов из БД. Большинство запросов можно создать с помощью Мастера запросов. Если созданный запрос не удовлетворяет требованиям, то можно подправить его в режиме Конструктора. Запросы используются также в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы с простыми условиями, включающими только один аргумент поиска, называются простыми запросами.
-
Cоздать запрос «Драма» на выборку всех фильмов комедийного жанра
Рисунок 11 – Запрос №1 в режиме конструктора
Рисунок 12 – Результат выполнения запроса №1
-
Создать запрос «СССР-США» на выборку всех фильмов, выпущенных в СССР или США
Рисунок 13 – Запрос №2 в режиме конструктора
Рисунок 14 – Результат выполнения запроса №2
-
Создать запрос «Жанр», который по введённому жанру – выдаёт список фильмов, с указанным жанром
Рисунок 15 – Запрос №3 в режиме конструктора
Рисунок 16 – Результат выполнения запроса №3
Рисунок 17 – Результат выполнения запроса №3
-
Создать запрос «Кино», который по введенному времени сеанса, выводит фильмы, которые идут
Рисунок 18 – Запрос №4 в режиме конструктора
Рисунок 19 – Результат выполнения запроса №4
Рисунок 20 – Результат выполнения запроса №4
-
Создать запрос, позволяющий посчитать цену билета
Рисунок 21 – Запрос №5 в режиме конструктора
Рисунок 22 – Результат выполнения запроса №5
2.7 Отчеты
Отчеты используются для отображения данных таблицы или запроса в удобном для пользователя формате (с заголовками и номерами страниц). Существенное различие между отчетом и формой заключается в том, что отчеты предназначены исключительно для вывода данных на печать. При создании отчета можно использовать несколько таблиц и запросов. Каким бы способом не создавался отчет, отредактировать его можно в режиме конструктора.
-
Создать отчёт «Фильмы» -
На основании запроса «Билеты», создать отчёт №2
Рисунок 23 – Отчёт №1
Рисунок 24 – Отчёт №2
Заключение
В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены современные средства организации и проектирования конкретной информационной системы на основе предметной области "Кинотеатр". Была изучена сфера деятельности данной предметной области.
БД была дополнена входной и выходной информацией в виде форм, запросов и отчетов, позволяющим вводить новые данные, корректировать уже имеющиеся и получать результирующую информацию, с помощью которой можно активно управлять объектами.
Выполнение данной работы позволяет освоить навыки проектирования современных информационных систем, а также их внедрение.
Список использованных источников
-
Информационные технологии: учебник / Ю.Ю. Громов, И.В. Дидрих, О.Г. Иванова, и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с. -
Вылегжанина, А.О. Прикладные информационные технологии в экономике: учебное пособие / А.О. Вылегжанина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 244 с. -
Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access - М.: ИД ФОРУМ - ИНФРА - М, 2007. - 524 с.