Файл: Разработка базы данных для справочной службы кинотеатров города.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

Кафедра безопасности информационных систем



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту на тему:

«Разработка базы данных для справочной службы кинотеатров города»

по дисциплине «Управление данными»

Выполнил: студент группы ИБ-94з Экажев

И.А.

«» 2022г. /Зуйков А.А. /

Принял: ст. преподаватель Андрианова Е.Е.

«» 2022г. / Андрианова Е.Е./

Санкт-Петербург

2022 г.

Техническое задание №6

На курсовую работу по дисциплине «Управление данными»

Студенту

Тема – Разработка базы данных для справочной службы кинотеатров города

1.Постановказадачи

Произвести проектирование базы данных, в которой хранятся сведения о кинотеатрах и фильмах.

О каждом кинотеатре хранятся следующие сведения: название, район города, где расположен, категория, вместимость (определяется категорией).

Фильмы характеризуются названием, производством, режиссером, жанром.

Кроме того должна храниться информация о сеансах и количестве свободных мест. На разных сеансах могут идти разные фильмы.

Необходимо предусмотреть:

  • Открытие нового кинотеатра и снятие фильма с проката;

  • Изменение репертуара кинотеатра;

  • выдачу:

    • репертуара кинотеатра по его названию;

  • адреса и района кинотеатра по его названию;

  • жанра, производства и режиссера данного фильма (по названию);

  • число свободных мест;

  • вместимость заданного кинотеатра;

  • отчет о прокате фильмов (название фильмов, кинотеатры, где они демонстрировались, цена билета в каждом кинотеатре).

2.Структура пояснительной записки

  • титульный лист,

  • лист технического задания,

  • содержание,

  • введение,

  • раздел, раскрывающий инфологическое проектирование (краткое описание предметной области, инфологическая модель),

  • раздел, раскрывающий даталогическое проектирование (модель данных, краткая характеристика СУБД, схема базы данных, таблицы и их характеристика, формы, запросы, отчеты),

  • выводы,

  • литература.

Дата выдачи задания
Содержание

Оглавление

Введение 4

1. Инфологическое проектирование 5

2. Даталогическое проектирование 6

2.1 Проектирование и разработка БД средствами MS Access 6

2.2 Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы 7

2.3 Разработка БД в MS Access 8

2.4 Разработка форм базы данных 9

2.5 Схема данных базы данных 10

2.6 Разработка запросов к БД 10

2.7 Отчеты 13

Заключение 15

Список использованных источников 16



Введение


Цель курсового проектирования является закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «управление данными» и развитие практических навыков в ходе решения конкретной практической задачи.

Для выполнения курсового проекта была выбрана тема «Разработка БД для справочной службы кинотеатров города». Разработка БД поможет вести учет посещаемости кинотеатров. А также обеспечить в режиме диалога доступ к информации об имеющихся в городе кинотеатров и фильмах, которые в них идут.

Цель выполнения проекта:

Произвести проектирование базы данных, в которой хранятся сведения о кинотеатрах, фильмах и сеансах.

Задачи курсового проекта:

  • Открытие нового кинотеатра и снятие фильма с проката;

  • Изменение репертуара кинотеатра;

  • выдачу:

    • репертуара кинотеатра по его названию;

  • адреса и района кинотеатра по его названию;

  • жанра, производства и режиссера данного фильма (по названию);

  • число свободных мест

  • вместимость заданного кинотеатра;

  • отчет о прокате фильмов (название фильмов, кинотеатры, где они демонстрировались).


1. Инфологическое проектирование


Имеются кинотеатры и фильмы. Фильмы характеризуются названием, жанром, ценой копии фильма, количеством проданных билетов. Кинотеатры характеризуется названием, временем работы, районом, адресом;

В разных кинотеатрах - разная посещаемость определенных жанров фильмов, учет посещаемости в ручную не удобен из-за большого количества обрабатываемой информации.

Правильно организованный учет кинотеатров и фильмов поможет своевременно и быстро получать необходимую информацию о посещаемости в конкретном кинотеатре определенных жанров фильмов, что поможет увеличить доход для определенного кинотеатра.

Для этого необходимо разработать БД, которая должно хранить список всех кинотеатров, фильмов и их посещаемость.

Выделим базовые сущности предметной области:

  • Кинотеатры. Атрибуты сущности кинотеатры: № кинотеатра, Название, Район, Адрес, Телефон.

  • Залы. Атрибуты сущности залы: № зала, Наименование зала, Вместимость, Работает, Кинотеатр.

  • Фильмы. Атрибуты сущности фильмы: Название фильма, Производство, Год выпуска, Жанр, Афиша.

  • Сеансы. Атрибуты сущности Сеансы: Дата, Время, Зал, Фильм, Свободные места

ER–диаграмма кинотеатра изображена на рисунке 1 (базовые сущности на рисунках выделены полужирным шрифтом).



Рисунок 1 – ER-диаграмма кинотеатра

2. Даталогическое проектирование

2.1 Проектирование и разработка БД средствами MS Access


Система управления базами данных (СУБД) предназначена для централизованного управления базой данных в интересах всех работающих в этой системе. Используемые в настоящее время СУБД обладают средствами обеспечения целостности данных и безопасности работы с данными, что даёт возможность разработчикам гарантировать большую безопасность данных при меньших затратах сил на низкоуровневое программирование.

СУБД организует хранение информации таким образом, чтобы ее было удобно:

  • просматривать,

  • пополнять,

  • изменять,

  • искать нужные сведения,

  • делать любые выборки,

  • осуществлять сортировку в любом порядке.

Простота использования СУБД позволяет создавать новые базы данных, не прибегая к программированию, а пользуясь только встроенными функциями.

С помощью Access можно напрямую управлять базами данных с помощью SQL и передавать сквозные SQL-запросы совместными со спецификацией ODBC SQL-базами данных..

Кроме того СУБД Access входит в пакет программ Microsoft Office, и имеет хорошо организованные связи с такими программами как Excel, Word.

В настоящее время Access является признанным стандартом для создания и ведения сравнительно малых БД. Access обладает высокими характеристиками производительности, предоставляет своим пользователям достаточно широкие функциональные возможности для реализации потребностей и дальнейшего развития ИС.

Исходя из проведённого анализа, для реализации проектируемой реляционной БД будем использовать Microsoft Office Access.

2.2 Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы


Нормализация представляет процесс разделения данных по отдельным связанным таблицам. Нормализация устраняет избыточность данных (data redundancy) и тем самым избегает нарушения целостности данных при их изменении, то есть избегаем аномалий изменения (update anomaly).

В данной курсовой работе нормализация таблиц должна быть обязательно.

В процессе конструирования получено 4 таблицы:

Таблица 1 «Кинотеатры»:

Имя поля

Тип данных

кинотеатра

Счётчик

Название

Текстовый

Район

Текстовый

Адрес

Текстовый

Телефон

Текстовый


Таблица 2 «Залы»:

Имя поля

Тип данных

зала

Счётчик

Наименование зала

Текстовый

Вместимость

Числовой

Работает

Логический

Кинотеатр

Внешний ключ


Таблица 3 «Фильмы»:

Имя поля

Тип данных

Название фильма

Текстовый

Производство

Текстовый

Год выпуска

Числовой

Жанр

Текстовый

Афиша

Поле объекта OLE


Таблица 4 «Сеансы»:

Имя поля

Тип данных

Дата

Дата/Время

Время

Дата/Время

Зал

Внешний ключ

Фильм

Внешний ключ

Свободные места

Числовой

2.3 Разработка БД в MS Access


Разработка макетов таблиц осуществляется с помощью конструктора MS Access. Режим конструктора позволяет автоматически задавать тип данных, указывать имена полей, ключевые поля, ограничения на хранимые данные, разработка структуры БД.



Рисунок 2 – Таблица Кинотеатры в режиме конструктора



Рисунок 3 – Таблица Залы в режиме конструктора



Рисунок 4 – Таблица Фильмы в режиме конструктора



Рисунок 5 – Таблица Сеансы в режиме конструктора

2.4 Разработка форм базы данных


Форма - это объект БД, предназначенный для ввода и отображения информации. Формы позволяют выполнить проверку корректности данных при вводе, проводить вычисления, обеспечивают доступ к данным в связанных таблицах с помощью подчиненных форм.

Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.



Рисунок 6 – Форма Кинотеатры



Рисунок 7 – Форма Залы



Рисунок 8 – Форма Фильмы



Рисунок 9 – Форма Сеансы

2.5 Схема данных базы данных


Для того чтобы было удобно просматривать, создавать, удалять и модифицировать связи между таблицами, в MS Access используется схема данных.

Виды связей:

  • Связь один к одному

  • Один ко многим

  • Многие ко многим

В данной курсовой в схеме данных использовался тип связи один ко многим. Поскольку данный тип связи соответствует правилам нормализации и логики разрабатываемой БД.



Рисунок 10 – Схема данных

2.6 Разработка запросов к БД


Запрос - это инструмент для анализа, выбора и изменения данных. Создаваемые запросы основаны на полях таблиц и/или запросов из БД. Большинство запросов можно создать с помощью Мастера запросов. Если созданный запрос не удовлетворяет требованиям, то можно подправить его в режиме Конструктора. Запросы используются также в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы с простыми условиями, включающими только один аргумент поиска, называются простыми запросами.

  1. Cоздать запрос «Драма» на выборку всех фильмов комедийного жанра



Рисунок 11 – Запрос №1 в режиме конструктора



Рисунок 12 – Результат выполнения запроса №1

  1. Создать запрос «СССР-США» на выборку всех фильмов, выпущенных в СССР или США



Рисунок 13 – Запрос №2 в режиме конструктора



Рисунок 14 – Результат выполнения запроса №2

  1. Создать запрос «Жанр», который по введённому жанру – выдаёт список фильмов, с указанным жанром



Рисунок 15 – Запрос №3 в режиме конструктора



Рисунок 16 – Результат выполнения запроса №3



Рисунок 17 – Результат выполнения запроса №3

  1. Создать запрос «Кино», который по введенному времени сеанса, выводит фильмы, которые идут



Рисунок 18 – Запрос №4 в режиме конструктора



Рисунок 19 – Результат выполнения запроса №4



Рисунок 20 – Результат выполнения запроса №4

  1. Создать запрос, позволяющий посчитать цену билета



Рисунок 21 – Запрос №5 в режиме конструктора



Рисунок 22 – Результат выполнения запроса №5

2.7 Отчеты



Отчеты используются для отображения данных таблицы или запроса в удобном для пользователя формате (с заголовками и номерами страниц). Существенное различие между отчетом и формой заключается в том, что отчеты предназначены исключительно для вывода данных на печать. При создании отчета можно использовать несколько таблиц и запросов. Каким бы способом не создавался отчет, отредактировать его можно в режиме конструктора.

  1. Создать отчёт «Фильмы»

  2. На основании запроса «Билеты», создать отчёт №2




Рисунок 23 – Отчёт №1



Рисунок 24 – Отчёт №2

Заключение



В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены современные средства организации и проектирования конкретной информационной системы на основе предметной области "Кинотеатр". Была изучена сфера деятельности данной предметной области.

БД была дополнена входной и выходной информацией в виде форм, запросов и отчетов, позволяющим вводить новые данные, корректировать уже имеющиеся и получать результирующую информацию, с помощью которой можно активно управлять объектами.

Выполнение данной работы позволяет освоить навыки проектирования современных информационных систем, а также их внедрение.

Список использованных источников





  1. Информационные технологии: учебник / Ю.Ю. Громов, И.В. Дидрих, О.Г. Иванова, и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с.

  2. Вылегжанина, А.О. Прикладные информационные технологии в экономике: учебное пособие / А.О. Вылегжанина. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 244 с.

  3. Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access - М.: ИД ФОРУМ - ИНФРА - М, 2007. - 524 с.