ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Владивостокский гидрометеорологический колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебной дисциплины
«Статистика»
для специальности
Владивосток
2018
Правила работы с рабочей тетрадью.
Для избегания конфликтных ситуации в процессе работы с данным пособием рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. Тетрадь заполняется студентом самостоятельно и собственноручно по мере изучения теоретического материала. Тетрадь заполняется в электронном виде и представляется на электронную почту. zo-vgmt@mail.ru
2. Тетрадь должна представлять единый систематизированный сборник выполненных заданий.
4.Преподаватель для контроля за формированием навыков работы студентов проверяет задания и вносит результаты в «Лист контроля успеваемости студента. Лист контроля позволит в конце изучения дисциплины составить общую картину успеваемости студента по данному виду работы.
5.Наличие добросовестно заполненной тетради является основанием для допуска студента к сдаче экзамена (тестового контроля).
Критериями оценки результатов работы студентов являются:
· уровень усвоения студентом учебного материала;
· умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических работ;
· сформированность компетенций;
· обоснованность и четкость изложения материала;
· уровень оформления работы.
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
-
собирать и регистрировать статистическую информацию; -
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; -
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; -
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
знать:
-
предмет, метод и задачи статистики; -
общие основы статистической науки; -
принципы организации государственной статистики; -
современные тенденции развития статистического учета; -
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; -
основные формы и виды действующей статистической отчетности; -
технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления
Раздел 1. Сводка и группировка статистических данных.
Практическая работа № 1: «Группировка статистического материала на основе группировочного признака».
Методика выполнения практической работы.
Последовательность проведения группировки:
-
определить число групп.
При большой численности совокупности число групп определяется по формуле Стерджесса:
,
где n – число групп,
N – число единиц совокупности
( lg 100 = 2 , lg 1000 = 3 )
Полученную по этой формуле величину округляют до целого числа.
При небольшом объеме информации число групп может быть установлено без использования формулы Стерджесса.(по усмотрению исследователя)
-
найти величину интервала (шаг) по формуле:
,
где xмакс, xмин – соответственно максимальное и минимальное значение признака;
n – число групп.
Нижнюю границу первого интервала принимают равной минимальному значению признака (чаще всего его округляют до целого меньшего числа);
Верхняя граница первого интервала соответствует значению ( );
Для последующих групп границы определяются аналогично, то есть последовательно прибавляется величина интервала.
Если единица обладает значением признака, равным величине верхней границы интервала, то ее следует относить к следующей группе.
Пример интервального ряда:
Интервалы по заработной плате, руб. | Число рабочих |
1000-1200 | 30 |
1200-1300 | 40 |
1300-1400 | 60 |
1400-1600 | 70 |
Итого | 200 |
В каждой выделенной группе различают нижнюю и верхнюю границу. Так, в последней группе рабочих по величине заработной платы нижняя граница равна 1400 руб., верхняя – 1600 руб.
3) распределить предприятия по выделенным группам;
4) суммировать показатели, характеризующие предприятия, по каждой группе;
Объем продукции в расчете на 1 млн руб. стоимости основных фондов находится путем деления объема продукции на стоимость основных фондов; средняя выработка продукции на 1 работника определяется делением объема продукции на число работников; размер среднегодовой стоимости основных фондов в расчете на 1 работника находится делением стоимости основных фондов на число работников.
5) найти итоги по всем предприятиям;
Оформление результатов группировки в таблицу:
Интервалы по …(признак) | Число предприятий | Объем производства, млн руб. | … | … | … |
… - … | | | | | |
… - … | | | | | |
… - … | | | | | |
| | | | | |
Итого | 16 | | | | |
6) в выводе отразите, какая взаимосвязь существует между величиной группировочного признака и показателями, характеризующими предприятия.
Задания для решения:
Задание 1. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5 630 и 11 200 руб. Решение: | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. Имеются следующие данные по группе промышленных предприятий за отчетный год | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номер предприятия | Объем продукции, млн. руб. | Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. | Среднесписочное число работников, чел. | Прибыль, млн.руб. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 591 | 10,1 | 900 | 27 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1776 | 22,8 | 1500 | 272 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1395 | 18,4 | 1412 | 194 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 888 | 12,6 | 1200 | 88 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1752 | 22 | 1485 | 292 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1440 | 19 | 1420 | 220 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1734 | 21,6 | 1390 | 276 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 612 | 9,4 | 817 | 60 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 1398 | 19,4 | 1375 | 224 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 876 | 13,6 | 1200 | 100 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 1269 | 17,6 | 1365 | 110 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 576 | 8,8 | 852 | 61 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 1080 | 14,2 | 1290 | 128 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 624 | 20,2 | 900 | 67 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 741 | 9,8 | 952 | 72 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 1163 | 15,3 | 1320 | 96 | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Требуется: 1) выполнить группировку предприятий по объему продукции, выделив три группы; | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) по каждой группе и в целом по всем предприятиям определить: число предприятий, объем продукции, среднесписочное число работников, сумму прибыли, среднюю выработку продукции на одного работника; | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) оформить решение в виде статистической таблицы, сформулировать вывод. | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: В среднем по всем предприятиям прослеживается зависимость: чем больше объем производства, тем ниже выработка продукции на одного человека. Задание 3. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки работников предприятия по величине заработной платы, если общая численность работников составляет 1000 человек, а минимальная и максимальная заработная плата соответственно равна 5 840 и 16 550 руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4. Используя исходные данные задания 2, требуется: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) выполнить группировку предприятий по численности работников, выделив три группы; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2) по каждой группе и в целом по всем предприятиям определить: число предприятий, объем продукции, среднесписочное число работников, среднегодовую стоимость основных фондов, размер среднегодовой стоимости основных фондов в расчете на одного работника; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: В среднем по всем предприятиям прослеживается зависимость: чем больше объем среднесписочное число работников, тем ниже среднегодовая стоимость основных фондов в расчете на одного работника. Задание 5. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 8 045 и 22 650 руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Раздел 2. Ряды распределения.
Практическая работа № 2: «Построение, анализ и графическое изображение рядов распределения»
Методика выполнения практической работы.
Чтобы построить интервальный ряд по признаку, который варьируется в некоторых границах, то надо найти величину интервала (шаг) по формуле:
,
где xмакс, xмин – соответственно максимальное и минимальное значение признака;
n – число групп, на которое расчленяется совокупность.
Задания для решения:
Задача 1. По приведенным ниже данным о квалификации рабочих цеха требуется:
-
построить дискретный ряд распределения; -
вычислить частости для групп. -
дать графическое изображение ряда.
Тарифные разряды 30 рабочих цеха: 4, 3, 6, 4, 4, 2, 3, 5, 4, 4, 5, 2, 3, 4, 4, 5, 2, 3, 6, 5, 4, 2, 4, 3, 2, 3, 2, 4, 6, 5.
Решение:
Задача 2. Имеются следующие данные о возрастном составе группы студентов заочного отделения (лет):
18 | 38 | 28 | 29 | 26 | 38 | 34 | 22 | 28 | 30 |
22 | 23 | 35 | 33 | 27 | 24 | 30 | 32 | 28 | 25 |
29 | 26 | 31 | 24 | 29 | 27 | 32 | 25 | 29 | 20 |
Требуется: 1) построить интервальный ряд распределения;
2) рассчитать накопленную частоту;
3) дать графическое изображение ряда в виде гистограммы и кумуляты.
Задача 3. Известны следующие данные об объеме реализованной продукции 20-ю предприятиями (млн. руб.):
2,31 | 2,45 | 2,84 | 2,75 | 2,37 | 2,84 | 2,55 | 2,97 | 3,01 | 2,46 |
2,82 | 3,12 | 3,67 | 3,22 | 2,77 | 3,86 | 2,12 | 3,65 | 7,99 | 9,00 |
Требуется: 1) построить интервальный ряд распределения;
2) вычислить частости для групп.
3) рассчитать накопленную частоту;
4) дать графическое изображение ряда в виде гистограммы и кумуляты.
Решение:
Задача 4. Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов: 5, 4, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5.
-
построить дискретный ряд распределения; -
вычислить частости для групп. -
дать графическое изображение ряда.
Решение:
Задача 5. По предприятию получены данные о расстоянии перевозки партий груза в междугородном сообщении (км):
560 | 1060 | 420 | 1410 | 1500 | 400 | 3800 | 700 | 1780 | 450 |
449 | 285 | 1850 | 2200 | 800 | 1200 | 1540 | 1150 | 180 | 452 |
420 | 2500 | 300 | 400 | 900 | 1800 | 850 | 1225 | 220 | 965 |
Требуется: 1) построить интервальный ряд распределения партий груза по
дальности перевозки;
2) рассчитать накопленную частоту;
3) дать графическое изображение ряда в виде гистограммы и кумуляты.