Файл: Задание Какие психологические предпосылки обеспечивают ребенку успешное овладение грамотой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 958

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Какие психологические предпосылки обеспечивают ребенку успешное овладение грамотой?

Как показывают исследования ряда ученых (С.Н.Шаховская, Л.Г.Парамонова и др.), а также наблюдения логопедов практиков, в последнее годы отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих различными речевыми нарушениями.

Поскольку несовершенство устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма. По мнению ряда ученых (Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев) следствием учащения патологий устной речи является рост частоты возникновения дисграфий и дизлексий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.

Обучение   чтению и письму представляет собой сложный процесс, который требует выработки различных навыков и затрагивает многие сферы умственной деятельности, связанные с работой головного мозга, органов зрения, слуха, речевого аппарата и мышц тела.

Особое значение для обучения чтению и письму имеет формирование элементарного осознания чужой и собственной речи, т.е. ее элементов и закономерностей. Такое осознание собственного речевого поведения, речевых действий, т.е. речевая рефлексия, произвольность речи составляют один из важнейших аспектов подготовки к обучению письменной речи. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому формирование произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Показателями достаточного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются такие умения, как:

  • умение сосредоточить свое внимание на вербальной задаче;

  • умение произвольно и преднамеренно строить свое высказывание;

  • умение отбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;

  • умение сопоставлять различные возможные варианты решения вербальной задачи;

  • умение оценить выполнение вербальной задачи.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код, письменный знак (буква, иероглиф и др.), который соотносится с элементом устной речи. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Таким образом, чтение есть перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен обладать хорошо развитым слухом, т.е. слышать и различать звуки окружающей среды и человеческого голоса. Кроме этого у ребенка непременно должен быть хорошо развит фонематический слух, позволяющий распознавать звуки речи, определять их количество и последовательность в словах, составлять слово из данных звуков, подбирать слова, начинающиеся на определенный звук.

Сформированность зрительно-пространственных представлений- необходимое условие для обучения ребенка чтению и письму. Различение букв - довольно сложная задача для дошкольника, и вначале ему нужно усвоить более простые понятия.

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  1. Различать   геометрические   фигуры по форме и величине

  2. Знать название основных цветов и их оттенков

  3. Понимать и правильно употреблять слова, которые используют для обозначения пространственного расположения предметов и объектов: высоко – низко, далеко – близко, впереди – сзади, слева - справа

  4. Хорошо ориентироваться в схеме собственного тела

  5. Уметь собирать картинку из 6-8 частей

  6. Находить отличия в парах картинок, не совпадающих в деталях

  7. Легко копировать простые геометрические фигуры и буквы

Помимо этого, техническая сторона процесса письма невозможна без хорошо развитой мелкой моторики и графо-моторного навыка.

Ну и конечно, необходимо чтобы у ребенка хорошо была развита устная речь. Это:

  •   Богатый словарный запас, обеспечивающий хорошее понимание речи собеседника и умение правильно выражать свои мысли.

  •   Грамматически правильная речь – умение правильно согласовывать между собой слова в предложении, грамотно употребляя падежные окончания, показатели рода и числа, предлоги и т.д.

  •   Правильное звукопроизношение, поскольку ошибки в произношении автоматически будут переноситься ребенком на чтение и письмо.

Таким образом, основными предпосылками успешного овладения грамотой, которые должны быть сформированы у ребенка к шестилетнему возрасту, являются следующие:

1. Развитие слуховой функции ребенка, которая включает и развитие фонематического слуха.

2. Развитие зрительно – пространственных представлений.



3. Развитие графо – моторного навыка.

4. Развитие всех сторон устной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи)
3адание 2.

Составьте таблицу ошибок, характерных для каждого вида дисграфии.

Таблица

Виды дисграфий

Ошибки

Оптическая дисграфия

  1. Нарушение пространственного расположения букв «Зеркальное письмо».

  2. Пропуск и замены элементов букв: о-а, и-у, ы-и-а, ы-ь, х-ж, к-н, л-м , П-Т-Г-Р, и-ш, ш-щ-ц, б-д).

Диграфия на почве нарушения фонематического анализа и синтеза

Возникает из-за несформированности звукового анализа слов

  1. Замены гласных букв: о-а, о-у, ы-и, а-я, о-ё, у-ю, э-е, ё-ю

  2. Замены согласных букв: б-п, д-т, к-г, с-з, ш-ж, в-ф, ц-с, ш-щ.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Проявляется в искажении структуры слов и предложений

  1. Пропуски гласных, согласных

  2. Пропуски, перестановки слогов, контаминации и персеверации

  3. Несоблюдение границ предложения

Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи

  1. Неточность употребления слов

  2. Неправильное написание окончаний слов

  3. Неверное употребления приставок, предлогом

  4. Неверный подбор проверочных и однокоренных слов

  5. Нарушение согласования слов в предложении

Артикуляционно-акустическая дисграфия

Связана с нарушениями звукопроизношения


Задание 3.

Составьте таблицу нарушений чтения. Таблица

Виды

Виды нарушений

Акустическая

  1. Смешение звуков сходных по артикуляции и звучанию

  2. Трудность слияния букв в слоги и слова

Моторная

  1. Частые потери строки

  2. Потеря отдельных слов строки

  3. Прерывистость, скачкообразность движений

  4. Частые регрессии

  5. Движения назад с целью уточнения ранее воспринятого

  6. Колебания в направлении движения

  7. Изменение направленности движений

Оптическая

  1. Трудность усвоения букв, сходных графически

  2. Смешение сходных графических букв и их взаимозамены

  3. Смешение и взаимозамены букв сходных отдельными элементами

  4. Трудность усвоения букв, состоящих из одинаковых элементов, но различной расположенных в пространстве

Семантическая

  1. Трудности звуко-слогового синтеза;

  2. Не чёткость, не дифференцированность представлений о синтаксических связях внутри предложения;

  3. Бедность словаря.

Смешанная

Включает совокупность ошибок, относящихся к разным видам дисграфий


Задание 4

Подготовьте сообщение на тему «Фонематический слух и его развитие у детей дошкольного возраста»

Сообщение

Развитие фонематического слуха дошкольников

Фонематический слух очень важен для ребенка. Без него нельзя отличить один звук речи от другого, правильно воспринимать слова и правильное их понимать. Специалисты советуют развивать такой слух у малыша с первых дней жизни.

Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чем нам сообщает.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

Советы специалиста подскажут, как узнать, что у малыша недостаточно развит фонематический слух, как и с какого возраста его развивать, когда можно решить проблему своими силами, а когда необходима помощь специалиста.


Этапы развития фонематического слуха.

Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же развивается фонематический слух и что на каждом этапе развития могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку овладеть навыком дифференциации и воспроизведения звуков речи?

Находясь в животике у мамы, кроха воспринимает музыку, смех и другие довольно громкие звуки, но речь он не слышит.

В две недели - 1 месяц ребенок начинает различать именно речевые звуки.

 До 3 месяцев для ребенка главное – эмоциональное общение с мамой. Надо активно пользоваться мимикой и интонацией: говорить то тихо, то громко, менять тембр голоса, произносить одно и то же слово пискляво или нарочито басом, задавать вопросы и отвечать на них. Старайтесь, чтобы при разговоре ребенок видел лицо того, кто с ним разговаривает. Ребенок развивается, подражая взрослому. Чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук, он должен видеть артикуляцию, то есть движения губ.

3-6 месяцев. В 3 месяца малыш с удовольствием слушает музыку, в 4 месяца начинает подражать услышанным звукам, в 5 – узнает голоса близких людей, прислушивается к звукам внешнего мира и к тем звукам, которые издает сам.

В этот период ребенок уже жаждет общаться с окружающими с помощью крика. Появляются отчетливо произносимые гласные звуки: «а-у-и» - так называемое гуление. Причем малыш получает от их произношения явное удовольствие. Окликайте его из разных мест комнаты, чередуйте шепот с громкой речью. В различных вариациях повторяйте имя крохи: «Ваня, Ванечка, Ванюша». Показывайте, как вы рады общению. Повторяйте вслед за ребенком произносимые им комбинации звуков, в этом случае гуление станет более эмоциональным.

6-9 месяцев. В 6 месяцев кроха различает на слух свое имя, в 7 – может понять и оценить осмысленные звуки. В этот период малыш начинает лепетать: в его речи появляются сочетания звуков, похожие на слоги.

9-12 месяцев. С 9 месяцев малыш начинает выделять любимые и нелюбимые мелодии и дать понять, какая ему нравится, а какая - нет. Лепет с каждым днем становится все больше похож на слова родного языка. Ближе к году в речи крохи появляется интонация и ударение. В этом возрасте ребенок отчетливо произносит первое слово. С 9 месяцев развивается способность подражать услышанному, повторять некоторым звукам. Это совершенно новая ступень развития фонематического слуха.