Файл: 6 билет. Римская Церковь в i веке. Нероново гонение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 Он говорит, что было бы монофизитством, слиянием двух естеств во Христе изоб­ражение одновременно человеческого и божественного естества на иконе. Православных и иконоборцев объединяло одно: и те, и другие считали невозможным изображать Бога, изоб­ражать Божественное естество, Божественную сущность. Если православные не впадают в монофизитство, если они не претендуют, изображая два естества Богочеловека на ико­нах, тем самым сливать эти два естества, то тогда православные неизбежно впадают в несторианство, – продолжает Константин Копроним свою аргументацию, – потому что, если православные изображают человеческое естество, не изображая при этом Божественное естество, то они разделяют два естества, а это уже есть несторианство. Впоследствии право­славные ответили подробно на эту иконобор­ческую аргументацию, но, собственно, уже преподобный Иоанн Дамаскин на нее ответил, потому что и он говорит о том, что изображает лицо на иконе1.

Подробно это учение развивает прп. Феодор Студит, защитник иконопочитания последующих десятилетий. Вся аргу­ментация императора-иконоборца ниспроверга­ется тем, как учит православная Цер­ковь в лице названных богословов, что на иконе изображается не естество, а лицо. Это, соб­ственно, извечный факт всякого искусства, не только религиозного. Всякий, кто делает изображение, изображает не человеческое ес­тество, а изображает Петра, Ивана и т. д. На иконе изображается не человеческое естество, и не Божественное естество, но лицо Богоче­ловека, лицо Сына Божия, который пожелал стать человеком нашего ради спасения. Но нужно отметить, что в своих трактатах импе­ратор-иконоборец шел значительно дальше, чем готовы были пойти члены созванного им собора. У Константина V в его богословии про­являются явно монофизитские тенденции, ко­торые иконоборческий собор всячески устранял из объявленного им официального иконоборче­ского учения. Впоследствии, уже после собо­ра, в разгар своих гонений Константин V до­шел до того, что воспретил почитание святых и Божией Матери, почитание мощей, т. е. его учение было самым радикальным иконобор­чеством. Надо сказать, что далеко не все ико­ноборцы отличались такой решительностью, 
были разные толки в иконоборчестве. Здесь надо коснуться также и истории иконобор­чества в предшествующие века: и православ­ные, и защитники иконоборчества стремились опереться на традицию. И те, и другие отож­дествляли новое с плохим. Иконоборчество плохо, потому что оно вносит новое учение в Церковь, – говорили православные. Но то же самое иконоборцы говорили о самом правосла­вии, они считали почитание святых икон не­ким новшеством в Церкви и изо всех сил пы­тались найти в свою пользу аргументы не только от Писания, но и от Предания. И дей­ствительно, что-то им удалось наскрести, хо­тя православные тут же уличили их в недобро­совестности: в некоторых случаях они допус­кали подтасовки этого святоотеческого мате­риала. Собор приводит следующие аргументы против иконопочитания: слова Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского, Феодота Анкирского, в которых, на самом деле, св. отцы порицают лишь показное благочестие; места, направленные против языческого идолопоклонства; а также некоторые фразы из творений св. отцов, вырванные из контекста с явно искаженным смыслом. К тому же, православные указывали, что считать Евсевия Кесарийского полноценным пред­ставителем церковного Предания невозможно, потому что он явно склонялся к арианству. Относительно текстов свт. Епифания Кипрского против свя­щенных изображений, русский ученый Георгий Острогорский и другие ученые решитель­но утверждают, что эти цитаты, приведенные иконоборцами в частности на соборе 754 г., не подлинны.

В оросе иконоборческого собора 754 г. иконопочитание ставится в один ряд с идолослужением; утверждается несовместимость употребления икон с учением о лице Богочеловека; отвергается возможность изображения Богоматери и святых; утверждается, что употребление икон воспрещено в Св. Писании и отцами Церкви, а также несогласно с учением шести Вселенских Соборов. В заключение, собор отвергает иконопочитание, за которое лицам духовного сана грозит низложение, а монахам и мирянам – отлучение от Церкви и наказание по императорским законам (Болотов).

Что касается Запада, то Запад не мог решительно влиять на византийских ико­ноборцев, однако нужно сказать, что 

Запад всегда относился к иконам гораздо прохладнее, чем Восток. Об этом говорит, например, та­кой эпизод. Папе римскому, святителю Григо­рию Двоеслову – он был папой в конце VI в. – стало известно, что марсельский епи­скоп уничтожил на территории своей епархии все иконы. Папа написал ему по этому поводу письмо, где хвалит его ревность, но в то же время указывает, что эта ревность есть рев­ность не по разуму. С одной стороны, папа говорит, что нужно бороться со злоупотребле­ниями в почитании икон, с другой стороны папа излагает в чем состоит, по его мнению, польза икон. Как считает святой Григорий Двоеслов, видный представитель западного богословия, икона имеет значение педагогиче­ское и психологическое. Икона – это книга для неграмотных или же для иноземцев. Ико­на, скажем, помогает сосредоточиться в мо­литве, но не больше. Это учение ущербно, неполно с православной точки зрения, потому что, как учит православная Церковь, через икону молящийся вступает в общение с тем, кто на ней изображен. Т. е. икона имеет не только психологическое, но и метафизическое значение. Икона, хотя и отличается от своего первообраза, однако она причастна ему.

Сами иконоборцы вовсе не были едины в своем отношении к святым ико­нам. Были совсем умеренные иконоборцы, ко­торые выступали против уничтожения икон, против того, чтобы их выносили из церквей, и считали, что иконы нужно только помещать выше человеческого роста в церквах, чтобы не допускать слишком уж такого языческого, как они считали, поклонения им. Были ико­ноборцы, которым, скажем, запрещали изображать Христа, но не запрещали изобра­жать святых.

В общем, иконоборчество имело различ­ные градации, и Константин V в ряду иконо­борцев должен быть признан самым крайним, особенно во 2-ой половине своего царствова­ния, после собора 754 г. Получив санкцию со­бора, он считал себя вправе действовать са­мыми жестокими и решительными методами. Поскольку самыми стойкими защитниками святых икон были монахи, то 
гонения обру­шились именно на монашество. Монастыри за­крывались, превращались в казармы, обще­ственные бани или просто конфисковывались в пользу государственной казны. Монахов изго­няли в ссылку или же принуждали жениться и снимать с себя монашество. Пример святого, пострадавшего за иконопочитание – преподобномученик Стефан Новый, которого натравленная иконоборцами толпа народа растерзала на улицах Константи­нополя.

Римские папы поначалу не хотели ссо­риться с императорами. Но после иконоборче­ского собора разрыв стал совершенно неизбе­жен. Это повлекло важные последствия. С од­ной стороны, резко упало влияние Византии в Италии. В южную Италию бежало множество монахов и не только монахов из числа гони­мых в Византии иконопочитателей. В южной Италии всегда был силен греческий элемент, а теперь эллинизация южной Италии еще боль­ше усилилась. Южная Италия стала очень важным очагом греческой церковной культу­ры: там создавались школы, открывались но­вые монастыри, было множество мастерских по переписыванию книг, которые называются скрипториями, по научной терминологии. Но император отвечал на враждебные действия Рима так, как он мог. Константин V, в част­ности, изъял из римской юрисдикции и при­соединил к константинопольской патриархии обширные территории, как на Балканах, так и в южной Италии. Этими мерами император-иконоборец, сам того не зная, подготавливал тот расцвет константинопольской Церкви, который произошел после того, как она смогла преодолеть иконоборческий кризис.

Константин V остался в истории как же­стокий гонитель православия. Однако в народе оставалась и слава его военных побед, когда уже в IX в. славяне осаждали Константино­поль, то жители Константинополя в ужасе от грозящей им опасности прибежали к могиле Константина V и просили, чтобы он встал из гроба. Этот император известен своими победа­ми также и над славянами, в то время еще язычниками.


Вторая половина царствования Констан­тина V это кульминация иконоборчества. Ни до, ни после оно никогда не принимало такого размаха и не было столь ожесточенным. И после его смерти сразу наступило затишье.