Файл: 6 билет. Римская Церковь в i веке. Нероново гонение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 билет.

Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.


Проповедь христианской веры была очень успешной, по крайней мере, в пределах огромной Римской державы. Предпосылки: наличие единого государства, общий язык общения (древнегреческий), иудейское рассеяние, греческая философия. В то же время кризис античной религии, пора серьёзных духовных исканий, увлечение восточными религиозными системами.

В самом Риме была очень большая еврейская община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там, где существовала еврейская община, очень рано появилась и в Риме. Но затем скоро выяснилось, что и иудеи, и язычники видят в христианстве «угрозу своим национальным традициям»

Духовный уровень Римской христианской общины в I в. был очень высоким. Вся жизнь Церкви протекала от воскресения до воскресения, от Евхаристии до Евхаристии. Отсутствие храмов, ночные собрания, таинственные обряды, общие трапезы мужчин и женщин – возбуждало подозрения и создавало благоприятную атмосферу для гонений. Укрывались в катакомбах (?). В конце 90-х св. Климент еп. Римский написал «Послания к Коринфянам». Именно из него мы знаем о мученической кончине апп. Петра и Павла в Риме и о путешествии св. Павла в Испанию. Римская Церковь в это время является крупнейшим центром церковной жизни.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Деспот-император сжег более половины Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло его. Чтобы отвести от себя подозрения и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан. А так как о христианах сложилось уже мнение, как о человеконенавистниках, то народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали преследовать христиан. В Риме правительство хватало множество христиан и обвиняло их, по отзыву Тацита, «не столько в поджигательстве, сколько в ненависти к человеческому роду».

К его времени в общественном мнении укоренилось убеждение, что на своих ночных встречах христиане занимаются кровосмесительством (ин¬цестом) и каннибализмом. Мнение это скорее всего было вызвано непра¬вильно истолкованными слухами о всеобщей любви, о том, что христиане называют друг друга братьями и сестрами, и о евхаристии. Именно христиане, а не кто другой, были обвинены в поджоге. И здесь христиане уже совершенно четко отличались от иудеев. Иудеев это обвинение не коснулось ни в какой степени.


Многие из христиан претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти. Их одевали в шкуры зверей и травили собаками, распинали на крестах, обливали горючими веществами и сжигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г., когда этот государь самоубийством положил конец кровопролитию. В это гонение пострадали в Риме апп. Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог¬раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик¬том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

7 билет.

Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений.


Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: дозволенные (отечественные и древние) и недозволенные (новые). Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение христиан в измене. «Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые якобы под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.

Можно выделить несколько этапов гонений. Первый этап: с I до середины III века ненависть простого народа была го¬раздо сильнее, чем репрессивные намерения властей. Нероново гонение было исключением, и коснулось оно одного лишь города Рима, совершенно не затронув провин¬ции, а многие последующие императоры ста-рались не столько развязать репрессии, сколько, наоборот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных возглавителей администрации гоне-ния в какие-то более узкие рамки. Второй этап: начиная с середины III века (имп. Декий) и до самого конца гонений, т. е. до начала IV века, император¬ская власть берет на себя инициативу гонений и становится во главе антихристианской кам¬пании.



При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог¬раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик¬том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

Второе известное гонение произошло во время правления Домициана (81-96 гг.). Если не считать Калигулу и Нерона, императоры, как правило, успокаивали чрезмерный энтузиазм ряда своих граждан и не давали им оказывать себе божественные почести. Домициан ввел новый порядок: он провозгласил себя «владыкой и богом» и объявил всех, не принимающих участия в собственном культе, изменниками.

В царствование Траяна (98-117) была создана юридичес¬кая база для гонений на христианство, которая и применялась во все по¬следующие времена. При нем в первый раз был издан эдикт, надолго опре¬деливший неправоспособное положение христиан в Римской империи. Он был создан в ходе переписки императора с Плинием Младшим, – имперским намест¬ником (проконсулом или губернатором) провинции Вифинии в Малой Азии. Об¬щий смысл его очевиден: христиан следует казнить – за само имя, т.е. за одну только принадлежность к христианству. Однако он не советовал местным властям проявлять инициативу.

В 177 г. началось страшное гонение на христиан при императоре-философе Марке Аврелии. Он ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение.

Гонения при императоре Септимии Севере (202 г.), которые затем были частично возобновлены при Каракалле.

В 235 г. имп. Максимин (235-238), начал новое гонение, краткое, но жестокое.

До второй половины III в. гонения не были длительными, последовательными и систематическими. С этого времени христианство преследуется императорской властью как враждебная империи секта. В 249-51 гг. прошло самое жестокое за всю тогдашнюю исто¬рию христианства гонение Декия. В 250 г. он издал эдикт о предании всех христиан смерти, дабы умилостивить богов и отвратить бедствие от империи (императора убедили, что целостность государства неразрывно связана с сохранением язычества).

Во второй половине III в. гнали христиан императоры Валериан (253-260) и отчасти Аврелиан (270-275).

Последнее гонение началось в конце правления Диоклетиана (284-305) и продолжалось до объявления веротерпимости Константином.


ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ:

37 г. Обращение ап. Павла.

44 г. Гонение при Ироде.

51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.

62 г. Гонение на христиан в Иудее.

64 г. 1-е общее гонение при Нероне.

67 г. Мученичество апп. Петра и Павла.

70 г. Разрушение Иерусалима Титом.

96 г. 2-е гонение при Домициане.

106 г. 3-е гонение при Траяне.

166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии.

202 г. 5-е гонение при Севере.

235 г. 6-е гонение при Максимине.

250 г. 7-е гонение при Деции.

257 г. 8-е гонение при Валериане.

261 г. Первые эдикты о веротерпимости при Галлиене.

275 г. 9-е гонение при Аврелиане.

303 г. 10-е великое гонение.

313 г. Видение Константином креста на небе.

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости.

32. Император Константин V и его церковная политика. Развитие иконоборческого богословия и собор 754 г. Гонения на иконопочитателей.


Лев III, положивший начало иконоборчеству, умер в 741 г. Ему наследовал его сын Константин V Копроним, который правил до 775 г. В самом начале своего царствования Константин V был сверг­нут с престола и в течение целых 16 месяцев был отстранен от власти. Сверг его один из крупнейших военачальников, из подвижников его отца Артавас, который был женат на родной сестре Константина V. Особое значение этой узурпации придавало то, что Артавас провозгласил себя защитником иконопочита­ния и в Константинополе, который он захватил, и во всех местах, где ему удалось утвер­дить свою власть, было восстановлено иконо­почитание. Константин V был еще более одаренным полководцем, чем его отец, и он опирался почти на все малоазиатские воинские части. Ему удалось вернуться к власти, и мо­жет быть этим 16 месячным эпизодом, в значительной степени объясняется та ожесточенность, с которой он впоследствии обращался с защитниками иконопочитания. Однако Константин V так же, как и его отец, умел ожидать и вовсе не сразу он развернул свою иконоборческую активность. Вначале пе­ред ним стояли важные военные проблемы, которые он с успехом решил. Но кроме того, для того, чтобы иконоборцы могли навести в Церкви свои порядки, требовалось время. Константин V начал систематически назначать на епископские кафедры иконоборцев, низла­гая иконопочитателей. А в некоторых случаях он даже создавал новые кафедры специально для того, чтобы увеличить число епископов своих сторонников. 
Он вел дело к созыву большого собора, который и был созван в 754 г. На собор собралось 388 епископов. Однако православные сразу же назвали этот собор Без­главым, потому что на нем не было ни одного патриарха. Константинопольский патриарх умер еще до собора и только на последней сес­сии собора император представил ему того, кого он избрал патриархом. Т. е. все прочие заседания Собора происходили без патриарха константинопольского, а прочие четыре пат­риарха, и восточные патриархи, и римский папа не захотели прислать своих представите­лей на иконоборческий собор. Так что этот со­бор состоял исключительно из епископов Кон­стантинопольской Церкви. Собору предшество­вала активная подготовка. Император действо­вал как активный пропагандист иконобор­чества. Во многих местах собирались народные сходки, и перед этими собраниями выступали защитники иконоборчества. В некоторых слу­чаях устраивались публичные диспуты право­славных и иконоборцев. Правда, обычно после этих диспутов православные защитники свя­тых икон препровождались в тюрьму и остава­лись в тюрьме до конца собора иконоборческо­го, чтобы они никак не могли помешать его проведению. Император Константин V высту­пал не только как организатор иконоборческой борьбы, но и как богослов иконоборчества. Он написал несколько трактатов, обосновы­вающих иконоборчество. Это, наверное, самое значительное, что дали иконоборцы в области богословия.

Прежде всего православных и иконоборцев разделяло само понимание того, что такое «образ». Иконоборцы в соответствии с восточ­ными магическими представлениями считали, что если образ возможен, он должен быть тождествен своему оригиналу. Поэтому единственно возможным образом Христовым они провозгласили Святую Евхаристию. Право­славные, напротив, считали, что образ не тождествен своему оригиналу, отличается от него. Так что с самого начала между право­славными и иконоборцами было отсутствие общего языка, они как бы говорили на раз­ных языках и с трудом могли понять друг дру­га. В ответ на замечательную защиту иконопочитания в трудах преподобного Иоанна Дамаскина, Константин V развивает христологическую аргументацию в пользу иконобор­чества.