Файл: Программа дисциплины педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. НИ. Лобачевского»
Институт экономики и предпринимательства
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИЭП
______________________А. О. Грудзинский "_____"_________________________2017 г.
Рабочая программа дисциплины
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Уровень высшего образования бакалавриат
(бакалавриат / магистратура / специалитет
Направление подготовки / специальность Экономика
(указывается код и наименование направления подготовки / специальности)
Направленность образовательной программы
Экономика, международный бизнес и предпринимательство
(указывается профиль / магистерская программа / специализация
Квалификация (степень)
бакалавр
(бакалавр / магистр / специалист)
Форма обучения Очная/очно-заочная/заочная_____
Нижний Новгород
2017
1.
Место дисциплины Педагогика и психология в структуре ОПОП
Педагогика и психология как дисциплина относится к базовой части (Б) (Б1.Б.07.) основной образовательной программы по направлению подготовки Экономика и является обязательной для усвоения на 1 курсе (1 семестр) при дневной форме обучения. Изучение педагогики и психологии способствует дальнейшему усвоению таких дисциплин как философия, социология и политология. Целью дисциплины является развитие компетенций, направленных на подготовку профессионала, способного к самостоятельной работе, демонстрирующего высокий уровень коммуникабельности и обучаемости в течение всей жизни.
Предлагаемый вариант изучения педагогики и психологии является компетентностным. Он исходит из того, что итоговым показателем эффективности преподавания педагогики и психологии является выработка у обучающихся определенных компетенций, ориентированных на знание, умение,
владение.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине Педагогика и психология»,
соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной
программы
(компетенциями выпускников)
Формируемые компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
(модулю), характеризующие этапы формирования
компетенций
ОК- 4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Знать: понятие и структуру процесса общения функции и виды общения способы социальной перцепции эффекты восприятия, особенности межличностного восприятия;
барьеры взаимопонимания.
Уметь: определять функции общения, выделят ошибки в восприятии людей использовать пути преодоления социально-психологических барьеров для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия..
Владеть средствами вербального и невербального общения навыками использования и оценки основных механизмов социальной перцепции в процессе взаимодействия людей.
ОК - 7 способность к самоорганизации и самообразовнию
Знать основные направления, теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого-педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека решать образовательные и
социально-воспитательные проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута навыками самообразования и самоорганизации
Структура и содержание дисциплины Педагогика и психология»
Объем дисциплины при очной форме обучения составляет 2 зачетных единицы, всего 72 часа, из которых 36 часов – контактная работа обучающихся с преподавателем в аудитории (18 часов занятия лекционного типа, 18 часов – занятия семинарского типа, 36 часов составляет самостоятельная работа обучающихся.
Содержание дисциплины Наименование и
краткое
содержание
разделов и тем
дисциплины
(модуля),
форма
промежуточной
аттестации по
дисциплине
(модулю)
Всего
(часы)
В том числе
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем, часы
из них Занятия Занятия Занятия
Самостоят
ельная
работа
обучающе
гося, часы
О
ч на я
О
ч н
о
-з а
о ч
н а
я
З
а очная Очная Очн о- заочная Заочная Очная Очн о- заочная Заочная Очная Очн о- заочная Заочная Очная Очн о- заочная Заочная Очная Оч н
о
-з а
о ч
н а
я
З
а очная Очная Очно-заоч ная
З
а очная Тема 1. Предмет и задачи курса
«Педагогика и психология».
Становление и развитие педагогики и психологии 8
8 2
1 1
2 1
1 4
2 2
4 Тема 2. Сознание.
Бессознательное
8 8
8 2
1 1
2 1
1 4
2 2
4 Тема 3. Личность.
Деятельность им от ива ц и я личности 8
7 2
1
-
2 1
1 4
2 1
4 6
6
Тема 4. Ощущение.
Восприятие
8 8
7 2
1
-
2 1
1 4
2 1
4 Тема 5. Внимание.
Память
8 8
6 2
1
-
2 1
-
4 2
-
4 Тема Воображение Мышление 8
6 2
1
-
2 1
-
4 2
-
4 Тема 7. Эмоции и чувства. Волевые процессы 8
6 2
1
-
2 1
-
4 2
-
4 Тема
8. Темперамент Характер Способности Одаренность 8
6 2
1
-
2 1
-
4 2
-
4 Тема Психология общения и взаимодействия людей 8
14 2
-
-
2
-
-
4
-
-
4 Промежуточная аттестация
зачет для очной формы
зачет для очно-заочной формы
зачет для заочной формы –4 часа
Итого
72 72 72 18 8
2 18 8
4 36 16 6
36 56 62
Тема 1. Предмет и задачи курса Педагогика и психология. Педагогика как наука. Взаимосвязь
педагогики с другими науками.
Предмет и задачи курса Педагогика и психология. Объект, предмет и функции педагогической науки. Взаимосвязь педагогики и психологии. Законы педагогики. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики. Законодательные и нормативные документы в области образования. Образовательные стандарты и программы. Образование как общечеловеческая ценность. История развития педагогики как науки.
Тема 2. Система образования в Российской Федерации. Образовательный и карьерный
маршрут.
Система образования в Российской Федерации. Общее образование. Профессиональное образование. Многоуровневое образование. Дополнительное образование. Профессиональное обучение.
Дополнительные профессиональные образовательные программы. Образовательный маршрут.
Карьерный маршрут. Академическая мобильность как компонент международного сотрудничества.
Трудовая мобильность. Тема 3. Образовательный процесс. Практико-ориентированные образовательные
технологии. Портфолио студента
Структура образовательного процесса. Стили управления образовательным процессом. Типология профессиональных позиций учителя. Особенности практико-ориентированного подхода к организации обучения. Портфолио как метод аутентичного оценивания результатов обучения.
Тема 4. Предмет и функции психологии как науки. Становление и развитие психологии как
науки.
Определение психологии как науки, ее место среди других наук о человеке. Взаимосвязь психологии с другими науками. Задачи и предмет психологии. Основные отрасли психологии.
Принципы психологии. Отличие житейского знания от научного психологического знания. Этапы становления психологии как науки. Подходы к пониманию и осмыслению психики в российской и зарубежной науке. Методы психологических исследований. Объективные и субъективные методы педагогических и психологических исследований. Наблюдение, опрос, тест, эксперимент,
моделирование. Тема 5. Функции психики. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Сущность и
структура сознания.
Функции психики. Основные положения физиологии высшей нервной деятельности человека.
Психика и организм. Особенности психического отражения. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире. Основные особенности онтогенеза развития психики человека.
Характерные возрастные события на различных этапах онтогенеза человека. Понятие филогенеза.
Сознание человека как высшая форма развития психики.
Понятие осознании. Общественное и индивидуальное сознание. Деятельность, общение и взаимодействие людей – предпосылки и результаты сознания. Эмпирические характеристики сознания:
пространственная, временная, информационная, энергетическая, мысленное представление действительности. Свойства сознания. Этапы становления человеческого сознания. Трудности при изучении сознания. Самопознание. Я – концепция. Виды Я - концепции. Идентификация и рефлексия. Бессознательное. Учение о бессознательном в психологии. Тема 6. Структура психики человека. Познавательные процессы. Структура психики человека. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление
Внимание Память. Воображение. Мышление. Речь как инструмент мышления и средство общения. Понятие об ощущении и его значение в жизни человека. Анализатор, его отделы. Механизм действия анализатора. Классификация ощущений, их характеристика. Основные свойства ощущений:
качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений. Закон
Бугера-Вебера. Основные закономерности ощущений адаптация, взаимодействие, синестезия, контраст ощущений. Понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущений. Участие памяти и мышления в процессе восприятия. Виды восприятия. Основные свойства восприятия предметность, целостность,
структурность, константность, апперцепция, иллюзия, осмысленность, активность. Сущность, особенности внимания, как психического процесса, его функции. Виды внимания:
непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основные свойства внимания устойчивость,
сосредоточенность, переключаемость, распределение, объём, отвлекаемость. Гипотеза устойчивости внимания по С.Л. Рубинштейну. Память. Виды памяти двигательная, эмоциональная, образная память. Виды образной памяти.
Словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная, оперативная,
долговременная виды памяти. Основные процессы памяти запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Эффект Зейгарник. Методы тренировки и совершенствования памяти. Понятие о воображении и его своеобразие. Основные виды воображения активное, пассивное,
продуктивное, репродуктивное воображение. Воображение и процессы памяти и мышления.
Воображение и эмоции. Воображение и регуляция органических процессов. Воображение и двигательные функции человека. Функции воображении. Мечты, грёзы, фантазия, сновидения. Основные этапы создания образов. Формы синтезирующей деятельности агглютинация, уменьшение/увеличение объекта, схематизация, акцентирование. Воображение и творчество в мыслительной и художественной деятельности. Понятие о мышлении. Признаки мышления обобщенное отражение действительности,
опосредованное познание объективной реальности, решение задачи. Мышление и речь. Внутренняя речь.
Логические формы мышления понятия, суждения, умозаключения. Виды мышления. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация,
систематизация. Характеристики мышления самостоятельность, гибкость, быстрота, широта, глубина,
критичность, содержательность, продуктивность.
Тема 7. Психические эмоционально-волевые процессы
Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций. Стенические и астенические переживания..
Эмпатия. Фрустрация. Основные отличия эмоций и чувств. Амбивалентность чувств. Виды чувств. Функции эмоций. Стресс и дистресс. Эмоциональная сфера в структуре личности. Информационная теория чувств П. В. Симонова. Воля. Признаки волевого поведения. Функции воли. Структура волевого действия. Волевые качества личности первичные, вторичные, третичные. Виды эмоциональных состояний аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.
Тема 8. Психология личности. Индивидуально-психологические свойства личности
Соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, «личность».
Исследования личности этапы, научные подходы. Структура личности. Индивидуально-психологические свойства личности. Социализация личности. Сущность и структура деятельности. Навыки и умения. Способности и деятельности. Теория субъекта деятельности Б.Г. Ананьева. Биологический,
социальный аспекты личности, двухфакторная теория В.Штерна. Понимание личности в различных психологических теориях. Структура личности. Свойства личности. Деятельность человека, ее отличия от активности животных. Отличие деятельности от поведения. Процессы интериоризации –
экстериоризации в деятельности. Характеристики деятельности мотив, цель, предмет деятельности.
Психологическая теория деятельности. Структура деятельности уровень особых видов деятельности,
уровень действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций. Этапы развития потребностей личности. Мотив и мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Понятие о темпераменте. Теории темперамента Гиппократ, И. Кант, И.П. Павлов. Признаки темперамента. Свойства темперамента сензитивность, реактивность, активность, темп реакций,
пластичность, ригидность, экстравертированность, интровертированность. Психологическая характеристика типов темперамента. Характер, его физиологические основы. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Черты характера. Структура характера.
Формирование характера. Акцентуации характера. Способности и задатки. Виды способностей.
Одаренность, талант, гениальность. Виды одаренности. Теории одаренности.
Тема 9. Общение. виды и средства общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы
взаимопонимания
Понятие общения. Личность как субъект и фактор общения. Соотношение понятий общение и личность. Функции общения. Основные виды и структура общения. Средства общения Отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения. Психологические механизмы понимания людей. Стили общения. Социальная перцепция. Механизмы перцепции. Аттракция.
Механизмы аттракции. Эффекты восприятия. Особенности межличностного восприятия. Барьеры взаимопонимания. Пути преодоления социально-психологических барьеров.
4.
Образовательные технологии
Изучение дисциплины Психология предполагает реализацию компетентностного подхода и предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий. Также большое внимание при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, нацеленной на приобретение знаний, умений и навыков. Аудиторные лекции проводятся непосредственно преподавателем дисциплины с использованием технических средств (интернет. При чтении лекций используются объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической. Студентам рекомендуется записывать основные тезисы лекции (вести конспект лекции, также рекомендуется задавать преподавателю вопросы по теме лекции. Семинарские занятия проводятся с использованием технических средств (интернет. Проведение семинарских занятий преследует достижение следующих задач- углубление знаний по соответствующей теме дисциплины- развитие навыка поиска и работы с информацией- развитие навыков аналитического мышления,
- развитие навыка формулирования собственных идей В учебном процессе используются следующие методы лекция-беседа
 лекция – визуализация эссе выступление с сообщениями, докладами круглый стол
Приемы:
 связь с современностью метапредметные связи использование средств наглядности и технических возможностей.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии. При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками,
прошедшими подготовку ассистентами.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N
АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования. Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средства именно в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения
Обучающимся с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
5.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа является важнейшим элементом в системе обучения студента, поскольку способствует самоорганизации, развитию навыка управления временем и самостоятельного решения задач. Основными формами самостоятельной работы студентов являются подготовка к семинарским занятиям, составление конспекта, подготовка к выступлению на семинаре, подготовка доклада
(презентации). Подготовка к семинарским занятиям. Данный тип самостоятельной работы предполагает изучение литературы по проблемам планирования теоретического и эмпирического исследования.
Освоение литературы происходит согласно сформулированным к семинарским занятиям вопросам,
которые являются своего рода ориентирами при отборе главного, наиболее существенного.
Составление конспекта. Конспект представляет собой сжатое изложение основных идей,
изложенных в учебной литературе. Задачей, стоящей перед студентом при написании конспекта, является формулирование собственных идейна основе прочитанного. Цитирование уместно лишь тогда, когда нужно привести слова автора, например, когда дается определение, приводятся цифры или факты,
предлагается аргументация положений. Объем конспекта – 3-4 страницы. Таким образом, должен быть подготовлен каждый вопрос семинарского занятия.
Подготовка к выступлению на семинаре. Выступление должно быть по существу затронутых вопросов. При этом важно ссылаться на источники и литературу, из которых заимствовался материал.
Желательно прокомментировать заимствованное из прочитанной литературы, раскрыть его сильные и слабые стороны. Ответ должен быть емкими не превышать пяти минут. В заключении важно обобщить сказанное, используя речевые клише.
Подготовка доклада Выступление с докладом на семинаре – одна из форм, давно и успешно апробированных преподавательской практикой. Она позволяет одновременно решить целый комплекс задач прежде всего она позволяет студенту основательно изучить интересующий его вопрос затем предоставляет возможность изложить материал в компактном и доступном виде далее – привнести в текст полемическую заостренность наконец, приобрести необходимые навыки презентации. Доклад должен быть рассчитан на 10 минут выступления. Он должен содержать в себе три основные части вступление, основная часть, заключение. Во вступлении необходимо обосновать актуальность и важность рассматриваемого вопроса. При этом нужно не забыть об ярких,
запоминающихся примерах, фактах, цифрах, которые помогут заинтересовать публику, привлечь внимание слушателей. В основной части следует раскрыть тему доклада. Важным является сопровождение рассматриваемых положений своими комментариями. В заключении следует сделать краткие выводы.
Подготовка презентации. Доклад может быть подготовлен в форме презентации. Вначале нужно подготовить текст выступления, который включает в себя три части введение,
основную часть и заключение. Во введение обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, формулируется цель и задачи исследования, определяется теоретическая и практическая значимость работы. В основной части раскрывается содержательная сторона темы. В
заключении делаются выводы. Текст должен составлять 4 страницы. После того, как текст готов, следует выделить в нем наиболее важные положения Именно они должны составить содержательную сторону слайдов. На техническом уровне это обеспечивает программа

11
Power Point. Желательно, чтобы на слайде не было больше 1-2 предложений. Схемы, таблицы приветствуются. Но они должны быть компактными, удобными для восприятия. На заключительном слайде нужно указать информационный ресурс, который был использован при подготовке презентации слайдов – это хорошая презентация.
Подготовка к эссе. Основной характеристикой эссе является использование межпредметных связей. В процессе решения необходимо использовать приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи межпредметных понятий и явлений.
Следует помнить, что результат эссе оценивается последующим критериям 1. выделена ключевая научная проблема 2. к обоснованию решения привлекаются авторитетные источники и актуальные примеры. 3. демонстрируются навыки критического осмысления сложившихся научных подходов, формулируются авторские аргументы. 5. осуществляется логический анализ и логические операции. выявляется и теоретически обосновываются взаимосвязи между компонентами, 7. представлен практико-ориентированный аспект изучаемой проблемы. В процессе выполнения задания предлагаются разные варианты решений.
Подготовка к тестированию При подготовке к тестированию необходимо обратить внимание на
термины, понятия, имена выдающихся ученых. Тест предполагает проверку знаний, полученных входе изучения дисциплины. Для подготовки к нему целесообразно перечитать конспекты лекций, освоить информацию, включенную в рабочую программу, изучить рекомендованную литературу. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  1   2   3   4

Тема 1. Предмет и задачи курса Педагогика и психология. Педагогика как наука. Взаимосвязь
педагогики с другими науками
Занятие 1
1. Объект, предмет и функции педагогической науки.
2. Взаимосвязь педагогики и психологии. Законы педагогики.
4. Отрасли педагогики.
5. Связь педагогики с другими науками.
6. Основные категории педагогики.
7. Законодательные и нормативные документы в области образования. Образовательные стандарты и программы.
8. Образование как общечеловеческая ценность. История развития педагогики как науки.
Тема 2. Система образования в Российской Федерации. Образовательный и карьерный
маршрут
Занятие 2
1. Система образования в Российской Федерации.

12 2. Общее образование.
3. Профессиональное образование.
4. Дополнительное образование.
5. Профессиональное обучение.
6. Дополнительные профессиональные образовательные программы.
7. Образовательный маршрут.
8. Карьерный маршрут.
9. Академическая мобильность как компонент международного сотрудничества.
10. Трудовая мобильность. Тема 3. Образовательный процесс. Практико-ориентированные образовательные
технологии. Портфолио студента.
Занятие 3
1. Структура образовательного процесса.
2. Стили управления образовательным процессом.
3. Типология профессиональных позиций учителя. Особенности практико-ориентированного подхода к организации обучения.
5. Портфолио как метод аутентичного оценивания результатов обучения.
Тема 4. Предмет и функции психологии как науки. Становление и развитие психологии как
науки.
Занятие 4
1. Психология как наука. Предмет и функции психологии. История возникновения психоанализа. З. Фрейд и его теория. Развитие психоаналитических направлений. Неофрейдизм (К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни). Постфрейдовская психология личности
(Г. Олпорт, Г.Мюррей, Э.Эриксон).
3. Основные идеи бихевиористского подхода (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др. Когнитивистский подход в психологии (Ж. Пиаже, У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф.
Фестингер и др. Гуманистический подход в психологии (Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс) и др. Гештальтпсихология - (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка и др.).
Тема 5. Функции психики. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Сущность и
структура сознания.
Занятие 5
1. Основные положения физиологии высшей нервной деятельности человека. Психика и организм. Функции психики. Особенности психического отражения.


13 3. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире.
4. Основные особенности онтогенеза развития психики человека. Характерные возрастные события на различных этапах онтогенеза человека.
5. Понятие филогенеза. Сознание человека как высшая форма развития психики.
6. Общественное и индивидуальное сознание. Деятельность, общение и взаимодействие людей предпосылки и результаты сознания. Эмпирические характеристики сознания пространственная,
временная, информационная, энергетическая, мысленное представление действительности.
7. Этапы становления человеческого сознания. Свойства сознания.Трудности при изучении сознания. Самопознание. Я – концепция. Виды Я - концепции.
9. Идентификация и рефлексия.
10. Бессознательное. Учение о бессознательном в психологии.
Тема 6. Структура психики человека. Познавательные процессы. Занятие Понятие об ощущении и его значение в жизни человека. Анализатор, его отделы. Механизм действия анализатора. Классификация ощущений, их характеристика. Основные свойства ощущений:
качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений. Закон
Бугера-Вебера. Основные закономерности ощущений адаптация, взаимодействие, синестезия, контраст ощущений.
2.
Понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущений. Участие памяти и мышления в процессе восприятия. Виды восприятия. Основные свойства восприятия предметность, целостность,
структурность, константность, апперцепция, иллюзия, осмысленность, активность. Сущность, особенности внимания, как психического процесса, его функции. Виды внимания непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основные свойства внимания:
устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объём, отвлекаемость. Гипотеза устойчивости внимания по С.Л. Рубинштейну. Память. Виды памяти двигательная, эмоциональная, образная память. Виды образной памяти. Словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная,
оперативная, долговременная виды памяти. Основные процессы памяти запоминание, сохранение,
воспроизведение, забывание. Эффект Зейгарник. Методы тренировки и совершенствования памяти. Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений
6.
Понятие о воображении и его своеобразие. Основные виды воображения активное,
пассивное, продуктивное, репродуктивное воображение. Воображение и процессы памяти и мышления.
Воображение и эмоции. Воображение и регуляция органических процессов. Воображение и двигательные функции человека. Функции воображении. Мечты, грёзы, фантазия, сновидения. Основные этапы создания образов. Формы синтезирующей деятельности агглютинация, уменьшение/увеличение объекта, схематизация, акцентирование. Воображение и творчество в мыслительной и художественной деятельности.


14 Понятие о мышлении. Признаки мышления обобщенное отражение действительности,
опосредованное познание объективной реальности, решение задачи. Виды мышления. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация,
систематизация. Характеристики мышления самостоятельность, гибкость, быстрота, широта, глубина,
критичность, содержательность, продуктивность.
8.
Мышление и речь. Внутренняя речь. Логические формы мышления понятия, суждения,
умозаключения.
Тема 7. Психические эмоционально-волевые процессы
Занятие 7
1. Эмоциональная сфера в структуре личности Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций.
2. Виды эмоций. Стенические и астенические переживания. Эмпатия. Фрустрация.
4. Основные отличия эмоций и чувств.
5. Амбивалентность чувств. Виды чувств.
6. Стресс и дистресс.
7. Информационная теория чувств П. В. Симонова.
8. Воля. Признаки волевого поведения. Функции воли. Структура волевого действия. Волевые качества личности первичные, вторичные, третичные.
9. Виды эмоциональных состояний аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение,
стресс.
Тема 8. Психология личности. Индивидуально-психологические свойства личности
Занятие 8
1. Соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности.
3. Сущность и структура деятельности. Навыки и умения. Способности и деятельности. Теория субъекта деятельности Б.Г. Ананьева.
5. Биологический, социальный аспекты личности, двухфакторная теория В.Штерна.
6. Понимание личности в различных психологических теориях.
7. Структура личности. Свойства личности.
8. Отличие деятельности от поведения. Процессы интериоризации – экстериоризации в деятельности. Характеристики деятельности мотив, цель, предмет деятельности.
Психологическая теория деятельности. Структура деятельности уровень особых видов деятельности, уровень действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций. Этапы развития потребностей личности. Мотив и мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.
9. Понятие о темпераменте. Теории темперамента Гиппократ, И. Кант, И.П. Павлов.
Признаки темперамента. Свойства темперамента сензитивность, реактивность, активность
темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность, интровертированность.
Психологическая характеристика типов темперамента.
10. Характер, его физиологические основы. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Черты характера. Структура характера. Формирование характера.
Акцентуации характера.
11. Способности и задатки. Виды способностей.
12. Одаренность, талант, гениальность. Виды одаренности. Теории одаренности.
Тема 9. Общение. виды и средства общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы
взаимопонимания
Занятие 9
1. Понятие общения. Личность как субъект и фактор общения. Соотношение понятий общение и личность. Функции общения. Основные виды и структура общения.
3. Средства общения Отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения.
4. Психологические механизмы понимания людей.
5. Стили общения.
6. Социальная перцепция. Механизмы перцепции.
7. Аттракция. Механизмы аттракции.
8. Эффекты восприятия. Особенности межличностного восприятия. Барьеры взаимопонимания. Пути преодоления социально-психологических барьеров. Задания для оценки компетенции "ОК-4"
Темы докладов (презентаций. Понятие общения. Личность как субъект и фактор общения. Функции общения. Основные виды и структура общения.
3. Невербальные средства общения
4. Психологические механизмы понимания (социальной перцепции) людей (идентификация,
эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация).
5. Стили общения императивный авторитарный, демократический стиль,
либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль. Стили общения в конфликтной ситуации (уклонение, противоборство, уступчивость,
сотрудничество, компромисс. Барьеры взаимопонимания. Пути преодоления социально-психологических барьеров.
Темы эссе. Роль общения в жизни человека

16 2. Мои трудности в общении. Деловое общение в моей жизни. Лидерские и коммуникативные способность, их значение
Задания для оценки компетенции "ОК-7"
Темы докладов (презентаций. Объект, предмет и функции педагогической науки. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Современное развитие педагогической науки. Отрасли педагогики.
3. Законодательные и нормативные документы в области образования.
4. Система общего образования в Российской Федерации.
5. Система профессиональное образования в Российской Федерации.
6. Система дополнительного (к общему) образования в Российской Федерации.
7. Профессиональное обучение в Российской Федерации .
8. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации.
9. Образовательный маршрут.
10. Карьерный маршрут.
11. Академическая мобильность как компонент международного сотрудничества.
12. Трудовая мобильность.
13. Структура образовательного процесса.
14. Стили управления образовательным процессом.
15. Портфолио как практико-ориентированная технология. Психология как наука. Предмет и функции психологии. Сознание человека как высшая форма развития психики.
18. Понятие об ощущении и его значение в жизни человека.
19. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Основные свойства восприятия предметность,
целостность, структурность, константность, апперцепция, иллюзия, осмысленность, активность.
20. Сущность, особенности внимания, как психического процесса, его функции и виды.
21. В чем причина возникновения различных иллюзий восприятия В чем причина психологических изменений человека в условиях сенсорного голода. Почему внимание не имеет своего предметного содержания. Память. Виды памяти двигательная, эмоциональная, образная память. Виды образной памяти.
Словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная,
оперативная, долговременная виды памяти.
24. Основные процессы памяти запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Эффект
Зейгарник. Методы тренировки и совершенствования памяти.
25. Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений. Понятие о воображении и его своеобразие.
27. Понятие о мышлении. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.
28. Мышление и речь. Внутренняя речь. Логические формы мышления понятия, суждения,
умозаключения.

17 29. Виды и функции эмоций.
30. Воля. Признаки волевого поведения. Функции воли.
31. Виды эмоциональных состояний аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.
32. Сущность и структура деятельности. Мотив и мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.
34. Понятие и свойства темперамента. Характер, его физиологические основы. Черты характера.
36. Акцентуации характера.
37. Способности и задатки. Виды способностей.
Тематика эссе. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук на современном этапе развития общества. Докажите в чем заключается отличие житейской и научной психологии. Справедливо ли утверждение о том, что развитая воля важнее для жизненного успеха, чем интеллектуальные способности. Стиль жизни (по А.Адлеру) - это уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Докажите или опровергните данную позицию с учетом современных условий жизни человека.
5. Справедливо ли утверждение о том, что Человек сам кузнец своего счастья. Прокомментируйте высказывание К.Д.Ушинского: Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его также во всех отношениях. Прокомментируйте высказывание К.Д.Ушинского: Одна педагогическая практика без теории тоже, что знахарство в медицине”
Тематика круглого стола. Самообразование – источник профессионального роста. Родительская семья как модель формирования жизненного стиля молодежи. В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования (Спенсер Г. - английский философ и социолог Вопросы для контроля сформированности компетенции «ОК-4»
1.
Понятие общения. Личность как субъект и фактор общения.
2. Функции общения. Основные виды и структура общения.
3. Невербальные средства общения
4. Психологические механизмы понимания (социальной перцепции) людей (идентификация,
эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация).
5. Стили общения (императивный (авторитарный, демократический стиль,
либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль

18 6. Стили общения в конфликтной ситуации (уклонение, противоборство, уступчивость,
сотрудничество, компромисс. Барьеры взаимопонимания. Пути преодоления социально-психологических барьеров.
Вопросы для контроля сформированности компетенции «ОК-7»
1. Система образования в Российской Федерации.
2. Образовательный маршрут и Карьерный маршрут.
3. Академическая мобильность как компонент международного сотрудничества.
4. Структура образовательного процесса. Стили управления образовательным процессом.
5. Портфолио как практико-ориентированный подход к организации обучения.
6. Психология как наука. Предмет и функции психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками. Общественное и индивидуальное сознание. Эмпирические характеристики сознания:
пространственная, временная, информационная, энергетическая, мысленное представление действительности.
9. Понятие об ощущении и его значение в жизни человека. Классификация ощущений, их характеристика. Основные свойства ощущений качество, интенсивность, длительность,
пространственная локализация.
10. Понятие о восприятии. Виды восприятия и основные свойства восприятия предметность,
целостность, структурность, константность, апперцепция, иллюзия, осмысленность, активность. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине Педагогика и
психология»
ФОС по дисциплине включает в себя перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений, характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания, критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю, характеризующих этапы формирования компетенций, типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций и (или) для итогового контроля сформированности компетенции, атак же методические материалы, определяющие процедуры оценивания.

п/
п
Контролируемые разделы
(темы) дисциплины*
Код контролируемой компетенции
Наименование оценочного средства
1
Тема 1. Предмет и задачи курса Педагогика и психология».
Педагогика как наука.
Взаимосвязь педагогики с другими науками
ОК-7
 эссе выступление, докладами
(презентациями)
2
Тема 2. Система образования в
Российской Федерации.
ОК-7
- эссе- выступление с докладами
(презентациями)
Образовательный и карьерный маршрут- круглый стол
3
Тема 3. Образовательный процесс .
Практико-ориентированн ые образовательные технологии. Портфолио студента.
ОК-7
- эссе- выступление с докладами
(презентациями)
- круглый стол
4
Тема 4. Предмет и функции психологии как науки. Становление и развитие психологии как науки.
ОК-7
 выступление с сообщениями,
докладами (презентациями)
5
Тема
5. Функции психики. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Сущность и структура сознания.
ОК-7
 выступление с сообщениями,
докладами
6
Тема
6. Структура психики человека.
П о з на вате ль н ы е процессы.
ОК-7
 эссе выступление с сообщениями,
докладами (презентациями)
7
Тема 7. Психические эмоционально-волевые процессы
ОК-7
 эссе выступление с сообщениями,
докладами (презентациями)
8
Тема
8. Психология личности .
Индивидуально-психолог ические свойства личности
ОК-7
 выступление с сообщениями,
докладами (презентации)
9
Тема 9. Общение. виды и средства общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания
ОК-4
 эссе выступление с сообщениями,
докладами (презентациями)
Регламент проведения текущего контроля формирования компетенций, критерии оценки
и достижения результатов обучения
В рамках курса Психология у обучающихся формируется следующая компетенция

20
ОК- 4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Данная компетенция формируется в рамках изучения темы 9 и контролируется посредством заданий, предлагаемых обучающимся как на семинарских занятиях, таки для выполнения дома самостоятельно. Ниже представлен перечень средств контроля, позволяющих оценить степень формирования компетенции у обучающегося.
1   2   3   4

Тема
Знания, умения и навыки
Наименование оценочного средства
Тема 9. Общение. виды и средства общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания
Знать: понятие и структуру процесса общения функции и виды общения способы социальной перцепции эффекты восприятия, особенности межличностного восприятия;
барьеры взаимопонимания.
Уметь: определять функции общения, выделят ошибки в восприятии людей использовать пути преодоления социально психологических барьеров для решения задач межличностного и
межкультурного взаимодействия..
Владеть средствами вербального и невербального общения;
навыками использования и оценки основных механизмов социальной перцепции в процессе взаимодействия людей эссе выступление с сообщениями, докладами
(презентациями)
В рамках курса Психология и педагогика у обучающихся формируется следующая компетенция:
ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразовнию.
Данная компетенция формируется в рамках изучения 1-8 теми контролируется посредством заданий, предлагаемых обучающимся как на семинарских занятиях, таки для выполнения дома самостоятельно. Ниже представлен перечень средств контроля, позволяющих оценить степень формирования компетенции у обучающегося.
Тема
Знания, умения и навыки
Наименование
Тема 1. Предмет и задачи курса Педагогика и
психология». Педагогика
Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности эссе выступление,
докладами
как наука. Взаимосвязь педагогики с другими науками основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
(презентациями)
Тема
2. Система образования в Российской
Ф еде рации Образовательный и
карьерный маршрут
Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
- эссе- выступление с докладами
(презентациями)
- круглый стол
Тема 3. Образовательный процесс ц е образовательные технологии. Портфолио студента.
Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические- эссе- выступление с докладами
(презентациями)
- круглый стол
теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
Тема 4. Предмет и функции психологии как науки. Становление и развитие психологии как науки.
Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
 выступление с сообщениями,
докладами
(презентациями)
Тема 5. Функции психики.
Развитие психики в
филогенезе и онтогенезе.
Сущность и структура сознания.
Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е выступление с сообщениями, докладами

23
проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
Тема 6. Структура психики человека. Познавательные процессы. Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
 эссе выступление с сообщениями, докладами
(презентациями)
Тема
7. Психические эмоционально-волевые процессы
Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
 эссе выступление с сообщениями, докладами
(презентациями)
Тема
8. Психология личности .
Индивидуально-психологи ческие свойства личности
Знать основные направления,
теории и методы педагогики и психологии, особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и
способов их регуляции;
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике определять особенности протекания основных психических процессов человека;
решать образовательные и
с о ц и аль ново спит ат ель н ы е проблемы
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута;
навыками самообразования и
самоорганизации.
 выступление с сообщениями, докладами
(презентации)
6.2.Описание шкал оценивания
ОК- 4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Индикаторы
Критерии оценивания (дескрипторы)
компетенции
«не зачтено
«зачтено»
Знать: понятие и структуру процесса общения функции и виды общения;
способы социальной перцепции;
эффекты восприятия, особенности межличностного восприятия барьеры взаимопонимания.
отсутствие знаний материала знание основного материала без ошибок и погрешностей
Уметь: определять функции общения,
выделят ошибки в восприятии людей;
использовать пути преодоления социально-психологических барьеров для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
полное отсутствие умений,
предусмотренных компетенцией наличие всех умений,
продемонстрированное в стандартных вопросах
Навыки Владеть средствами полное отсутствие хорошее владение
вербального и невербального общения;
навыками использования и оценки основных механизмов социальной перцепции в процессе взаимодействия людей навыков,
предусмотренных компетенцией навыками,
предусмотренными компетенцией
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий - 100%
ОК - 7 способность к самоорганизации и самообразованию
Индикаторы компетенции
Критерии оценивания (дескрипторы)
«не зачтено
«зачтено»
Знать основные направления, теории и методы педагогики и психологии,
особенности основных психических процессов человека, специфику базовых психических состояний и способов их регуляции.
отсутствие знаний материала знание основного материала без ошибок и погрешностей
Уметь применять полученные психолого- педагогические теоретические знания на практике;
определять особенности протекания основных психических процессов человека решать образовательные и социально-воспитательные проблемы полное отсутствие умений,
предусмотренных компетенцией наличие всех умений,
продемонстрированное в стандартных вопросах
Владеть навыками выстраивания индивидуального образовательного маршрута навыками самообразования и самоорганизации.
полное отсутствие навыков,
предусмотренных компетенцией хорошее владение навыками,
предусмотренными компетенцией
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий - Итоговый контроль качества усвоения студентами содержания дисциплины проводится в виде зачета, на котором определяется:

уровень усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине;

уровень понимания студентами изученного материала

способности студентов использовать полученные знания для решения конкретных задач.
Зачет включает ответ на теоретические вопросы, оценку работы вовремя семинарских занятий.
Оценка
Уровень подготовки
Зачтено
Высокий уровень подготовки, безупречное владение теоретическим материалом,
студент демонстрирует творческий поход к решению нестандартных ситуаций.
Студент активно работал на практических занятиях, подготовил эссе.
Не зачтено Подготовка недостаточная и требует дополнительного изучения материала.
студент дает ошибочные ответы, как на теоретические вопросы, таки на наводящие дополнительные вопросы экзаменатора. Студент пропустил большую часть теоретических занятий.
6.3.Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине
Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и
технологии:
- тестирование- устные и письменные ответы на вопросы.
Оценка выполнения тестовых заданий рассчитывается в следующем процентном соотношении Шкала оценивания
Показатели
Превосходно -Отлично -Очень хорошо
70%-80%
Хорошо
60%-70%
Удовлетворительно
40%-60%
Неудовлетворительно
10%-40%
Плохо
Менее Результатом проверки компетенций на разных этапах формирования, полученных обучающимся входе освоения данной дисциплины, является оценка, выставляемая по семибалльной балльной шкале в соответствии со следующими критериями:
1.Полнота и правильность ответа. Степень осознанности и понимания изученного материала. Языковое оформление ответа
Оценка
Уровень подготовки
Превосходно
Материал изложен полно, даны правильные определения основных понятий Обнаружено понимание материала,
обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит примеры не только из учебника, но и самостоятельно сформулированные Материал изложен последовательно и грамотно сточки зрения норм литературного языка
Отлично
Материал изложен полно Обнаружено понимание материала;
Материал изложен последовательно и грамотно сточки зрения норм литературного языка
Очень хорошо
Ответ удовлетворяет тем же требованиям, что и для отметки
«отлично», но обучающийся допускает 1-2 ошибки, которые способен исправить
Хорошо
Ответ удовлетворяет тем же требованиям, что и для отметки
«очень хорошо, но обучающийся допускает 1-2 ошибки,
которые способен исправить, и
1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого материала .
Удовлетворительно
Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но. материал изложен неполно, допущены неточности в определении понятий или в формулировках правил. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и приводить примеры. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении ответа
Неудовлетворительно
Обучающийся обнаруживает незнание большей части ответа соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл
непоследовательно и неуверенно излагает материал
Плохо
Обучающийся обнаруживает незнание ответа соответствующего вопроса
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие
процедуры и технологии- практические контрольные задания, включающих одну или несколько задач
Критерии оценки выполненных практических заданий
Оценка
Критерии оценивания
Превосходно изложение материала логично, грамотно, без ошибок;
свободное владение профессиональной терминологией.
Отлично изложение материала логично, без ошибок умение высказывать и обосновать свои суждения теория связана с практикой
Очень хорошо обучающийся грамотно излагает материал ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией,
осознанно применяет, ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный
Хорошо обучающийся грамотно излагает материал владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет, ответ полный, с неточностями или недостаточно полный
Удовлетворительно обучающийся излагает материал неполно,
непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для выполнения задания, не может доказательно обосновать свои суждения;
обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала.
Неудовлетворительно в ответе обучающегося проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для выполнения задания
Плохо отсутствуют необходимые теоретические знания допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл
Для проведения итогового контроля сформированности компетенции используются устный опрос, решение практических задач. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки
результатов обучения. Задания для оценки компетенции "ОК-4"
Темы докладов (презентаций. Понятие общения. Личность как субъект и фактор общения. Функции общения. Основные виды и структура общения.

29 10. Невербальные средства общения
11. Психологические механизмы понимания (социальной перцепции) людей (идентификация,
эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация).
12. Стили общения императивный авторитарный, демократический стиль,
либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль. Стили общения в конфликтной ситуации (уклонение, противоборство, уступчивость,
сотрудничество, компромисс. Барьеры взаимопонимания. Пути преодоления социально-психологических барьеров.
Темы эссе. Роль общения в жизни человека. Мои трудности в общении. Деловое общение в моей жизни. Лидерские и коммуникативные способность, их значение. Задания для оценки компетенции "ОК-7"
Задания для оценки компетенции "ОК-7"
Темы докладов (презентаций. Объект, предмет и функции педагогической науки. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Современное развитие педагогической науки. Отрасли педагогики.
40. Законодательные и нормативные документы в области образования.
41. Система общего образования в Российской Федерации.
42. Система профессиональное образования в Российской Федерации.
43. Система дополнительного (к общему) образования в Российской Федерации.
44. Профессиональное обучение в Российской Федерации .
45. Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации.
46. Образовательный маршрут.
47. Карьерный маршрут.
48. Академическая мобильность как компонент международного сотрудничества.
49. Трудовая мобильность.
50. Структура образовательного процесса.
51. Стили управления образовательным процессом.
52. Портфолио как практико-ориентированная технология. Психология как наука. Предмет и функции психологии. Сознание человека как высшая форма развития психики.

30 55. Понятие об ощущении и его значение в жизни человека.
56. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Основные свойства восприятия предметность,
целостность, структурность, константность, апперцепция, иллюзия, осмысленность, активность.
57. Сущность, особенности внимания, как психического процесса, его функции и виды.
58. В чем причина возникновения различных иллюзий восприятия В чем причина психологических изменений человека в условиях сенсорного голода. Почему внимание не имеет своего предметного содержания. Память. Виды памяти двигательная, эмоциональная, образная память. Виды образной памяти.
Словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная,
оперативная, долговременная виды памяти.
61. Основные процессы памяти запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Эффект
Зейгарник. Методы тренировки и совершенствования памяти.
62. Представление — процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений. Понятие о воображении и его своеобразие.
64. Понятие о мышлении. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.
65. Мышление и речь. Внутренняя речь. Логические формы мышления понятия, суждения,
умозаключения.
66. Виды и функции эмоций.
67. Воля. Признаки волевого поведения. Функции воли.
68. Виды эмоциональных состояний аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.
69. Сущность и структура деятельности. Мотив и мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.
71. Понятие и свойства темперамента. Характер, его физиологические основы. Черты характера.
73. Акцентуации характера.
74. Способности и задатки. Виды способностей.
1   2   3   4