Файл: Феномен Чайлдфри в современном обществе и культуре.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Феномен Чайлдфри в современном обществе и культуре
В современном мире растет число семей, в которых нет детей. Среди причин обычно указываются: биологическая дисфункция одного или обоих партнеров, отсутствие материальной базы для рождения, воспитания детей и еще множество различных причин. Однако в последнее время стали выделять еще одну причину – приверженность партнеров к течению «чайлдфри», что в переводе с английского означает отсутствие детей или сознательное нежелание иметь их.
Феномен «чайлдфри» является мало изученным в современном обществе, о чем говорит отсутствие научной литературы по данной теме, однако количество приверженцев этого течения растет и движение распространяется во многих странах мира. Семьи «чайлдфри» являются альтернативными традиционным семьям с детьми, что вызывает огромное количество споров в обществе, поскольку принято считать семью «нормальной», когда в ней есть хотя бы один ребенок. Общество негативно настроено к тем парам, которые сознательно отказываются иметь детей, считая это крайним проявлением эгоизма. Каждый человек обладает свободой выбора, в том числе и выбора семейной жизни без детей, но при этом он сталкивается с социальной и даже политической дискриминацией, общество оказывает сильное давление на людей с подобными взглядами, что заставляет их объединяться для защиты своих прав и интересов. Безусловно, если говорить о демографической ситуации в России, нельзя не сказать, что подобные тенденции будут пагубно влиять на состояние рождаемости в стране.
Чайлдфри или добровольная бездетность (англ. child-free – свободные от детей) – отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их. Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные пары могут быть, могут и не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребенка противоречит формальному определению феномена, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри. Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений; это обстоятельство не позволяет говорить о конкретных «убеждениях чайлдфри» или, тем более, об «идеологии чайлдфри».
В Интернете существует множество сайтов и сообществ «живых журналов», посвященных проблемам чайлдфри, где люди объединяются для защиты своих прав, поиска друзей, разделяющих их взгляды на деторождение, для обсуждения вопросов контрацепции и стерилизации, но официального статуса эти сайты не имеют. Интернет-сообщество очень популярно в русскоязычной части «Живого журнала» и стремительно пополняется новыми членами. По результатам проводившихся опросов, большинство этих людей – женщины за 30, с высшим образованием, успешные и живущие в счастливом браке. Многие занимаются творческой деятельностью, интеллектуальным трудом, ведут активный образ жизни, имеют массу увлечений.
Популярность движение чайлдфри приобрело в 1990-е, когда американка Лесли Лафэйетт написала книгу «Почему у вас нет детей? Живите полной жизнью, не будучи родителями», а затем в 1992 году сформировала одну из первых групп чайлдфри, «the Childfree Network». Сегодня в США уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников и имеет десятки отделений в стране и за границей.
Исследования, проведенные в США, показали, что процент американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетных», быстро растет. В целом, наблюдения говорят, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных тендерных ролей и обычаев. Многие исследователи также отмечали, что чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм.
Некоторые чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии было предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному.
Но все-таки первой политической организацией приверженцев чайлдфри явилась британская «Kidding Aside», которая набирает политический вес и борется за то, чтобы её воспринимали серьезно.
Идея чайлдфри – открытый протест людей против постоянного социального давления, основанного на утверждении «надо». Чайлдфри умеют уделять друг другу внимание, умеют быть счастливыми. Это не значит, что муж и жена, имеющие детей, вовсе этого не умеют. Но, часто выполняя «социальный заказ» и живя «как все», замученные проблемами женщины и мужчины втайне бессознательно завидуют этому вниманию, этой погруженности друг в друга, этой степени заинтересованности друг в друге бездетных пар.
Семья без детей – территория, почти лишенная понятия «долг», равно как и лишенная «цементирующего элемента». Здесь люди друг с другом по одной причине – им хорошо вместе. Между тем как брак, искусственно «сцементированный» необходимостью иметь детей, порой вырождается в общность товарищей, которым просто нужно «дотащить» детей до самостоятельности.
В качестве вывода, можно сказать, что рождение детей – это серьезный шаг, дети должны появляться не как следствие социального давления, а как безусловное желание обоих партнеров. Может быть, уйдет в прошлое и традиционная форма брака, возникнут новые религии, изменится внешний вид людей, но единственная ценность останется непреложной – право на свободу выбора. Нет путей плохих и хороших, есть то, что подходит или не подходит каждому конкретному человеку. И бывает конкретное семейное призвание – кому-то оно подсказывает быть родителем, кому-то – стать единственным лишь для одного человека.