Файл: История возникновения и развития метода проектов в России и ссср.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История возникновения и развития метода проектов в России и СССР
Метод проектов возник в начале XX века в США. Его авторы - Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Они считали, что школа должна стать местом, где ребенок может проявить свою активность, применить свои знания и умения на практике.
У. Килпатрик предложил использовать проектный метод в обучении, чтобы помочь ученикам научиться решать реальные задачи и проблемы.
Суть метода заключается в том, что дети сами выбирают тему для проекта, исследуют ее, собирают информацию, проводят эксперименты, делают выводы. Они работают в группах или индивидуально, а затем представляют результаты своей работы перед другими детьми и взрослыми.
В России метод проектов начал использоваться в 1905 году, одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого (1878-1934) в 1905 году небольшая группа научных сотрудников пыталась использовать «проектные методы» в практике преподавания. В работе Шацкого «Дети - работники будущего» определены основные требования к эффективному обучению: “построение отношений между преподавателем и учеником на основе сотрудничества и доверия; акцент на самостоятельности учеников; «простора для инициативы»; обязательный учёт интересов детей”.
Также была определена последовательность элементов обучения, включающая в себя реальный опыт ребенка. На этом опыте педагог строит дальнейшие занятия, включающие в себя знакомство с накопленными человечеством знаниями, после чего проводится закрепление новых знаний на практике.
Выдающийся российский педагог Блонский П.П. в своей книге «Задачи и методы новой народной школы» (1917) он так писал о методах познаний: “ребенок только то может хорошо наблюдать, в чем он жизненно заинтересован. Позиция бесстрастного наблюдателя человеческой жизни очень мало способствует познанию этой жизни. Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, когда он втянется в активное участие в окружающей его человеческой жизни” [Блонский, 1917].
Кагаров Е.Г. [Кагаров, 1926] проанализировал опыт реализации метода проектов в России и за рубежом и сформулировал его отличительные черты: опора на интересы детей, копирование тем из взрослой жизни, ведущая роль принадлежит творчеству и самостоятельности.
В 20-х годах XX в. метод проектов был одной из центральных тем в научных и практических педагогических журналах. Сторонники метода проектов в Советской России провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе труда самих учащихся.
Авторы сборника «На путях к методу проектов», изданного в 1930 году, выделяют основные признаки работы по данному методу:
-
включение в план работы школы активных действий учащихся по познанию и преобразованию жизни; -
исследовательский подход к усвоению учебного материала; -
коллективная активность учащихся; -
завершенность проектной работы, доведение проектов до конца.
Г. Меандров [Меандров, 1931] изучал этапы работы над проектами и деятельность учителя на каждом этапе. Также в 1931 году в СССР было создано общество «Сеть школ», которое занималось внедрением метода проектов в школьное образование. Первые проекты были связаны с производством товаров и услуг, но со временем методы стали более разнообразными.
Однако, в СССР метод проектов не прижился из-за жесткой централизованной системы образования, которая не допускала свободы выбора и творчества. Сегодня метод проектов широко используется в образовательных учреждениях всех уровней. Он позволяет развивать творческие способности детей, их самостоятельность и умение работать в команде.