Файл: Программа по курсу Основы духовнонравственной культуры народов России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 106»

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 106»

Приказ от «_____»__________г. №

___________________Дулогло О.П.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    ___курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»___

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 8 «а», «б», «в»

                     (начальное общее,    основное общее, среднее общее  образование    с указанием класса)

Количество часов   35 ч. для 8 «а», «б» классов и 34 ч. для 8 «в» класса              

Учитель                   Корчагина Юлия Павловна

        (ФИО)

Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования в соответствии с авторской программой Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур» («Ассоциация XXI век, 2015).

2018 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 8 «а», «б», «в» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур» («Ассоциация XXI век, 2015), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования на базовом уровне, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ основного общего образования и учебным планом  образовательного  учреждения МБОУ «Школа № 106».

В учебном плане МБОУ «Школа № 106» на 2018-2019 учеб. год на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 8-х отводится 1 час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год для 8 «в» класса и 35 часов – для 8 «а» и «б» классов в соответствии с календарным учебным графиком.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории и этнографии народов России.


Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Курс носит интегративный характер и способствует интеграции предметов гуманитарного цикла.

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое  отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.

В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определённой культуры к миру.

Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить: 

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Требования к результатам освоения курса 

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей  этнической и национальной  принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач
;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- как основы культурной истории многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать интеграцию содержания предметов гуманитарного цикла.

Системообразующим в содержании учебного курса является содержание российской культуры. Ценностно-смысловым стержнем организующим содержание курса являются: содержание традиционных религиозных культур России (православие, ислам, иудаизм, буддизм) и основы нравственности.


Содержание курса

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата фактическая

Дата планируемая

Основные виды учебной деятельности

Д/з




Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов.

2































1

Наша Родина – дружная семья народов

1

8в – 3.09

8б – 4.09

8а – 5.09




Изучение нового материала: урок-беседа

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Конспект

2

Этническая карта Российской Федерации

1

8в – 10.09

8б – 11.09

8а – 12.09




Урок-беседа

Конспект




Блок 2. Этнографическая картина Российской Федерации

8































3

Наука о народах: «этнография», «этнология», «социально-культурная антропология»

1

8в – 17.09

8б – 18.09

8а – 19.09




Изучение нового материала: урок-лекция

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Конспект

4

Ранняя этническая история народов Восточной Европы

1

8в – 24.09

8б – 25.09

8а – 26.09




Комбинированный урок

Помочь ученикам осознать свою этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Конспект

5

Этногенез и этническая история русского народа

1

8в – 1.10

8б – 2.10

8а – 3.10




Комбинированный урок

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Конспект

6

Традиционная культура русского народа: хозяйство, земледелие, одежда

1

8в – 8.10

8б – 9.10

8а – 10.10




Комбинированный урок

Реферат

7

Неславянские народы европейской части России: этногенез и социальная организация

1

8в – 15.10

8б – 16.10

8а – 17.10




Комбинированный урок

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Конспект

8

Народы Северного Кавказа: антропология, религия, культурогенез. Тест

1

8в – 22.10

8б – 23.10

8а – 24.10




Комбинированный урок

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Конспект

9

Народы Сибири: расселение, занятия, культура

1

8в – 12.11

8б – 6.11

8а – 7.11




Комбинированный урок

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Конспект, подготовка творческих проектов

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Этнографическая картина Российской Федерации»

1

8в – 19.11

8б – 13.11

8а – 14.11




Урок совершенствования знаний, умений и навыков: семинар

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

-




Блок 3. История мировых религий

10
















 




11

Религия как феномен культуры

1

8в – 26.11

8б – 20.11

8а – 21.11




Изучение нового материала: урок-лекция

.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Конспект

12

Ранние формы религиозного сознания. Славянское язычество.

1

8в – 3.12

8б – 27.11

8а – 28.11




Изучение нового материала: урок-беседа

Конспект

13

Ранние формы религиозного сознания. Шаманизм и анимизм в Сибири

1

8в – 10.12

8б – 4.12

8а – 5.12




Изучение нового материала: урок-беседа

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Конспект, сообщения

14

Появление монотеизма и его значение

1

8в – 17.12

8б – 11.12

8а – 12.12




Комбинированный урок

Конспект