Файл: Сказка, как средство развития речи дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальный план самообразования

воспитателя

 Дмитриенко Кристины Сергеевны

  

Тема: «Сказка, как средство развития речи дошкольников»

2022-2027 г. г.
Индивидуальный план работы по самообразованию педагога

МБДОУ Детский сад №23 «Брусничка»
Ф.И.О. педагога: Дмитриенко Кристина Сергеевна
Специальность (должность): воспитатель
Образование: среднее профессиональное
Стаж педагогической работы:
Квалификационная категория: нет
Курсы повышения квалификации:
Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность темы: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству
Дата начала работы над темой: сентябрь2022 год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2027 год
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня,

и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

2. Систематизировать опыт работы по теме.

3. Подготовить материал для работы с детьми.

4. Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-

передвижек материалы для родителей.

5. Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

6. Выявить возможность использования сказок на занятиях по

развитию речи и в повседневном общении.

Сроки

Содержание работы

Формы работы

(с детьми, с педагогами, с родителями)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)


Теоретический этап

2022-2027

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»

Подбор литературы по теме и возрасту детей


Работа с литературой, Интернет-ресурсами, мастер-классов и пр.

Литература: «Детство» Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС

Автор: Бабаева Татьяна Ивановна, Акулова Ольга Владимировна, Березина Татьяна Анатольевна

Редактор: Ермолаев С. Д

Издательство: Детство-Пресс, 2019 г
Консультации для родителей.

Анкетирование родителей.

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» на начало и конец учебного года».

Подбор игр, способствующих речевому развитию.

Составление конспектов занятий,

Создание наглядных пособий для детей.

Анализ анкетирования.

Индивидуальная работа с родителями.

Папка с накопленным материалом

Мониторинг


Практический этап

2022-2027


Знакомство с русскими народными сказкам согласно комплексным занятиям по программе «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И. Березиной Т. А. Акуловой О. В.


Пополнение и расширение предметно-развивающей среды по данной теме


Освещение данной темы на сайте МБДОУ № 23.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Работа с детьми:

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка.

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.
Создание альбома «Волшебный мир сказок». Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок.

Организовать вечер сказок.

Оформление работы по самообразованию в полном варианте.

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями. Буклеты для родителей

Организация и проведение

театрализованных утренников

и праздников.

Организация и проведение

тематических родительских

собраний.

Составление рекомендаций для родителей по речевому развитию.

Работа с педагогами:

Выступления на методическом и педагогическом совете с целью поделиться опытом по данной теме.

Мастер-классы.

Картотека пальчиковых игр по сказкам.

Папки-передвижки по речевому развитию.

Буклеты для родителей по речевому развитию

Консультации для педагогов ДОУ.
Открытые занятия
Посещение открытых занятий других педагогов
Картотека дидактических игр по речевому развитию у дошкольников

Заключительный (аналитический) этап

2022-2027

Анализ результатов, подведение итогов работы.

Систематизация накопленного материала

Отчет о проделанной работе


  1. Проведение итогового мониторинга.

  2. Анализ его результатов.

Выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.


  1. . Выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.





Предполагаемый результат:

  • овладение детьми грамматической структурой язык;

  • сформирована диалогическая и монологическая речь;

  • обогащен и активизирован словарный запас ребенка;

  • сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;

  • проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.

Форма отчётности: Презентация по проделанной работе.

Литература:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

  2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста изд. «Мозайка – Синтез» 2016г.

  3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

  6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

  7. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 2-3 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.

  8. https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.

  9. https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.

  10. Шиян О.А. «Развитие творческого мышления» работаем по сказке. :изд. Мозайка –Синтез 2013г



План работы по теме самообразования на 2022- 2023 уч. год

Сентябрь – май: Изучение, анализ литературы по теме самообразования.

Мониторинг на начало и конец учебного года по образовательной области

«Речевое развитие». Отбор необходимых произведений. Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Дидактические игры.
Сентябрь:

ООД Кукольный театр по сказке «Репка»
Октябрь:

ООД по сказке «Смоляной бычок»

Просмотр мультфильма
Ноябрь:

ООД кукольный театр по сказке «Рукавичка»
Декабрь:

Индивидуальные беседы с родителями. Буклеты для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»
Январь:

ООД по сказке «Заюшкина избушка»

Рисование ладошкой

Пополнение книжного уголка
Февраль:

ООД по сказке «Курочка ряба»

Раскрашивание раскраски
Март: Папка-передвижка «Развиваем речь играя»

ООД по сказке «Колобок»


Лепка из пластилина «Колобок»
Апрель:

ООД по сказке «Цыпленок и утенок»

Раскрашивание раскрасок
Май:

ООД по сказке «Как коза избушку построила»

Просмотр мультфильма

Презентация о проделанной работе по теме самообразования

План работы по теме самообразования на 2023- 2024 уч. год

Сентябрь – май: Изучение, анализ литературы по теме самообразования.

Мониторинг на начало и конец учебного года по образовательной области

«Речевое развитие». Отбор необходимых произведений. Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Дидактические игры.
Сентябрь:

ООД по сказке «Кот, петух и лиса»

Раскрашиваем сюжет из сказки.

Октябрь:

ООД по сказке «Три медведя»

Аппликация «Мишка косолапый»

Ноябрь:

ООД по сказке «Маша и медведь»

Пазлы «Собери сказку»
Декабрь:

Индивидуальные беседы с родителями. Буклеты для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

ООД по сказке «Сказка про глупого мышонка»

Лепка из пластилина «Мышонок»
Январь:

ООД по сказке «Гуси-лебеди»

Рисование ладошкой
Февраль:

ООД по сказке «Коза-дереза»

Пластилинография «Коза»
Март: Папка-передвижка «Развиваем речь играя»

ООД по сказке «У страха глаза велики»:

Просмотр мультфильма и проговаривание сюжета.
Апрель:

ООД по сказке «Теремок»:

Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста.

Изготовление масок
Май:

ООД по сказке «Цыпленок»

Рисуем цыпленка с помощью картонных втулок.

Презентация о проделанной работе по теме самообразования

План работы по теме самообразования на 2024- 2025 уч. год

Сентябрь – май: Изучение, анализ литературы по теме самообразования.

Мониторинг на начало и конец учебного года по образовательной области

«Речевое развитие». Отбор необходимых произведений. Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Дидактические игры.
Сентябрь:

ООД по сказке «Жихарка»

Раскрашиваем сюжет из сказки.

Октябрь:

ООД по сказке «Тараканище»

Пазлы «Собери сказку»
Ноябрь:

ООД по сказке «Три поросенка»

Аппликация «Домик для поросят»

Декабрь:

Индивидуальные беседы с родителями. Буклеты для родителей «
Рекомендации родителям по развитию речи детей среднего дошкольного возраста»

ООД по сказке «Лисичка сестричка и волк»

Лепка из пластилина «Мышонок»
Январь:

ООД по сказке «Зимовье»

Рисование
Февраль:

ООД по сказке «Федорино горе»

Пластилинография «Посуда для Федоры»
Март: Папка-передвижка «Развиваем речь играя»

ООД по сказке «Петушок и бобовое зернышко»:

Просмотр мультфильма и проговаривание сюжета.
Апрель:

ООД по сказке «Красная шапочка»:

Просмотр диафильмов

Картотека пальчиковых игр для детей среднего возраст.

Лепка «Лукошко для бабушки»

Май:

ООД по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Изготовление масок
Презентация о проделанной работе по теме самообразования.

План работы по теме самообразования на 2026- 2027 уч. год

Сентябрь – май: Изучение, анализ литературы по теме самообразования.

Мониторинг на начало и конец учебного года по образовательной области

«Речевое развитие». Отбор необходимых произведений. Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Дидактические игры.
Сентябрь:

Досуг «Путешествие в сказочную страну»

ООД по сказке «Заяц -хвастун»

Раскрашиваем сюжет из сказки.

Насыщение ППРС по теме исследования

Октябрь:

ООД по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный»

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой из сказки»

Ноябрь:

ООД по сказке «Хаврошечка»

Конструирование «Книжек малышек»

Декабрь:

Индивидуальные беседы с родителями. Буклеты для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей старшей дошкольного возраста»

ООД по сказке «Серебряное копытце»

Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» 
Январь:

ООД по сказке «Соловей и вороненок»

Рисование
Февраль:

ООД по сказке «Царевна-лягушка»

Пластилинография «Царевна-лягушка»
Март: Папка-передвижка «Развиваем речь играя»

ООД по сказке «Сивка-бурка»:

Просмотр мультфильма и проговаривание сюжета.
Апрель:

ООД по сказке «Цветик-семицветик»:

Картотека пальчиковых игр для детей старшего возраст.

Лепка «Цветик-семицветик»

Май:

Повторение пройденного материала

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»