Файл: Введение История возникновения частной собственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Быстрота проведения приватизации в России оправдывалась следующей официальной позицией: «Экономические институты нельзя создать до начала разгосударствления, потому что люди не будут заботиться об эффективных институтах до тех пор, пока не почувствуют в этом экономический интерес, обусловленный их статусом собственников». Последовательность предпринятых приватизаторами шагов показывает, что приватизация началась значительно раньше принятия основной массы законов, требуемых для корректного функционирования рыночной экономики.

Обязательным и основным условием эффективной экономической политики, способной обеспечить стабильное развитие общественной экономики, является установление прав собственности, адекватных их экономическим формам. Эффективная защита прав собственности требует, во-первых, адекватного законодательства и, во-вторых, механизма его применения.

Создание системы экономических стимулов исходит из того, что одних способов принуждения и прочих репрессивных мер недостаточно. Реформа системы собственности будет вести к выходу промышленности из состояния депрессии и стимулировать экономический рост, если позволит каждому агенту реализовывать свой экономический интерес, если у него будет положительный (а не только отрицательный) стимул к деятельности. Должны применяться меры, направленные на стимулирование развития фондового рынка и снижение рисков операций с ценными бумагами, - с особым акцентом на инструменты, обеспечивающие возможность постепенного перехода от закрытых форм организации бизнеса к открытым (публичным).

Кроме того, для разрушения института остаточной государственной собственности в России сегодня необходимым:

- радикально реформировать государство. Перейти от государства "производящего" к государству "защищающему";

- реорганизовать государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях), либо в казенные предприятия или учреждения, либо в акционерные общества (с возможностью дальнейшей приватизации). Резко ужесточить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий;

- направить значительные средства на развитие судебной системы и увеличить ее независимость от исполнительной власти. Это подразумевает: а) увеличение числа судей и судов (тогда у предпринимателей отпадет необходимость обращаться за разрешением хозяйственных и административных споров к тем же чиновникам, тем самым уменьшая их власть); б) рост выпуска литературы с толкованиями законов и описанием правоприменительной практики, чтобы к этой информации имел доступ любой желающий; в) ужесточение санкций за
административные правонарушения чиновников;

- стимулировать развитие малого и среднего бизнеса как носителя идеологи свободной индивидуализированной частной собственности;

- с помощью СМИ формировать у населения положительный образ бизнесмена, успешно ведущего свое дело;

- для выработки экономической политики активно использовать методологию институционального проектирования с учетом предпочтений предпринимателей, менеджеров, собственников и всех иных заинтересованных сторон. При этом обращать особое внимание на наличие бюрократии как сильной группы интересов на политическом рынке.

Только такая активная программа позволит сделать новый шаг вперед на сложном" пути формирования настоящей частной собственности.

Жизненно важно, чтобы правительство приняло меры стимулирующего и протекционистского характера, направленные в первую очередь на:

- защита прав частной собственности граждан и юридических лиц. Несмотря на право частной собственности, закрепленное законодательными актами, как таковой гарантии ее защиты в российской экономике не существует;

- борьба с бюрократией. Огромные затраты, финансовые и трудоемкие, являются одним из наиболее важных ограничений для частного сектора;

- партнерство бизнеса и власти — один из важнейших моментов в построении успешно развивающейся экономики страны. Выгода здесь взаимная как для государства, так и для бизнеса, а, следовательно, и для граждан;

- борьба с преступностью. Криминальные структуры, по сути, являются паразитами, живущими за счет общества. Они распределяют то, что предназначено для капитала и общества для развития. В своем развитии преступность разъедает и блокирует те типы связей, на которых основано функционирование частной собственности.

Таким образом, при перечислении мер по совершенствованию частной собственности также необходимо учитывать меры государственного стимулирования малых предприятий, которые реально отражают практическое воплощение перечисленных факторов, влияющих на развитие института частной собственности.

Таким образом, сегодня проблема собственности в России приобрела особую актуальность, смысл и значение. Непонимание факта существования экономических отношений собственности или нежелание считаться с ними является основной причиной затяжного глубокого кризиса российской экономики.



Правовые формы собственности должны соответствовать ее экономическим формам, в противном случае результаты хозяйственной деятельности людей оказываются неэффективными или совершенно невозможными. Несоответствие прав частной собственности, установленных рыночными реформами, экономическим отношениям, существование которых не зависит от сознания и воли реформаторов, является коренной причиной неэффективности реформ.

Нынешняя приватизационная политика реформаторов никогда не приведет страну к эффективной экономике, ни через десять, ни даже через сто лет. Следовательно, надо коренным образом менять приватизационную политику и чем раньше, тем лучше. Но для того чтобы изменить нынешнюю приватизационную политику, необходимо заменить политиков, а для этого нужна материальная сила в виде массового общественного осознания того факта, что существуют объективные границы, установленные экономическими законами, за которыми частная собственность становится абсолютно неэффективной. Граждане страны должны хорошо понимать, что обеспечить эффективность экономики, достаточную для повышения уровня их благосостояния, можно только четко очертив пределы приватизации. Без такого понимания невозможно активное участие граждан в реализации своих материальных интересов в области частной собственности.

Заключение

В заключении работы подведем итоги.

1.Частная собственность — это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Согласно действующему законодательству, физическое лицо в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.

2.Частная собственность появляется там и тогда, где и когда экономические отношения проникают внутрь самого производственного процесса. В этом случае принуждение к труду не требует прямого насилия и осуществляется экономическими методами, а средства производства уже не могут принадлежать работнику.

3.Частная собственность является той формой, при которой наиболее полно реализуется экономическая обособленность товаропроизводителя.

3. В ряде случаев частная собственность рассматривается как сумма или простое множество тех или иных объектов.


4. Частная собственность, как и любая другая форма, имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность. Частная собственность стимулирует инициативу, предприимчивость, ответственное отношение к труду. В то же время она имеет и отрицательные черты (стихийность, стремление к наживе любой ценой, эксплуатация).

5. С нашей токи зрения, для России наиболее эффективным был бы китайский вариант рыночных реформ, сущностью которого является распространение частной собственности и свободных рыночных отношений на мелкое производство товаров и услуг при сохранении государственной собственности на крупное производство, служащее основой национальной экономики.

Список использованных источников

  1. Абрамов И.М. Формы и виды собственности. М.: Норма, 2006. – 290 с.

  2. Борисов Е. Ф.: Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт, 2002

  3. Булатов А. С.: Экономика: Учебник. – М: Юрист, 2001

  4. Гукасян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы. - М. ИНФРА-М, 2004

  5. Гришаев. С. П Ваше право собственности на жилой дом или квартиру, Вопросы экономики №5 -2007

  6. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С.: Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2003

  7. Здраевская Т. Понятие собственности. М.: Экономикс, 2004. – 367 с.

  8. Каменецкий В. А., Патрикеев В. П.: Собственность в XXI столетии. — М.: Экономика, 2004

  9. Николаева И. П.: Экономическая теория: Учебник. — М.: Проспект, 2006

  10. Нуриев Р.М., Рунов А.Б. Назад к частной собственности или вперед к частной собственности // Общественные науки и современность. 2002. №5. С.22.

  11. Райзберг Б. А.: Основы экономики. — М.: Инфра, 2002

  12. Чепурин М. Н., Киселева Е. А.: Курс экономической теории. — Киров: «АСА», 2001