Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Воткинске
Кафедра педагогики и социальных технологий
Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Квалификация бакалавр
Гудкова Инна Николаевна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Комплекс психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков
Допущено к защите Научный руководитель:
зав. кафедрой педагогики и старший преподаватель
социальных технологий, к.п.н доцент кафедры и социальных технологий
___________________Неклюдова Л.В ________________Закирова Г.М
Воткинск
2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1.Теоретические аспекты школьного насилия в образовательной среде. ……………………………………………………………………………………...7
1.1. Понятие, виды и причины школьного насилия в
общеобразовательной школе……………………………………………………..7
1.2. Индивидуально- личностные особенности участников школьных конфликтов среди подростков …………………………….……………….......12
1.3. Меры профилактики школьного насилия среди подростков в образовательном учреждении ………………………………………………….18
Вывод по главе 1………………………………………………………................31
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе……………………………………32
2.1. Организация и методик исследования…………………………………….32
2.2. Диагностика проявления школьного насилия у учащихся 9-х классов на констатирующем этапе эксперимента………………………………………….35
2.3. Эксперимент по внедрению комплекса психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков….42
2.4. Анализ и интерпретация данных исследования на контрольном этапе эксперимента……………………………………………………………………..47
Вывод по главе 2 ………………………………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………................64
Литература……………………………………………………………………….66
Приложение………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Тема детской жестокости и насилия во все времена была актуальной и социально значимой. В настоящее время в школьной подростковой среде достаточно распространены различные формы конфликтов и проявлений агрессии. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами издевательств со стороны сверстников. Наибольший пик проявления насилия приходится на подростковый возраст, когда идет формирование личности ребенка, его отношения к миру и собственному Я. Кроме этого, в этот возрастной период, любое агрессивное воздействие оказывает большое влияние на дальнейшее развитие личности подростка.
Школьное насилие в образовательной среде выступает сложным, многофакторным явлением, которое требует углубленного изучения. Так, О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова акцентируют внимание на том, что одной из актуальных проблем последних десятилетий является рост числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними. Опасения вызывает и наблюдающееся в последние годы снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и школьного насилия [11, с.13].
Данная проблема привлекает внимание не только общество, но и науку. По проводимым исследованиям учеными можно резюмировать, что на данный момент проблема межличностных отношений с элементами насилия становятся общественной нормой, а также разнородность интерпретаций его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы обусловливается психологической и педагогической неподготовленностью педагогов и родителей к профилактической работе со школьниками. Проблема профилактики школьного насилия недостаточно тщательно проработана в отечественной психолого-педагогической практике. Необходим комплекс мероприятий, который был бы направлен, прежде всего, на проработку системы отношений в школьном коллективе с учетом особенностей членов группы, на индивидуальную работу с каждым ее участником, а также на просвещение работников образовательного учреждения в области разработки направлений профилактики школьного насилия.
Цель исследования: изучить проблемы школьного насилия и реализовать комплекс психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-практическую, периодическую и методическую литературу по проблеме школьного насилия в общеобразовательной среде.
2. Выявить психолого-педагогические особенности проявления школьного насилия среди подростков.
3. Разработать и провести комплекс мероприятий по профилактике и обучению противостоянию школьного насилия в общеобразовательной школе.
4. Оценить эффективность комплекса мероприятий по предупреждению школьного насилия.
Объект исследования: школьное насилие.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: Предполагается, что частота проявления насилия в общеобразовательной школе снизится при следующих условиях:
-
своевременном выявлении предрасположенности к проявлению агрессивного и конфликтного поведения среди подростков; -
реализации комплекса психолого-педагогических мероприятий по предупреждению насилия со всеми участниками образовательных отношений.
В работе нами использовались следующие методы:
-
Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования. -
Эмпирические:
1. наблюдение
2. беседа
3. эксперимент:
– констатирующий
– формирующий
– контрольный
4. методики:
-
Анкета – опросник риска буллинга А. А. Бочавер -
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Орел. -
Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки -
Индекс жизненного стиля Г. Келлерман
5. Методы математической обработки данных по непараметрическому Т–критерию Вилкоксона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы в качестве рекомендаций для обучения подростков с целью противостояния насилию со стороны агрессора, а также практическим психологам, социальным работникам и педагогам образовательных учреждений в подборе мер работы с подростками в условиях общеобразовательной школы.
Теоретической основой исследования выступили работы авторов в области изучения девиантного поведения С.А. Беличевой [3,с.24], исследования проблемы школьного насилия Д. Ольвеус [26, с 60].
Экспериментальной базой для исследования явилась: МБОУ СОШ №18 г. Воткинска. Участие в исследовании приняли два 9 класса в общем количестве 40 человек, в возрасте от 14 до 16 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 60 наименований, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1. Виды и причины школьного насилия в образовательной школе
С точки зрения классических теорий агрессии [4], [5], [6], конфликтов [1], возрастной психологии и педагогики [9] и т.п., трудность в понимании феномена школьного насилия в том, что даже при имеющихся понятий нет конкретного представления, что такое агрессия, что означает конфликт, и т.п.. В имеющихся концепциях есть только определённый взгляд на данную проблему, имеются ограничения ввиду отдельных подходов. В этих теориях не учитывается возрастной фактор, так как школьное насилие не является подростковым явлением, а наоборот оно возникает в закрытых от воздействия взрослых группах, и не всегда заметны его проявления со стороны. Следовательно, непросто определить особенности школьного насилия во всех аспектах. В этом просматривается и проблема практического характера – школьное насилие трудно отделить и соотнести к обычным подростковым конфликтам, так как они могут быть сильными и не долгосрочными по сути своей. Вот почему есть затруднение в его диагностике.
Аналогично просматривается и проблема в его профилактике, так как речь идет не только о взаимодействии подростков между собой, но и морально-нравственные ценности отношений, в частности эта область и закрыта от воздействия педагогов на подростков, дело в том, что в подростковом возрасте моральные авторитеты утрачивают влияние и завоёвывают влияние совсем другие люди.
В современном образовании, как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида [32,с.155]. Опасения вызывает и наблюдающееся в последние годы снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и насилия. С достоверностью можно отметить, что школьная травля на современном этапе приобретает все более широкий масштаб распространения, что вызывает крайнюю необходимость создания эффективной программы по предупреждению школьного насилия в образовательной среде, а также, незамедлительного его внедрения в организационный план школы. Целесообразно направить всевозможные ресурсы на создание благоприятной, безопасной среды для учащихся общеобразовательного учреждения.
В свою очередь, Россия находится в первой десятке стран по распространенности насилия и агрессии среди подростков. Как отмечает М.В. Сафронова, профилактика школьного насилия представляет собой одну из наиболее актуальных задач в современном обществе и требует тщательного и серьезного исследования множества факторов [32,с.160]. Важность такого исследования связана с тем, что на сегодняшний день в научном сообществе отсутствует общепринятое понимание сущности проявления насилия в школе и вызывающих его причин. К сожалению, мы можем констатировать, что до сих пор не выработана эффективная стратегия, направленная на предупреждение данного явления. Более того, есть сложности с выявлением и диагностикой школьного насилия в образовательной среде. В российских педагогических кругах данная проблема замалчивается и игнорируется [32,с.164].
Изначально проблема школьного насилия возникла в эпоху 20 века в 1905 году, где К. Дьюкс анонсировал свое исследование, но полное исследование было сделано скандинавскими учеными: Д. Ольвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд [16, с.75].
Ими было разработано понимание школьного насилия как притеснение, дискриминация и травля. При исследовании данной проблемы учеными выдвигались разнообразные определения, но все они были схожи в одном, что есть наличие большой группы, имеющей социальные и психологические проблемы, также сопровождающихся физическим и психическим насилием по отношению к человеку или группе людей, которое отличается долговременностью и неспособностью защититься от агрессора.
Отсюда следует, что травля не является поведением в традиционном восприятии, а представляет собой форму деструктивной взаимосвязи, содержащий виды агрессивного поведения.
В исследовании мы выбрали концепцию для понятия буллинг (переводе с английского травля, насильник) этот термин ввел норвежский профессор психологии Дан Ольвеус в 1970 году, который впервые начал заниматься систематическим исследованием насилия в образовательных учреждениях [26,с.15].
В соответствии с вышеуказанными концепциями, мысль психолога С.В Кривцовой о травле звучит так: «Буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Неравенство сил, повторяемость – два существенных признака буллинга» [20].
Перейдем к подробному рассмотрению конкретных видов школьного насилия. Как указывает С.В. Кривцова, психологический буллинг предполагает насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений, угроз, преследования, запугивания, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания [20]. Можно сделать вывод, что школьное насилие включает в себя определенные действия, нарушающие психическое здоровье человека, а также влияющие на эмоциональное состояние жертвы. В свою очередь, Р.Б. Иванченко выделяет такой вид школьного насилия, как эмоциональное насилие, и относит к нему следующее: «Насмешки, присвоение кличек, с которыми постоянно обращаются к ученику, тем самым раня и оскорбляя его; бесконечные замечания, обзывания, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид насилия зачастую направлен на тех жертв, которые имеют заметные отличия во внешности, акцент или особенности голоса, высокую или наоборот низкую успеваемость, включает в себя также предвзятое или отличительное обращение с ребенком на основании его пола, национальности или этнического статуса. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. Использование анонимных телефонных звонков — очень распространенная форма эмоционального насилия, жертвами которого могут стать не только ученики, но и учителя» Эмоциональная травля оказывает отрицательное воздействие на поведенческие установки жертвы, на проявление определенных чувств [18, с.128-130].