Файл: Урок по предмету География для 5 класса по теме Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа по проектированию урока с использованием материалов библиотеки ЦОК
Предмет: география.
Данная разработка урока по теме «Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли» составлена для
УМК Алексеев А.И. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Урок по предмету «География» для 5 класса по теме «Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения
Земли». Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Архивные материалы», «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)»,
«Диагностическая работа», «Изображение или фото», «Схема, диаграмма, график».
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
Цель урока:
Задачи:
Обучающая: изучить строение Солнечной системы.
Развивающая:
продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников;
развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
уметь объяснять своими словами суть основных географических понятий – Солнечная система, планета
уметь описывать состав Солнечной системы;
Метапредметные:
Регулятивные
самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные:
смогут осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;
уметь в дискуссии выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные:
работать с учебником;
структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Личностные:
формирование целостного мировоззрения;
умение высказывать собственную точку зрения, обосновывать ее;
формирование 3ууважительного отношение к мнению другого;
оценивать собственный вклад в работу группы.
Основные понятия:
Вселенная, галактика, Млечный путь, Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модель устройства мира. Материки и части света. Земные оболочки
Оборудование: учебник, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, глобус, раздаточный материал.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационн
ый момент
Учитель приветствует учащихся, создает благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей деятельности
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
Пожелайте друг другу хорошего настроения и вперед за новыми знаниями.
Учащиеся приветствуют учителя.
Самоконтроль готовности к уроку: наличие учебника, атласа, контурной карты, тетради.
Вхождение в
тему урока и
создание
условий для
осознанного
восприятия
Рассмотрите схему строения Солнечной системы и составьте рассказ о Солнце и его роли в Солнечной системе.
Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свои суждения.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
нового
материала
Солнечной системы, она занимает третью орбиту от Cолнца — звезды нашей системы. Кроме Земли и Cолнца, в нашей системе есть 7 планет: 3 землеподобных (Меркурий, Венера, Марс) и 4 газовых гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).
Задает вопросы:
Рассматривают схему.
В диалоге с учителем формулируют тему и цели урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-Рассмотри схему и расскажи о Солнце.
Солнце — звезда Солнечной системы, оно во много раз больше любой из планет, при формировании Солнечной системы звезда перетянула на себя около 90 % всего вещества. Бывают разные виды звезд,
Солнце относится к звездам главной последовательности, они живут около 10 млрд лет и не заканчивают свое существование разрушительным взрывом, в отличие от гигантов, которые живут гораздо меньше из-за внутренней нестабильности.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Освоение
нового знания
Этап
«Осмысление»
Рассмотрите схему и объясни, почему Земля — уникальная планета.
Земля — единственная известная человечеству планета, на которой появилась жизнь. Причина тому — уникальное положение на оптимальном расстоянии от родительской звезды.
У каждой звезды эта зона отличается, у голубых гигантов она гораздо дальше из-за их размеров и колоссальной энергии, а у белых карликов ближе, поскольку это медленно остывающие металлические ядра звезд. В нашей системе в зоне обитаемости
Демонстрируют знания.
Принимают участие в обсуждении.
Слушают учителя и отвечают на вопросы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся также находится Марс, однако он не обладает достаточно мощной атмосферой, как у Земли, поэтому вода на нем существует только в твердом состоянии, а если льды тают, то сразу же испаряются, а для жизни на планете вода необходима.
Ответьте на вопросы:
Почему Землю называют уникальной планетой?
Почему на Земле есть жизнь, а на Марсе — нет?
Рассмотрите изображения и ответь на вопросы.
Рассматривают спутниковые снимки Луны и отвечают на поставленные вопросы.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Луну на орбите Земли удерживает сила притяжения, однако Луна не упадет на Землю, поскольку ее скорость достаточно велика, чтобы поддерживать оптимальное расстояние. Кроме этого, приливы и отливы вызваны притяжением Луны.
Ответьте на вопросы:
Почему Луна — спутник Земли, а не наоборот?
Что удерживает Луну на орбите Земли?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему на Земле существуют приливы и отливы?
Физкультмину
тка
Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против
часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что
так вращается планета – Венера)
Выполняют движения.
Применение изученного материала
Выполните задание:
Выполняют задание: записывают в тетрадь вопросы и задают своим товарищам.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Рассмотри изображения и составьте вопросы, которые ты
хотел бы задать другу о происхождении Земли.
Существует много теорий формирования нашей планеты. Есть предположения о том, что планеты образовались из вещества, выброшенного Солнцем, что к Солнцу приблизилась звезда, которую разорвало гравитацией Солнца. Однако на данный
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся момент основная гипотеза состоит в том, что Земля образовалась из газопылевого облака, которое было на месте Солнечной системы. Сперва центральная часть этого облака сгустилась, образовав
Солнце, затем, в результате образования гравитационного центра, остальная часть туманности тоже начала
«загустевать», образовав сперва метеориты, а затем и планеты.
Проверка
приобретенных
знаний, умений
и навыков
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Предложенная П. С. Лапласом в 1796 г. гипотеза образования планеты на протяжении длительного времени признавалась в научном обществе, т. к. была частично обоснована математическими расчетами. Этот исследователь предположил, что формирование Солнечной системы и всех ее элементов произошло в результате вращения первичной туманности.
При сжатии центробежная сила может расти быстрее притяжения, но при их равенстве способна возникнуть ротационная
Учащиеся выполняют задание, работая с тектом.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся неустойчивость, которая будет провоцировать сплющивание туманности и отделение плотного вещества из ее центра.
Выброшенные газы и пыль сформировали плоские кольца, а затем вещества под нарастающей силой тяжести стянулись, образовав планеты.
Ответьте на вопросы:
Когда была предложена гипотеза образования Солнечной системы в результате вращения первичной туманности? Кто ее автор?
Почему гипотеза образования планеты в результате вращения первичной туманности длительное время признавалась в научном обществе?
Отвечают на вопросы
Подведение
итогов
Рефлексия
Проведение диагностической работы. Каждый ученик индивидуально выполняет данную работу.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она?
-Что помогло вам в этом?
- Чему научился каждый из вас?
Выполняют диагностическую работу и осуществляют самопроверку полученных знаний на уроке.
Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели.
Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оценивают своё настроение на уроке.
Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности.
Комментарий к
домашнему
заданию
Параграф 6; вопросы 1-3
Подготовьте презентацию по теме «Гипотезы происхождения
Земли».