Файл: 1 Профессиограмма педагога дополнительного образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 550
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Практическое занятие №1
Задания по теме 1.4. Профессиограмма педагога дополнительного образования
Цель занятия: закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.
Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «профессиограмма» и «психограмма» Выделите сходные и отличительные признаки данных понятий
№ п/п | Понятия | Сходные признаки | Отличительные признаки |
| Профессиограмма-это научно обоснованные требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют эффективно трудиться в данной профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. | - Коммуникабельность; - Публичность | - Профессиональные требования; - Профессиональные качества; - Компетентность; - Инновационность; - Стрессоустойчивость; - Инициативность/ проектность; - Мотивированность; - Мобильность; - Толерантность. |
| Психограмма-описание человека труда в профессии, Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста. | - Коммуникабельность; - Публичность. | - Профессиональные требования; - Профессиональные качества; - Компетентность; - Инновационность; - Стрессоустойчивость; -Инициативность; - Мотивированность; - Мобильность; - Толерантность. |
Задание 2. Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности (направленность программы на выбор студента). При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную в лекции.
Ответ:
Профессиограмма Педагог дополнительного образования
История профессии – это довольно таки появившаяся недавно - «молодая» профессия в дополнительном образовании школьников. Педагог дополнительного образования – это личность высокообразованная. Во-первых, в совершенстве владеет мастерством, которому обучает.(пожалуй ,это самый главный критерий) .В данный момент существует шесть направлений деятельности:1техническое,2социально-педагогическое, 3физкультурно-спортивное, 4туристско-краеведческое, 5естественнонаучное, 6художественное. Охвачены все области: пение и танцы, рисование, бисероплетение( возможно в каком то национальном направлении- эвенкийские узоры ), моделирование, робототехника, шахматы, ткачество, работа с глиной, обучение игре на инструментах, различные спортивные виды, геология и туризм, швейное дело, информационные технологии и еще много-много чего интересного. Наверняка ВЫ уже владеете чем-то из вышеперечисленного, а это значит, что останется только еще немного поучиться, получив параллельно диплом о высшем или средне специальном профессиональном образовании, и иметь огромное желание поделиться своими знаниями и мастерством с другими.
Социальная значимость профессии в обществе: Работа педагога дополнительного образования со школьниками ориентирована на формирование не только новой личности, но и гражданина государства. В условиях школьного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. А самое главное патриотическое направление .
Массовость и уникальность профессии: Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник, друг детей , супе-пупер человек со сверхспособностями – так считают дети .Или же у меня например такие требования к самой себе ,как к педагогу доп. обр). Педагог решает важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в
которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными , где будет создана максимально психологически уютная обстановка , где ребёнок может выложиться на все100%.Все это позволяет чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.
Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Хотелось бы сказать: «СПАСИБО» нашему правительству ,за то что оно так рьяно продвигает программу о расширении обучении детей в разных направлениях. Для отдельных регионов России это огромный шаг в сторону детей ! Ведь дети это наше будующее.
Риски профессии: Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность.
Где получить профессию: Получить образование по специальности педагог дополнительного образования возможно в педагогических колледжах,(дистанционно) а также педагогических или гуманитарных институтах.
Доминирующий интерес: социальный.
Дополнительный интерес: артистический.
Личный интерес: По пытаться открыть новые таланты в детях .
Возможно это единственная попытка для маленьких сёл ,где не предусмотрены развивающие программы доп. обр ., а школа рисования хоть какая то возможность детям развиваться.
Проявить в детях интерес к искусству , занять их чем то . Это же так здорово !!!А так же трудоустройство самого педагога.
№ п/п | Наименование | Информация |
1 | Краткое описание специальности | Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров, постараться заинтересовать современных подростков, а так же патриотическое направление. Современные дети на столько, не побоюсь этого слова, развращены интернетом, гаджетами, что педагоги доп. обр., как спасательная команда – не даёт детям зомбировать и пропадать зря талантам. |
2 | Ключевые слова | Техническое творчество, прикладное творчество, музыка, театр, хореография, искусство, туризм, краеведение, экология, физическая культура, спорт, фитнес. |
3 | Области знания | Педагогика, психология, методика преподавания в одной из областей дополнительного образования детей, методика организации досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнования, выставок и др. |
4 | Где работает? | Государственные и негосударственные образовательные учреждения: учреждения дополнительного образования детей, отделения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения. |
5 | Условия труда | В помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий. |
6 | Присваиваемые выпускнику квалификации | Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности: техническое творчество; музыкальная деятельность; сценическая деятельность; хореография; изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство; социально-педагогическая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; эколого-биологическая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность). |
7 | Основные виды деятельности данной специальности (не квалификации) | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы. |
8 | Какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать педагог, включающие в себя способность:..? | - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес; - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности; - ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности; - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; - осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; - осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся; -планировать, организовывать и проводить занятия; - организовывать и проводить досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки; - разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся; - создавать в кабинете предметно-развивающую среду; - систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования; - участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
9 | Критерии успешности | Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом; открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе; составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ. |
10 | Необходимо обладать знаниями | - социально-психологических механизмов взаимодействия людей; - принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого-педагогических традиций; - о природо-, культуру- и социосообразности; - индивидуально-психологических особенностей развития личности в социокультурном пространстве; - условий, способов, путей саморазвития личности. |
11 | Важные личностные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности | - склонность к работе с детьми; - высокая степень личной ответственности; - самоконтроль и уравновешенность; - терпимость, безоценочное отношение к людям; - интерес и уважение к другому человеку; - стремление к самопознанию и саморазвитию; - находчивость и разносторонность; - тактичность; - целеустремленность; - артистизм; - требовательность к себе и другим; - наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов); - внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка; - педагогический оптимизм; - эмпатия; - стремление к саморазвитию; - стремление к познанию себя и других; - широта интересов и независимость взглядов; - способность эмоционально притягивать к себе людей; - повышенное чувство ответственности за свои слова и действия; -осознание границ совей компетентности; - общая эрудиция; - работоспособность; - стрессоустойчивость; - эмоциональная уравновешенность; - порядочность; - морально-нравственная чистоплотность. |
12 | Должности в организациях и заработной платы | Педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель. Заработная плата от 15000 рублей. |
13 | Уровень руководства | Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы. |
14 | Перспективы должностного продвижения | Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки и т.п. |
15 | Медицинские противопоказания | Противопоказания к деятельности – общие противопоказания педагогической деятельности: сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи); нервные и психические заболевания; инфекционные заболевания. |
Задание по теме 1.5. Ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся
Цель: формирование умений определять ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся, анализировать принятые решения и результаты; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
Задание 3. Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся. Представьте контекст ситуаций и предложите возможные варианты решения.
Ответ:
-
Ученик Захар торопился очень, отвлекался и разговаривал. А тем не менее работа шла с выжиганием по дереву. Конечно же Эта болтовня и халатное отношение сделали своё дело – Захар получил ожог, правда небольшой, но тем не менее. Это заставило других детей отвлечься и задуматься. Конечно же все были предупреждены и ознакомлены с правилами безопасности. Но видимо не для всех. Преподаватель отвел ученика в мед кабинет, позвонил родителям, хорошо, что они откликнулись очень быстро. Оказав ребёнку нужное внимание (мед помощь .и.т.д.), преподаватель снова вернулась в класс и провела детям в не очередную беседу по поводу техники безопасности. Директор школы тоже присоединился к моей беседе.
-
П рошёл отбор по выявлению талантливых детей в области изобразительного искусства. В основном класс сформировался из девочек . Казалось бы девочки – ангелочки!!! А не тут то было! Девочки были все с врождённым талантом, но с большими амбициями. Поэтому на втором занятии уже было понятно, что пошло не всё гладк . И нужно быть очень внимательным к этим «ангелочкам» .И и и и и и и и и и и и …
И вот на втором занятии две девочеки Алиса и Света начали толкать друг друга, обзывать и замахиваться кулаками. Педагог конечно же сразу вмешался в эти разборки. Переговорив с обеими девочками с глазу на глаз. Стало понятно, что это два лидера в классе. Учителю пришлось провести нелёгкую беседу. А так же был составлен разговор с мама этих девочек. Предупреждён – значит вооружён. Теперь когда начнётся новый учебный год педагог знает почти все «подводные камни».