Файл: 1 Профессиограмма педагога дополнительного образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Практическое занятие №1


Задания по теме  1.4. Профессиограмма педагога дополнительного образования

Цель занятия: закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.

 

Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «профессиограмма» и «психограмма» Выделите сходные  и  отличительные  признаки данных  понятий

п/п

Понятия

Сходные  признаки

Отличительные  признаки

 

Профессиограмма-это научно обоснованные требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют эффективно трудиться в данной профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

 - Коммуникабельность;

- Публичность

- Профессиональные требования;

- Профессиональные качества;

- Компетентность;

- Инновационность;

- Стрессоустойчивость;

- Инициативность/ проектность;

- Мотивированность;

- Мобильность;

- Толерантность.

 

Психограмма-описание человека труда в профессии,

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста.

 - Коммуникабельность;

- Публичность.

- Профессиональные требования;

- Профессиональные качества;

- Компетентность;

- Инновационность;

- Стрессоустойчивость;

-Инициативность;

- Мотивированность;

- Мобильность;

- Толерантность.


 

Задание 2. Разработайте примерную профессиограмму педагога дополнительного  образования, реализующего  программы социально – педагогической направленности (направленность  программы на выбор  студента). При разработке опирайтесь на модель профессиограммы, представленную  в лекции.

Ответ:
Профессиограмма Педагог дополнительного образования

История профессии – это довольно таки появившаяся недавно - «молодая» профессия в дополнительном образовании школьников. Педагог дополнительного образования – это личность высокообразованная. Во-первых, в совершенстве владеет мастерством, которому обучает.(пожалуй ,это самый главный критерий) .В данный момент существует шесть направлений деятельности:1техническое,2социально-педагогическое, 3физкультурно-спортивное, 4туристско-краеведческое, 5естественнонаучное, 6художественное. Охвачены все области: пение и танцы, рисование, бисероплетение( возможно в каком то национальном направлении- эвенкийские узоры ), моделирование, робототехника, шахматы, ткачество, работа с глиной, обучение игре на инструментах, различные спортивные виды, геология и туризм, швейное дело, информационные технологии и еще много-много чего интересного. Наверняка ВЫ уже владеете чем-то из вышеперечисленного, а это значит, что останется только еще немного поучиться, получив параллельно диплом о высшем или средне специальном профессиональном образовании, и иметь огромное желание поделиться своими знаниями и мастерством с другими.

Социальная значимость профессии в обществе: Работа педагога дополнительного образования со школьниками ориентирована на формирование не только новой личности, но и гражданина государства. В условиях школьного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития. А самое главное патриотическое направление .

Массовость и уникальность профессии: Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник, друг детей , супе-пупер человек со сверхспособностями – так считают дети .Или же у меня например такие требования к самой себе ,как к педагогу доп. обр). Педагог решает важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в

которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными , где будет создана максимально психологически уютная обстановка , где ребёнок может выложиться на все100%.Все это позволяет чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Хотелось бы сказать: «СПАСИБО» нашему правительству ,за то что оно так рьяно продвигает программу о расширении обучении детей в разных направлениях. Для отдельных регионов России это огромный шаг в сторону детей ! Ведь дети это наше будующее.

Риски профессии: Среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность.

Где получить профессию: Получить образование по специальности педагог дополнительного образования возможно в педагогических колледжах,(дистанционно) а также педагогических или гуманитарных институтах.

Доминирующий интерес: социальный.

Дополнительный интерес: артистический.

Личный интерес: По пытаться открыть новые таланты в детях .

Возможно это единственная попытка для маленьких сёл ,где не предусмотрены развивающие программы доп. обр ., а школа рисования хоть какая то возможность детям развиваться.

Проявить в детях интерес к искусству , занять их чем то . Это же так здорово !!!А так же трудоустройство самого педагога.



п/п

Наименование

Информация

1

Краткое описание специальности

Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров, постараться заинтересовать современных подростков, а так же патриотическое направление. Современные дети на столько, не побоюсь этого слова, развращены интернетом, гаджетами, что педагоги доп. обр., как спасательная команда – не даёт детям зомбировать и пропадать зря талантам.

2

Ключевые слова

Техническое творчество, прикладное творчество, музыка, театр, хореография, искусство, туризм, краеведение, экология, физическая культура, спорт, фитнес.

3

Области знания

Педагогика, психология, методика преподавания в одной из областей дополнительного образования детей, методика организации досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнования, выставок и др.

4

Где работает?

Государственные и негосударственные образовательные учреждения: учреждения дополнительного образования детей, отделения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения.

5

Условия труда

В помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий.

6

Присваиваемые выпускнику квалификации

Педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности: техническое творчество; музыкальная деятельность; сценическая деятельность; хореография; изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство; социально-педагогическая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; эколого-биологическая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность).

7

Основные виды деятельности данной специальности (не квалификации)

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

8

Какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать педагог, включающие в себя способность:..?

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности;

- ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

- осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;

-планировать, организовывать и проводить занятия;

- организовывать и проводить досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки;

- разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся;

- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

- систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования;

- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

9

Критерии успешности

Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом; открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе; составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ.

10

Необходимо обладать знаниями

- социально-психологических механизмов взаимодействия людей;

- принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого-педагогических традиций;

- о природо-, культуру- и социосообразности;

- индивидуально-психологических особенностей развития личности в социокультурном пространстве;

- условий, способов, путей саморазвития личности.

11

Важные личностные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

- склонность к работе с детьми;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию и саморазвитию;

- находчивость и разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- артистизм;

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов);

- внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка;

- педагогический оптимизм;

- эмпатия;

- стремление к саморазвитию;

- стремление к познанию себя и других;

- широта интересов и независимость взглядов;

- способность эмоционально притягивать к себе людей;

- повышенное чувство ответственности за свои слова и действия;

-осознание границ совей компетентности;

- общая эрудиция;

- работоспособность;

- стрессоустойчивость;

- эмоциональная уравновешенность;

- порядочность;

- морально-нравственная чистоплотность.

12

Должности в организациях и заработной платы

Педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель. Заработная плата от 15000 рублей.

13

Уровень руководства

Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.

14

Перспективы должностного продвижения

Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки и т.п.

15

Медицинские противопоказания

Противопоказания к деятельности – общие противопоказания педагогической деятельности: сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи); нервные и психические заболевания; инфекционные заболевания.



 

Задание по теме 1.5. Ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся

Цель: формирование умений определять ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся, анализировать принятые решения и результаты; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

 

Задание 3. Смоделируйте не менее 4 педагогических  ситуаций, иллюстрирующих ответственность педагога дополнительного образования в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся. Представьте контекст ситуаций и предложите возможные  варианты решения.

Ответ:

  1. Ученик Захар торопился очень, отвлекался и разговаривал. А тем не менее работа шла с выжиганием по дереву. Конечно же Эта болтовня и халатное отношение сделали своё дело – Захар получил ожог, правда небольшой, но тем не менее. Это заставило других детей отвлечься и задуматься. Конечно же все были предупреждены и ознакомлены с правилами безопасности. Но видимо не для всех. Преподаватель отвел ученика в мед кабинет, позвонил родителям, хорошо, что они откликнулись очень быстро. Оказав ребёнку нужное внимание (мед помощь .и.т.д.), преподаватель снова вернулась в класс и провела детям в не очередную беседу по поводу техники безопасности. Директор школы тоже присоединился к моей беседе.



  1. П рошёл отбор по выявлению талантливых детей в области изобразительного искусства. В основном класс сформировался из девочек . Казалось бы девочки – ангелочки!!! А не тут то было! Девочки были все с врождённым талантом, но с большими амбициями. Поэтому на втором занятии уже было понятно, что пошло не всё гладк . И нужно быть очень внимательным к этим «ангелочкам» .И и и и и и и и и и и и …


И вот на втором занятии две девочеки Алиса и Света начали толкать друг друга, обзывать и замахиваться кулаками. Педагог конечно же сразу вмешался в эти разборки. Переговорив с обеими девочками с глазу на глаз. Стало понятно, что это два лидера в классе. Учителю пришлось провести нелёгкую беседу. А так же был составлен разговор с мама этих девочек. Предупреждён – значит вооружён. Теперь когда начнётся новый учебный год педагог знает почти все «подводные камни».