Файл: 1 Профессиограмма педагога дополнительного образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3.Однажды учитель шёл на занятия как обычно. И тут раздался телефонный звонок : оказывается один из учеников Данил ,пришёл раньше обычного и тех персонал отправил ребёнка домой . А тут Забайкалье- зимы суровые , -30 это уже тепло по местным понятиям . Поэтому мамочка , по понятным причинам , звонила и возмущалась .Мол почему мой сын ушёл из школы . На улице лето , что ли ….и.т.д..

Действия учителя : но во первых был соблюдён температурный режим .

Во вторых незамедлительно был решён вопрос на месте с администрацией школы. Преподаватель задал вопрос : почему техперсонал вносит свои коррективы в образовательный процесс?

На что прозвучал ответ – зачем так рано приходят до ваших занятий ещё 2 часа.

В итоге завуч школы попросила не отправлять детей домой из школы , потому что мало ли чего. Если ребёнок пришёл – значит занятия вот - вот начнутся .

Так и решили, а Данил чуть позже вернулся в класс и про этот нюанс скоро все забыли.


  1. Дети как всегда собрались на занятия . А Вероника опоздала на немного. Но ничего страшного, прошла и приготовилась к уроку. На половине занятия преподаватель заметил, что Вероника всё таки какая то вялая? Но девочка уверяла, что всё хорошо. Преподаватель сходил в мед кабинет и принёс градусник. Оказалось, что у Вероники температура почти 38. Сразу же были извещены родители с просьбой прийти в школу и забрать ребёнка домой, после того как они посетят ФАП.



4.Во время проведения занятий у младшего подготовительной группы занятий, тема урока была ВОВ. Дети нарисовали поздравительные картинки солдатам, которые на фронте. И положили свои рисунки благополучно сушить на подоконнике. Но одной девочке Сони показалось мало просушки на солнце и она открыла окно и высунула руку с рисунком наружу. Рисунок конечно же выпал и был унесён ветром. София же в свою очередь, залезла с ногами на подоконник, что бы догнать рисунок. Но вовремя была остановлена педагогом.

Как хорошо, что класс находится на первом этаже. Но беседа в строгом формате была проведена со всем классом и родителями включительно.
 

Задания по теме 1.6. Инструментарий и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Цель: формирование умений осуществлять поиск, анализ и оценку  различных инструментов и методов профессиональной деятельности педагога дополнительного образования; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.


Задание 4. Вам необходимо выступить на методическом объединение педагогов дополнительного образования. Подготовьтесь к этому выступлению по следующим вопросам темы «Инструментарий и методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

1.Особенности инструментария педагога дополнительного  образования в области  изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

2. Диагностический инструмент педагога дополнительного  образования

3. Методы и методики психолого-педагогической диагностики

Ответ: В методическом багаже педагога значимое место занимают разнообразные методики: тесты, опросники, анкеты и др., т.е. формируется его специальный инструментарий.

Под инструментарием понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.

Инструментарий педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении. Содержание инструментария определяется основными функциями профессиональной деятельности педагога, к которым относятся:

- диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация и т.д.;

-организационная: организация педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в педагогической деятельности;

- прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании педагогических процессов конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов педагогической деятельности;

- управленческая: участие в управлении педагогическими процессами в учреждении дополнительного образования в целом;

- координационная: организация взаимодействия специалистов и служб по поводу оптимизации педагогического пространства и педагогического эффекта образования и воспитания.



Диагностический инструмент педагога включает как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют различные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты и т.д., что всегда имеется в наличии в учреждении дополнительного образования.

Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и педагогической интерпретации. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др.

В арсенале педагога («методическом портфеле») значительное место занимают именно диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Типовая технология решения конкретной педагогической проблемы включает следующие этапы:

1. Определение педагогической проблемы.

2.Ситуационный анализ: общее описание педагогической ситуации.

3. Определение педагогической стратегии –подготовка программы и рабочего плана деятельности.

4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.

5. Описание хода и результатов педагогической деятельности.

6. Разработка педагогической технологии.

7. Реализация педагогического проекта.

Диагностический инструментарий педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики, а также отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские кары учащихся и прочее.

Методы и методики психолого-педагогической диагностики позволяют изучить и оценить свойства индивидуальности учащегося, его родителей (опекунов), педагога, руководителей учреждения и представителей, сотрудничающих с учреждением организаций.

Метод – способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Для педагога дополнительного образования, реализующего цели и задачи педагогической деятельности, актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем.


А также использование мощных педагогических инструментов воспитания (труд, спорт, просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, коррекция, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.)).

В педагогической деятельности педагог дополнительного образования применяет разнообразные методы и методики, например:

- изучение и анализ литературы и документов;

- наблюдение;

- беседа (индивидуальная и групповая);

- моделирование и проектирование;

- эксперимент;

- опрос и анкетирование;

- социометрическое исследование;

- социологическое исследование;

- применение бланковых и аппаратурных текстов.

В контексте содержательной характеристики педагогической деятельности возможно деление имеющихся методов на: социально-педагогические исследования; методы социального обучения и воспитания; методы педагогической помощи.

 

Задание 5. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующие применение различных  инструментария и  методов в деятельности педагога дополнительного образования (не менее  3).

Обоснуйте, какие возможности ли педагог  дополнительного  образования, реализующий программы педагогической направленности, для использования разнообразных методов? Если да, то какие?

Ответ:

1. Для выявления социального статуса семьи, преподаватель предлагает родителям пройти анкету и ответить на вопросы о семье и взаимоотношениях в семье.(инкогнито ).Существует ряд тестов по рисунку , по которому можно понять на каком месте ребёнок находится в семье.

2. Для проверки знаний пройденного раздела обучения, преподаватель проводит с детьми тест, где им нужно выбрать правильные ответы.

3. В учебном заведении хотят провести анонимный опрос, на тему: «Что вам не хватает в учебном заведении?» (в плане интерьера). Так как дети открыто стесняются о чем то говорить, то анонимный опросник это очень хорошая идея.

4. Если подготовить детей и пообещать ,что их результаты не будут разглашены ,то возможно провести опросник по выявлению межличностных отношений между учениками .Возможно это облегчит работу учителя и он будет понимать в какой психологической атмосфере находится класс.

5. С таким же успехом можно узнать истинное тайное направление ребёнка в искусстве ,которое он стесняется рассказать взрослым.


 

Задание 6. На основе  материалов лекции и учебно–методических  пособий заполните таблицу «Методы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».

Название метода

Характеристика метода

Возможные ситуации  применения

Психологические

Психодиагностические: -тесты интеллекта и способностей; -личностные опросники; -тесты достижений; -проективные тесты; -рисуночные тесты; -социометрия.

Возможно применить если длительное врем наблюдать у ребёнка плохое настроение и самочувствие. Особенно это отражается на работе в ИЗО. И коммуникативности с другими детьми.

Педагогические

Организационные: -социально-педагогический эксперимент.

Применяется во время анализа итоговой работы по учебному плану. Своего рода – контрольная. Для личного контроля и понимания учителя к самому себе.

Психокоррекционные

-психогимнастика; -игровая коррекция; -игротерапия; -диагностический обучающий эксперимент; -социально-психологический тренинг.

В игровой форме создать детям какую либо проблему и посмотреть восприятие этой проблемы . Например : игра в клад .Спрятать клад ,приготовить карту и заранее заготовленные подсказки . Со стороны будет видно ,как дети отнесутся к этой проблеме, не прибегая помощи старших. Проследить логику ,мышление и.т.д…

Педагогическая диагностика

-педагогическое наблюдение; -естественный эксперимент.

Но это обыкновенный анамнез работы детей. И восприятие учебной программы. Конрольные ,тесты.

Методы психологического консультирования

Методы психологического консультирования: -эмпатическое слушание; -интерпретация; -идентификация; -фасилитация; -выдвижение гипотез.

Самая ,что ни на есть обыкновенная психологическая помощь .Возможно с применением социального педагога.

Обучения

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция); -наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником); -практические.

Применяется во время учебного процесса по программе предусмотренной ФГОСТ в области изобразительного и прикладного искусства.