Файл: Особенности состояния организма спортсмена в различные периоды спортивной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение

Глава 1. Особенности состояния организма спортсмена в различные периоды спортивной деятельности

1.1 Физиологические особенности организма в период утомления

1.2 Физиологические особенности организма в период восстановления

Глава 2. Средства, ускоряющие процессы восстановления в спорте

2.1 Педагогические средства

2.2 Психологические средства

2.3 Гигиенические средства

2.4 Медико-биологические средства

Выводы

Список использованной литературы

Введение

В современном спорте проблема восстановления так же важна, как сама тренировка, поскольку достичь высокого результата невозможно только за счет интенсивности нагрузок и увеличения объема. Получается, что методы восстановления и снятия утомления у спортсмена приобретают первостепенное и важное значение в современном мире. Характерной чертой современного спорта являются значительные по интенсивности и объему тренировочные нагрузки, предъявляющие высокие требования к организму спортсменов. Очень часто тренировочные занятия проводятся на фоне хронического утомления. Но все же поиск наиболее эффективных средств восстановления. Позволяет, это ведет к повышению возможностей организма. Чем скорее восстановление, тем больше возможностей у организма к выполнению последующих работ и выше его функциональная работоспособность и возможности. Здесь ясно, что восстановление - это незаменимая часть тренировочного процесса. Цель: изучить наилучшие средства, которые ускоряют процессы восстановления, применяемые в современном спорте.

Глава 1. Особенности состояния организма спортсмена в различные периоды спортивной деятельности

1.1 Физиологические особенности организма в период утомления Утомление - временное снижение работоспособности, которое вызвано предшествующей деятельностью. Проявляется в уменьшении выносливости и мышечной силе, в возрастании количества лишних и ошибочных действий, изменение ЧСС и дыхания, увеличение времени обработки поступающей информации, времени, артериального давления, зрительных и моторных реакций. При утомлении ослабевают процессы внимания, ослабляется настойчивость, выдержка, происходит снижение возможности мышления и памяти. Внешние проявления мышечного утомления. Данные проявления зависят от характера выполняемой физической нагрузки, индивидуальных особенностей спортсменов и особенностей внешней среды. Внешние проявления утомления которые встречаются в спорте : нарушение координации в движениях падение производительности работы спортсмена, чрезмерная потливость, одышка, покраснение кожи. Все это может привести к ухудшению работы органов, а также и расстройством координаций их деятельности. Изменение функций периферических органов, которое возникает после начала работы происходит в определенное время, в одних случаях до снижения работы исполнительных аппаратов и представляют профилактическое мероприятие, которое позволяет сохранить наибольшую эффективность работы спортсмена. Эти резервы частично используются человеком в экстренных случаях, например при спуртах, финишном ускорении. Иногда оно наступает из-за расстройства функции нервной системы, которое бывает при очень сильном утомлении. Ухудшение функции органов при работе, которое возникает в результате неполноценной нервного регулирования, может выявляться в различных формах. Во-первых, снижаются показатели работы различных органов и систем этих органов. Во-вторых, так как нарушается координация может наблюдаться наиболее высокая степень мобилизации функций органов. Это может выражается в меньшей экономности работы разных систем организма, а именно особенности при перерасчёте энергии которая затратилась на 1 кг веса, 1 м проходимой дистанции, на 1 единицу времени. Для того чтобы сохранить работоспособность периферических аппаратов, нервная система изменяет форму координации их деятельности, а это: заменять работу одних мышечных элементов другими, минимизировать глубину дыхания и т. п.[1, стр. 40] Состояние энергетических ресурсов и утомление. Утомление приводит к снижению работоспособности, но не смотря на это, оно также имеет важнейшее биологическое значение, так как является сигналом об истощении ресурсов организма. Снижение или прекращение деятельности сердца, желез внутренней секреции, скелетных мышц и других органов происходит при наличии ещё некоторого остатнего запаса энергетических веществ и др. Связано это с тем, что и полное и частичное, резкое снижение количество этих веществ вызывает перерождение, а иногда даже ведет к гибели клеток организма. Утомление возникает также при наличии достаточных резервов, приводящие к прекращению и снижению деятельности. [1, стр. 43] Роль эмоционального возбуждения при утомлении. Когда возникают эмоциональные состояния, существенно меняются воздействия нервной системы на ткани и органы. При положительных эмоциональных состояниях усиливается влияние через симпатические нервы. Также увеличивается секреция катехоламинов, а именно: норадреналина и адреналина. Повышение деятельности сeмпатоадреналовой системы провоцирует увеличение степени мобилизации энергетических ресурсов в органах и улучшает работу мышц. Также отрицательные эмоции могут ухудшать ряд функций организма, снижать работоспособность. Эмоциональные факторы играют существенную роль при стартах и на финише. Несмотря на симптомы утомления, спортсмен может увеличивать скорость движения. Таким образом, утомление это временный процесс и исчезает он через определенное время после прекращения работы, а именно во время отдыха. Внешние проявления мышечного утомления разнообразные. Они зависят от характера выполняемых упражнений, индивидуальных особенностей спортсмена и особенностей внешней среды. Эмоциональные факторы играют наиважнейшую роль. Поскольку в организме все проявления деятельности объясняются одновременным вовлечением в работу большого ряда органов и их систем.[2,стр.53]. Что касается физиологических особенностей в период восстановления, рассмотрим в следующем подглавии.


1.2 Физиологические особенности организма в период восстановления

Процессы восстановления. Мышечная деятельность, как мы знаем, сопровождается временным снижением работоспособности спортсмена. К концу работы, во время восстановления, приходит в норму внутренняя среда организма, восстанавливаются запасы энергии, в состояние рабочей готовности приходят различные функции. Все эти процессы обеспечивают восстановление работоспособности организма и помогают её временному увеличению. Увеличение работоспособности спортсмена в процессе тренировке зависит от интенсивности и объема нагрузок и от продолжительности интервала отдыха м/у выполнением физических упражнений. Следовательно, планирование занятий нужно проводить учитывая особенности процессов восстановления. Восстановительные процессы протекают непосредственно во время деятельности мышц, а именно: окислительные реакции, которые обеспечивают ресинтез химических веществ богатых энергией. Во время физических упражнений, процессы диссимиляции во многом преобладают над процессами ассимиляции. Только при длительной мышечной деятельности, которая характеризуется устойчивым состоянием, устанавливается равновесие, называемое динамическим, между ресинтезом и расщеплением химических веществ. Нарушение баланса этих реакций выражается при работе, чем резче, тем больше её мощность и тем меньше готов к ней человек. Период восстановления проходит волнообразно. В этом периоде существуют процессы ассимиляции, обеспечивающие пополнение израсходованных энергетических запасов. Сперва они начинают восстанавливаться до исходного уровня, а затем на определенное время становятся выше его (фаза суперкомпенсации) и снова понижаются.[3, стр.81] Фаза восстановления. Существуют ранние и поздние фазы. Ранние фазы приближаются к концу в течение нескольких мин., а после напряженных работ в течение нескольких часов. Так же после длительной и напряжённой деятельности мышц, начинают затягиваться поздние фазы восстановления, примерно на несколько суток. Если рассматривать уровень работоспособности организма в период восстановления, то различают: фазы повышенной и пониженной работоспособности. Первую можем наблюдать сразу же после окончания деятельности мышц. Дальше работоспособность начинает восстанавливаться и возрастая, становится выше исходной. Данный период имеет название ''фаза повышенной работоспособности''. Через определенное время после окончания деятельности мышц, работоспособность снова снижается до исходного уровня. Изменения по фазам работоспособности устанавливаются экспериментальным образом. Например, у тяжелоатлетов через одну минуту после поднимания штанги, "до отказа"(двумя руками), работоспособность спортсмена окажется сниженной примерно на 60%, если сравнивать с начальной величиной. На седьмой минуте она стала ниже на 10%. К двенадцатой минуте превысила изначальный уровень и осталась повышенной до двадцать пятой минуты. От особенностей выполненной работы и от тренированности человека, зависит продолжительность отдельных фаз восстановления.[3, cтр. 84]



Глава 2. Средства, ускоряющие процессы восстановления в спорте

2.1 Педагогические средства

Педагогические средства одни из основных средств так как, какие бы эффективные медико-биологические и психологические факторы ни применялись, рост спортивных результатов в спорте возможен лишь при правильном построении тренировки. Педагогические средства предусматривают результативное построение одного тренировочного занятия, которое способствует стимулу процессов восстановления, а также правильное построение тренировочной нагрузки на отдельных этапах тренировочного цикла и микроцикле. [4, стр. 102] Методические приемы построения тренировки, которые способствуют улучшению восстановительных процессов. . Увеличение объема тренировочных занятий с решением преимущественно одной задачи, которая связана с большой работой над развитием любого физического качества или усовершенствованием техники. В одном случае данный прием увеличивает физическую подготовленность, а в другом обеспечивает благоприятные условия для тяжелой работы и над совершенствованием спортивной техники. Также исключается неблагоприятное воздействие одного вида нагрузки на другой, которое присуще комплексной разработке тренировочного занятия. .Когда решается задача о специальной физической подготовки спортсмена, то используется микроциклы с применением той нагрузки, у которой одна преимущественная направленность. Данный прием позволяет получить высокий эффект в развитии физических качеств и увеличить силу тренирующих воздействий. .Концентрация нагрузок с одним направлением тренирующего воздействия на отдельных этапах подготовки. Данный прием должен обеспечивать глубокий адаптационный сдвиг в организме спортсмена, который необходим для долговременного и существенного повышения уровня специальной физической подготовки. Если использовать прием концентрации нагрузки на различных этапах, то это может обеспечивать возможное снижение ее общего годового объема. Место данного этапа нагрузки будет предусматриваться в соответствии со стандартом построения годичного цикла, а длительность этапа, будет определяется множеством объективных условий, рассмотренные ниже. . Разведение по времени концентрированных объемов нагрузки, разной преимущественной направленности. Все применяется c тем условием, чтобы избежать негативно-направленного взаимодействия их тренировочных эффектов. [5, Информационный ресурс] Таким образом, за место комплексно-организованной тренировки, спортсменам c высокой квалификацией целесообразно использовать сопряженные и последовательные системы организаций нагрузки. Последовательность в этом случае обозначает определенную очередность и порядок введения в тренировочный процесс объемов нагрузки с различной направленностью, с учетом планового наращивания специфичного тренирующего воздействия на спортивный организм. Сопряженность представляет собой преемственность в поочередности нагрузки, которая исходит из создания условий, при которых прошлые нагрузки обеспечивают благоприятный фон для увеличения тренирующего действия последующих. Что касается сопряженной и последовательной системы организации тренировочных нагрузок необходимо сказать следующее. Данная система не отрицает комплексность как обобщенный принцип физической подготовки спортсмена, а только развивает его с применением к требованиям тренировки спортсменов высокой квалификации и их условиям. В этом случае комплексность понимается и рассматривается не в параллельном или одномоментном, а в последовательном, и развернутом во времени выражении. Механизм тренировочного эффекта данного приема заключается в кумуляции следов от сменяющихся нагрузок различной направленности. Также, сопряженная и последовательная система должна предусматривать в качестве конечного результата гармоничное и равномерное усовершенствование основного показателя специальной подготовки спортсмена. Все это важно, так как на высшем уровне мастерства не возможно такого, когда одни спортсмены добьются результата с помощью более совершенной техники, а другие - за счет выносливости или силы и т. д. Специальные исследования показывают, что спортсменов экстракласса, отличает относительно равномерный и высокий уровень развития тех показателей, которые определяют спортивный успех. [ 6, информационный ресурс] Для самого рационального планирования тренировки в годичном цикле, важным значением будут являться представления о закономерности долговременных адаптаций организма к напряженной мышечной работе спортсмена. Под долговременной адаптацией понимают: относительную, устойчивую приспособленную морфофункциональную перестройку спортивного организма, внешним выражением и результатом которой выступает увеличение уровня его специфической работоспособности. Что касается современных исследований, то речь идет о том, что в каждый определенный момент организм спортсмена обладает текущим адаптационным резервом, а именно способностью перейти под влияниями тренирующего воздействия на новый, улучшенный уровень специальной работоспособности. Объем данного текущего адаптационного резерва организма ограничен. А это означает, что существует оптимальные сроки, в течение которых организму можно добавлять развивающие тренировочные нагрузки, и также пределы в объеме тренирующего воздействия, объективно необходимого для полноценнейшей реализации ТАР организма. А если задавать организму нагрузку меньше по объему, то ТАР не будет реализованным. Также если повысить их оптимальные пределы, то это может привести к перетренировке, ну а затем к патологии в организме. С ростом мастерства объем ТАР организма уменьшается и для реализации потребуется более сильные тренирующие воздействия. Вот почему, необходимо так подходить к выведению объема и организации, содержанию тренировочной нагрузки, чтоб обеспечивать полноценные реализации ТАР организма спортсмена и поднять его функциональные возможности на новейший, доступный для него уровень. [ 7, стр.77] Следовательно, полноценная реализация ТАР организма - это важнейший из критериев эффективности тренировочного процесса.


2.2 Психологические средства

Специально направленные психологические воздействия, обучение приёмам психорегулирующих тренировок осуществляют психологи с высокой квалификацией. Однако в спортивных школах востребуется роль тренера-преподавателя для управления свободным временем учащихся, и для снятия эмоционального напряжения. Данные факторы оказывают сильное влияние на течение и характер процессов восстановления. Условия деятельности в физическом воспитании спортсмена характеризуются: развитием моральных и физических сил; психическими и физическими напряжениями; соревновательным и предсоревновательным настроем; спортивными достижениями. С данными условиями нужно соблюдать режим воспитания спортсмена, а именно от юношей и до ветеранов. [8,стр 33] Методы соблюдения этих условий и непосредственных внедрений их в соревновательную жизнь. 1. Сравнительный метод. Используется для изучений психологических отличий в психических состояниях и процессов, особенностях личности спортсменов с условиями возраста, пола квалификации, а также условий соревнований и тренировки. . Комплексный метод. Метод, включающий в себя многостороннее изучение спортсменов с помощью множества методик. Можно привести пример: подготовка спортсмена с помощью гипнозов, самогипноза, а также возможности самостоятельной разработки спортивного питания и тренировочного плана для других. Метод составления программы тренировок применяется и начинающими, и более подготовленными спортсменами. . Метод самонаблюдения. Спортсмен должен сам устанавливать причины, по которым он определяет правильность и точность выполнения движения. . Метод "беседа" или "обсуждение". Здесь нужно очень четко знать насколько ваш подопечный готов психологически для любой беседы и какой подход подобрать к нему. По тактике, разговор должен быть недолгим и иметь свойственное и характерное направление для того, чтобы полностью раскрыть причину дискомфортного состояния спортсмена. Необходимо применить педагогический метод для того, чтобы поднять дух и психическую готовность при подготовке к соревнованиям и тренировках. . Метод "анализ". Это тот метод, где обязательно следует проводить заключительный итог общего психологического настроя вашего спортсменов, выявить ярких «положительных» лидеров, способствующие развитию и становлению морального и психологического климата. Необходимо также, дать возможность подопечным для самооценки и самопроявления, создавать рабочую обстановку в зале. Взаимодействие партнеров по команде - сотрудничество, предусматривающее различные формы деятельности: физическую взаимопомощь и.т.д. Эффективность взаимопонимания спортсменов зависит от психологического настроя в команде, от сложившихся личных отношений в команде, наличие лидеров (авторитетов), хорошо отработанных двигательных навыков. Важным значением для эффективной спортивной деятельности, имеет взаимодействие спортсмена и тренера. Тренер - это субъект управления, а спортсмен выступает в качестве объекта. В связи с этим, функция управления направлена на влияние тактических и технических действий спортсмена, в воздействии на его психическое поведение и состояние в целом. Управляющие воздействия тренера в совокупности с усилиями спортсмена выражаются в соревновательных действиях и изменениях в них, а также в динамике психического состояния спортсменов, во взаимной удовлетворенности между тренером и спортсменом, в результативности действии, главный критерий у которой - спортивное достижение. А.И. Леонтьев "Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидуумов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром". Можно привести пример с пауэрлифтингом. Состязания по этому виду спорта протекают именно "с глазу на глаз" штанги и спортсмена. Здесь преобладает моральная и психологическая подготовка. Что касается самых важных средств восстановления, то к ним относят: аутогенную тренировку и её классификация - внушённый сон, психорегулирующая тренировка, самовнушение. Большое влияние на психическое состояние у спортсмена оказывают условия в которых проводятся соревнования и тренировки, а также организация досуга и быта. Особое внимание специалисты уделяют возможности психорегулирующей тренировки, основанная на регулировании психического состояния спортсмена, использовании осознанного расслабления мышечной системы и воздействии спортсмена на функции своего же организма, посредством слова. После сильных психических и физических нагрузок для ускорения процесса восстановления, используется метод самопроизвольного мышечного расслабления, который основан на последовательном расслаблении более крупной мышечной группы. Применение данного метода хорошо воздействует на состояние нервно-мышечного аппарата и снижает возбудимость ЦНС. При необходимости быстрого восстановления сил в случае переутомления можно также прибегнуть к гипнотическому внушению: часто оно является наиболее действенным, а иногда единственным способом устранения явлений перенапряжения и переутомления. Если необходимо быстрое восстановление сил в процессе переутомления, то можно также использовать гипнотическое внушение: оно наиболее действенное, а иногда является единственным способом устранения перенапряжений и переутомления. Одним из главных направлений в использовании психологических средств управления и восстановления работоспособности является последовательное использование положительных стрессов, а в первую очередь правильно спланированных соревновательных и тренировочных нагрузок, а также ограждение от отрицательных стрессов. Чтобы правильно регулировать воздействия стрессов на спортсмена, необходимо, определить источник стрессов и симптомы спортсмена на стресс. Источники стрессов могут носит и общий характер - это уровень жизни, учёба, питание и работа, отношения с друзьями в семье, погода, состояние здоровья, cон и др., и специальный характер - это работоспособность на соревнованиях и тренировках, восстановление и утомляемость, состояние тактики и техники, потребность в отдыхе, интерес к активности и к занятиям, психологическая устойчивость, болезненные ощущения в мышцах и внутренних органах и др.Нужно учитывать, что при комплексном применении психологических процедур, их эффективность увеличивается. Комплекс воздействий с применением всех названных выше методов, оказывает огромное восстанавливающее влияние на организм спортсмена после напряжённой соревновательной и тренировочной деятельности. Не следует думать, что подготовка у спортсменов полностью зависит от психологов, тренеров, массажистов и врачей. Немаловажная роль и у самого спортсмена, ибо кто лучше него может знать его состояние. Думающий и постоянно анализирующий себя спортсмен, всегда может уловить еще ранние изменения в своей подготовке. Это касается и возможности спортсмена к саморегуляции. [ 8, cтр. 93]


2.3 Гигиенические средства спортсмена, утомление восстановление тренировка.

Гигиенические средства восстановления только детально разработаны. Эти требования связны с режимом дня, труда, учебных занятий, питания и отдыха. Также есть такое понятие как, соблюдение гигиенических правил к месту занятий, к бытовым помещениям и инвентарю (зала). Закаливание Закаливание организма система мер, которая повышает устойчивость организма к неблагоприятному воздействию климатических условий, выработке условных и рефлекторных реакций терморегуляций с целью её усовершенствования. Для того чтобы усовершенствовать организм, понадобятся длинные и систематические тренировки. Закаливание в спорте представляет особенную разновидность физической культуры, это важное звено во всей системе физического воспитания. Следовательно, закаливание - это определенная тренировка защитных сил организма спортсмена, подготовка к мобилизации. Для закаливания нужно использовать естественные факторы природы, такие как: воздух, вода и солнце. Данные факторы не только необходимы для жизни, но и способствуют изменять материальную организацию жизненных отправлений организма человека, а при некоторых условиях могут вызывать нарушение разных функций и стать источником заболеваний. Закалённый спортсмен может отличается тем, что даже долгое действие холодов не нарушает его температурный гомеостаз. У данного организма при охлаждениях уменьшатся процесс отдачи тепла и возникают такие механизмы, которые способствуют его выработке, также повышается обмен веществ, это обеспечивает хорошее протекание биохимических процессов и физиологических. У незакалённого человека, непродолжительное охлаждение уже нарушает процесс теплорегуляции, это ведёт к превышениям процессов теплоотдач над процессами теплопродукций, а это может сопровождаться сильным понижением температуры у тела. В этом случае будет активизироваться жизнедеятельность патогенных микроорганизмов и возникает заболевание. Закаливание также позволяет раскрывать все скрытые возможности человеческого организма и мобилизовать в определенный момент защитные силы, и этим устранить влияние на него плохих факторов внешней среды. Перестройка и регуляция терморегуляторной системы, которая направлена на увеличение возможностей человека, а именно противостоять действию факторам внешней среды путём более эффективного и быстрого включения всех звеньев, которые входят в систему терморегуляции. В данном процессе усовершенствуется координационная связь м/у отдельными функциональными системами организма, благодаря этому и достигается совершенное его приспособление к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание обязательно принесёт только положительный результат и только тогда, когда длительность действия закаливаний будет наращиваться постепенно. Следовательно, данный принцип определяет саму сущность закаливания. Постепенное приспособление организма спортсмена к различным температурным режимам. Данное начальное закаливание, это как обливание ледяной водой или снегом, купание в проруби принесет тяжелый вред здоровью. Переходы от менее сильных действий к сильным осуществляется постепенно, в связи с состоянием организма и видом его ответной реакций на применяемое воздействие. Это все нужно учитывать, при закаливании малышей и пожилых, а еще людей, которые страдают хроническими заболеваниями лёгких, сердца и желудочного и кишечного тракта. Длительное переохлаждение и внезапные, резкий переход от теплого к холодному, злоупотребление солнечным светом отрицательно сказываются на здоровье человека, особенно если он ещё не подготовлен к таким действиям. В начале процедур, у организма возникает ответная реакция со стороны сердечной и сосудистой системы, центральной нервной системы и дыхания. По мере многократного повторения данной процедуры, реакция на неё у организма слабеет, а продолжение её использование не будет оказывает эффекта закаливания. Тогда надо будет изменить длительность и силу воздействия закаливающей процедуры на организм. Из этого всего можно сделать вывод, что основной закаливания является последовательность. Изначально нужна предварительная тренировка организма. Сначала щадящими процедурами, например обтирание, ванна, а уж затем душ и обливание, при этом нужно соблюдать постепенное снижение температуры воды.[ 8, стр. 99-101] Восстановительные ванны Ванные процедуры, тоже являются неотъемлемой частью восстановления. Для восстановления работоспособности у спортсмена используются, газовые, пресные, минерально-хлоридные и ароматические. Теплые ванны 35-39° оказывают расслабляющее и успокаивающее действие, их могут назначать перед сном, после соревнований с большой нагрузкой или после тренировки, не чаще 2 раз в неделю. В наше время освоены выпуски растительных и восстановительных ванн на основе сухого экстракта растений. В том числе, очень широко стали использовать данные ванны, в составе которых лежит экстракты шалфея, солодки, овса, мяты, валерианы, сосны и даже кипариса. Минеральной основой является морская соль. Растительные и восстановительные ванны в основном применяют в комплексной терапии сердечной патологии, при нарушениях сна, легочных заболеваний и при различных нервных расстройствах, вегетативной дисфункции и климактерическом синдроме. Технология приготовления данных ванн: готовый пакет растворяют в воде ванн при 37-39°С, продолжительность процедуры около 20 минут, длительность этого курса определяется спортсменом индивидуально и составляет не менее 15 процедур. Режим дня. Для спортсмена, который посвятил свою жизнь спорту, режим это важный аспект и он практически не оставляет места для времяпровождения без цели. У спортсмена одна цель - высокий спортивный результат, и все это оценивается с точки зрения того, помогает оно достижению этого или не помогает. Соблюдение определенного режима, у спортсмена, является одной из составных частей подготовки. Когда составляется расписание тренировок, нужно понимать, что на 1ом месте в жизни любого человека стоит учеба и работа. Чтобы тренировка прошла успешно нужно обогащать себя энергией и питательными веществами. Самое эффективное, это проводить занятие м/у приемами пищи: начинать через 45 минут после 1ого приема и за 50-60 перед следующим приемом. Третьим не менее важным аспектом является режим приема пищи. Затрачивая свои внутренние резервы, нужно заботиться об их своевременном пополнении. Для этого нужно распределять свой рацион питания на 4-6 приемов пищи в день. [9, стр. 102, 105]