Файл: 2 Философия Аристотеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


  1. Введение………………………………………………………………………2




  1. Философия Аристотеля……………………………………………….…….4

Три уровня науки

Богословие


  1. Темы метафизики……………………………………………………..……..7

Субстанция

Первые сущности

Время

Движение


  1. Теория любви………………………………………………………….……11

Агапе

Эрос

Мания

Прагма


  1. Выводы………………………………………………………………………13




  1. Список литературы………………………………………………………..15


Введение

«…и справедливо быть признательным не только тем, чьи мнения мы можем разделить, но и тем, кто высказался более поверхностно: ведь и они в чем-то содействовали истине, упражняя до нас способность к познанию»

(Аристотель, Метафизика, Книга Вторая, Глава 1).

Первые философы (начиная с Демокрита) рассуждали о мудрости. Философ акцентировавший на этом наибольшее внимание был несомненно Аристотель.
Аристотель – древнегреческий философ. Любимый ученик Платона с 343 г. до н.э. – воспитатель Александра Македонского. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьезное влияние на развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Аристотель заявил что мир не разорван на материальное и духовное, а материальное и духовное находится в одном и том же предмете. Он вернул духовное в предмет и это, по мнению многих ученых и философов, явилось подвигом мышления.
Не лишним будет заметить что дошедшая до нас работа Метафизика Аристотеля была записана его учениками, это своего рода конспект, как утверждает в одной из своих лекций Андрей Зубов. О внутренней жизни Аристотеля мы можем узнать из его рукописей, в которых Аристотель обобщил все знания, которые были известны в то время. Он оставил их своему ученику Теофрасту, и далее рукописи передавались от одного руководителя Лицея к другому. И лишь Андроник Родосский впервые взялся опубликовать их для широкой публики. Главный труд Аристотеля – “Метафизика”, получил свое название от того, что Андроник поместил ее в своем издании после “Физики”.


Когда говорят об Аристотеле то сразу же вспоминают Платона. Ученые по разному в разное время говорили об отношении этих двух великих людей. Аристотеля называют неблагодарным учеником, по одной из версий он выгнал Платона из его Академии. Но Аристотель исходил из учений Платона и в самых важных моментах он следовал ему. Но он не продолжал его повторять, а на основании мыслей Платона развил свое собственное учение, переосмыслив своего учителя. Платон удивительно художественен, Аристотель же сух, логичен, в нем нет описательности, а есть лишь упоение понятиями. Аристотель увлечен естественными науками, он охватил многие науки, имеются работы о метеорологии, зоологии… Натура Аристотеля требовала все изучить, охватить все. Аристотель был глубоко верующим человеком, но если для Платона абсолютное это тайна, то для Аристотеля это первопринцип который необходим в его философской системе.

Философия Аристотеля
Все науки Аристотель делил на три уровня.
Первый уровень - теоретические науки (физика (познание природы), теология, математика) это науки не имеющие практического применения, они нужны только для познания истины, для него это высшая наука, высшее знание. Приведем подытоживающую формулировку из "Метафизики": "Физика занимается предметами, существующими самостоятельно, но предметы эти не лишены движения; у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи; что же касается первой философии, то она рассматривает и обособленные предметы, и неподвижные" (VI, 1, с. 108)
Второй уровень - практические науки (этика, эстетика, политика) науки ведущие к нравственному совершенству, по мнению Аристотеля. Они делают человека лучше, в этих науках есть практический смысл. Они охватывают область внешней, направленной вовне предметно-практической деятельности. Собственно практические науки имеют своей целью выработку общих, руководящих принципов, регулирующих поведение человека. Этика, в понимании Аристотеля, — это особая, практическая наука о добродетели, цель которой - научить человека, как стать счастливым. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности, решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.


Третий уровень - продуктивные науки (инженерное искусство, военное дело). Помимо теоретического и практического знания Аристотель выделил еще продуктивные дисциплины, которые, по его мнению, должны изучать творческую деятельность. К ним он относил поэзию, риторику, различные ремесла, в том числе технические знания. Через различение существенно отличающихся друг от друга видов деятельности Аристотель, по существу, установил различие между природой и культурой. Для природных объектов, которые исследуются теоретическими и практическими дисциплинами, не нужно вмешательство человека как в действующую, так и целевую причину процесса их развития. Культурные феномены требуют для своего изменения вмешательства человека в плане как действующей, так и конечной (целевой) причин, например, мрамор, который преобразуют в статую.
Культурные вещи связаны с человеческой творческой деятельностью. По отношению к ним можно говорить о создании того, что отсутствует в природе, но что оказывается полезным для человека, например, о производстве каких-либо механизмов, орудий труда. Можно также говорить и об имитации природы, создании копий существующего в ней – та же статуя, имитирующая человека или животное. Оба эти вида деятельности включаются в греческое понимание искусства – технэ (искусство, мастерство, умение), которым обозначалось все созданное человеком, включая произведения искусства.
В отличие от собственно опыта и ремесел возникающие затем наука и искусство представляют собой более высокую ступень познания, поскольку им присуще более общее и глубокое знание — знание причин всех явлений данного рода. Искусства и науки характеризуются знанием общего, в отличие от опыта и, в известном смысле, ремесел, представляющих собой знание единичных вещей. Однако, как справедливо отметил А. Ф. Лосев, согласно Аристотелю, «искусство (которое, повторяем, здесь пока еще не отличается от науки), обязательно есть совмещение общего и единичного. Общее здесь таково, что оно является принципом для понимания всего подпадающего под него единичного, а единичное здесь таково, что оно имеет значение не само по себе, но — лишь в свете своей соотнесенности со своим общим».
Вместе с тем Аристотель, подобно Платону, признает необходимость ремесел для существования социального целого. Разделяя народную массу на земледельцев, ремесленников и торговцев, он пишет: «Вторая составная часть государства — класс так называемых ремесленников, занимающийся ремеслами, без которых невозможно самое существование государства; из этих ремесел одни должны существовать в силу необходимости, другие служат для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь» . Таким образом, применяя термин ''Ti^vri" для обозначения науки, искусства и ремесла, Аристотель достаточно ясно и определенно отграничивает собственно ремесла как род технико-производственной деятельности, служащий целям пользы или же удовольствия, от науки и искусства в собственном смысле слова.

Богословие

Королевой всех наук Аристотель считал богословие, размышления о Боге. Это первая философия. Для нас, живущих в современном мире, мнение Аристотеля о том, что поддерживает вечное движение вселенной, звучит сказочно. Тем не менее интересно следить за рассуждениями, которые привели его к подтверждению существования нематериального и совершенного существа – Бога. Это рассуждение послужило моделью для более поздних мыслителей в их попытках доказать существование Бога – не в аристотелевском смысле, а в качестве Бога бытия, создавшего мир из ничего.
Понятие Бога как перводвигателя и понятие Бога как создателя похожи в трех отношениях: им присущи нематериальность, неизменность и совершенство божественного существа. Но Бог-перводвигатель Аристотеля служит только для бесконечности вселенной и ее вечного движения. Необходимость объяснить это привела Аристотеля к развитию его теории движения небесных тел и к понятию о перводвигателе как об окончательной причине их движений.
Понятие Бога как Создателя возникло из необходимости объяснить существование вселенной, так же как понятие Бога как перводвигателя зародилось в голове Аристотеля из-за потребности выявить причины вечности вселенной и ее вечного движения. Трудно определить, сложилось бы понимание Бога как Создателя в сознании последующих мыслителей Запада, если бы не первое предложение из Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю». Три основные религии Запада – христианство, ислам и иудаизм – считают это богооткровенной истиной.

Темы метафизики

Метафизика это надфизическая реальность. Темы метафизики - исследование первопричин, второе - познание бытия как такового, третье - наука о субстанции (ипостась (основание)). Аристотель вводит огромное количество новых терминов, например гражданское общество, этика, естествознание, экономика, организм… И постижение божественной субстанции. Аристотель не исследует предмет, а изучает его с помощью 4-х причин. Первый аспект - формальная причина, форма любой вещи, у Аристотеля форма намного важнее содержания. Далее материальная причина, то из чего состоит предмет. Третья это действующая причина - это действие которое создало предмет. Четвертая причина - цель, для чего. Аристотель классифицировал вещи о которых мы обычно не задумываемся. В вопросе «для чего?» и заложена финальная причина. В себе Аристотель видел финальную причину быть учителем. Для Аристотеля проблема бытия основная в его учении. Аристотель дает 4 категории бытия: бытие как таковое, бытие как акт и возможность, как совершившееся действие. Третья характеристика бытия - закономерность, как случайность и причинно-следственная связь. Четвертая категория - бытие как истина, тоесть любая лож - небытие, правда это всегда бытие. Совершая акты лжи мы
уничтожаем не только правду но и бытие, бытие мира. Категории бытия: ипостась (сущность), качество бытия, количество, отношение, действие (какие действия может осуществить предмет, страсть или страдание, место, время, владение, покой или движение.
Субстанция

Многие понятия, анализируемые философами, происходят из обыденного — или, по крайней мере, нефилософского — языка. Примерами тому могут быть «восприятие», «знание», «причинность», «сознание». Но понятие субстанции — это технический философский термин по существу. Его употребление в обыденном языке, как правило, опирается на философский смысл, часто искаженный. (Такие выражения, как «стоящий человек» (a person of substance) или «существенная причина» (a substantial reason), — это случаи такого употребления. «Незаконные субстанции» ближе к философскому употреблению, но не основному.) Определенное обыденное понятие имеется в виду, когда философы говорят о субстанции, и это, как мы увидим, понятие объекта или вещи, противопоставляемое свойствам или событиям. Но такие «индивидуальные субстанции» вне философии субстанциями никогда не называются.
Можно сказать, что есть два довольно различных пути описания философского понятия субстанции. Первый из них более общий. Философский термин «субстанция» соответствует греческому «усия», который означает «бытие», и был передан латинским словом «субстанция», которое означает «нечто, что лежит под или в основании вещей». Следовательно, в соответствии с таким общим пониманием, субстанции в определенной философской системе — это те вещи, которые, согласно этой системе, составляют основание реальности или являются фундаментальными сущностями. Так, для атомистов атомы — это субстанции, поскольку они являются базовыми сущностями, из которых все составлено. В системе Дэвида Юма впечатления и идеи — это субстанции, по той же причине. Несколько в другом ключе формы — это субстанции Платона, потому что все получает бытие из форм. При таком понимании «субстанции» любая реалистическая философская система признает существование субстанций. По-видимому, единственными теориями, которые их не признают, будут те формы логического позитивизма или прагматизма, которые считают онтологию предметом соглашения. С точки зрения этих теорий, реальных фактов о том, что является онтологически базовым, нет и ничто объективно не есть субстанция.