Файл: 2 Философия Аристотеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второе употребление понятия более специально. Согласно ему, субстанции — это особый вид базовых сущностей, и некоторые философские теории признают их, а некоторые нет. При таком употреблении впечатления и идеи Юма — это не субстанции, хотя они и являются кирпичиками (тем, что составляет «бытие») мира в его теории. С точки зрения такого понимания, насущный вопрос — являются ли базовые сущности субстанциями или чем-то другим, скажем событиями или свойствами, локализованными в пространстве и времени? Такое понятие субстанции происходит от интуитивного представления об индивидуальной вещи или объекте, отличаемых, как правило, от свойств и событий. Вопрос касается того, как нам следует трактовать понятие объекта и остается ли оно, в свете правильной трактовки, базовым понятием или таким, которое нужно описать в более фундаментальных терминах: можно ли считать объект, например, не чем иным, как связкой свойств или последовательностью событий.
Первые сущности

Учение Аристотеля в «Категориях» может быть с некоторыми упрощениями выражено таким образом. Первые сущности— это индивидуальные объекты, и их можно противопоставить всему остальному (вторым сущностям и другим предикатам), потому что они не могут быть предицированы или аттрибутированы чему-то другому.  Аристотель различает два вида предикатов, а именно «сказываемые о» и находящиеся «в» предмете. Интерпретации этих высказываний, как и в случае со многими важными вопросами философии Аристотеля, очень противоречивы, но полезно взглянуть на них так: «собака» сказывается о Фидо, потому что это характеризует его как целое. «Толстый» и прочее описываются как существующие в, потому что они подмечают конститутивные черты, о которых можно сказать, что они представляют собой — в логическом, не в физическом смысле — его часть, они «в нем». Фидо — индивид — не может быть атрибутировав чему-то другому.
Материалисты во времена Аристотеля утверждали что субстанция это только материя, материя это строительный материал, то из чего строится мир, его состав, наполнение. Платон и его последователи говорили что субстантивации это только Эйдос, только форма, Аристотель же говорит что субстанция это обязательное соединение, не оформленная основа субстанции. Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания — науки. Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он создал первую в истории систему логики — силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

Время

Наиболее обстоятельный анализ времени мы находим у Аристотеля в «Физике». Как и Платон, Аристотель исходит из предпосылки, что единое есть условие возможности множества. Однако, не признавая единое самостоятельной сущностью и не разделяя платоновское учение об идеях как сверхчувственных прообразах вещей, Аристотель ищет иной способ объяснить природу времени. В отличие от Платона он не рассматривает акт порождения времени и не соотносит время с надвременной вечностью; не принимает платоновское учение о создании космоса демиургом. Согласно Аристотелю, космос существовал всегда, он не имел начала и не будет иметь конца. Тем важнее для него предложить свое понимание времени и дать свою интерпретацию связи единства и множественности в нем. Поскольку Аристотелю принадлежит создание первой в Античности строго продуманной теории движения, необходимость определить, что такое время, была для него принципиальна: без этого нельзя объяснить понятие движения. Для Аристотеля Бог существует всегда, он вне времени. Это вечные категории.
Движение

Время определяет движение. Это вечная категория, мир движется во времени это постоянные категории бытия. Аристотель различал два состояния: движение и покой. Они были абсолютно разными по своей природе. Также он различал два типа движения: естественное и насильственное. Как мы уже объясняли, естественное движение проявляется в пяти элементах: воздухе, воде, земле, огне и эфире. Движение эфира, субстанции, из которой состоят небесные сферы, является вечным и круговым. Остальные элементы перемещаются по прямой линии вверх (воздух и огонь) и вниз (вода и земля). Таким образом, причина естественного движения — присущее каждому элементу стремление занять свое место и восстановить нарушенный порядок вещей. Как только элементы достигают своего места, то остаются в состоянии покоя.
Насильственное движение, напротив, происходит неестественным путем и отдаляет тело от принадлежащего ему места, например подброшенный камень, который летит вверх. Поскольку у всякого следствия есть причина, можно заключить, что насильственное движение всегда вызвано воздействием некой силы. Эта сила всегда проявляется при контакте источника движения и самого тела. По логике Аристотеля, не может существовать действия на расстоянии. Но движение реальных тел ставит под вопрос аристотелевскую теорию. Когда камень, подброшенный рукой, двигается вверх, в какой-то момент контакта между ним и рукой больше нет. Таким образом, возникает вопрос: как можно объяснить тот факт, что предмет продолжает двигаться по своей траектории? Аристотелю пришлось объяснить это тем, что сама среда, то есть воздух, передает импульс предмету: источник движения, рука, двигает камень вместе со слоями воздуха, которые его окружают, так, что они работают как новый источник и сообщают ему движение. Отсюда вытекает парадоксальный вывод, что среда не только оказывает сопротивление движению, но и является его источником.



Но вечное время и вечное движение лишь качество проявления, они не могут быть сами по себе, за ними, над ними должно быть то что дает начало движению во времени. Отсюда категория серводвигателя, движитель. То что само не подвижно но движет все. Движение и время существует благодаря первоначалу, оно неподвижно.

Теория любви
Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Аристотель
Современные исследователи полагают, что именно чувство к этой женщине заставило философа немало порассуждать о любви и прийти к выводу, что это светлое (а иногда и не очень) чувство бывает шести видов.
Агапе – жертвенная любовь.

Любящий человек в этом случае делает все, чтобы любимому было хорошо. Он готов отказаться от собственных привычек и амбиций, от карьеры и от желаний Он ничего не требует взамен за свое чувство, готов пожертвовать чем угодно ради предмета обожания. Прогноз на дальнейшие отношения может быть довольно позитивным, если тот, ради кого жертвуют, в состоянии оценить подарок, который преподнесла ему судьба. Или если он нуждается в родительской заботе и опеке.
Людус - любовь-игра

Ее фундамент - сексуальное влечение двух партнеров друг к другу. Такие отношения не предусматривают длительных ухаживаний и желания узнать друг друга поближе. «Вы привлекательны, я - чертовски привлекателен, так чего же время терять?» -- эта фраза очень точно иллюстрирует подобный вид любви. Забавная игра будет длиться до тех пор, пока один из партнеров любит другого. Как только эта игра ему надоест, и он найдет для себя что-то более увлекательное, все закончится.

Эрос - чувственная любовь

Она основана, прежде всего, на преданности и только потом уже на физическом влечении. Любовь-эрос предполагает, что кроме сексуального влечения партнеры испытывают друг к другу еще и нежные чувства, интересуются жизнью друг друга, мыслями и переживаниями. У этого вида любви возможна долгая жизнь.
Мания - любовь-одержимость

Как правило, строится на страсти и на ревности. Как он себя ведет. В центре любви такого мужчины не партнерша, а он сам. В результате он постоянно пытается самоутверждаться за счет других людей. Это может выражаться по-разному, но чаще всего - в форме банального бытового хамства или унижений «по пустякам». Такой мужчина будет неосознанно ждать всяких проблем в ваших отношениях, а если они не возникнут, сам их создаст. Например, ему перестанет нравиться, как вы моете посуду. Или вдруг он начнет придираться, что вы тратите слишком много денег. Такой мужчина ждет, что другой человек впадет от него в зависимость, считает, что женщина должна любить его только потому, что он с ней. Такой человек избегает любой рутины, скуки и привязанности. Он часто меняет друзей, места жительства, работы, скорее всего, не один раз был женат.

Прагма – рассудочная любовь

Человек выбирает себе партнера исходя из принципа «выгодно - не выгодно», любовь же не играет в этом случае абсолютно никакой роли. Если при знакомстве молодой человек (девушка) интересуется, какой марки у вас автомобиль, какого размера квартира и есть ли у вас дача, насторожитесь. Впрочем, если вы готовы мириться с такой ситуацией, ваш союз может продлиться долгие годы. Вот только страстей и искреннего обожания не ждите. И старайтесь заработать побольше денег! Ведь если однажды финансы запоют романсы, вместе с ними из вашей жизни уйдет и любовь.
Платон и Аристотель утверждали что Бог как совершенство как акт не имеет любви. Все земное стремится к Богу, Бог же не стремится, от совершенен и полон.

Выводы

Развив это учение о человеке, Аристотель переносит его результаты - по аналогии - на бога. Так как бог, по Аристотелю - наивысшая действительность, то бог есть ум. В этом уме необходимо различать активный и пассивный элементы. Активный элемент сказывается, когда мысль есть мысль деятельная. Но высшая деятельность мысли, по Аристотелю - деятельность созерцания. Стало быть, будучи умом и высшей действительностью, ум бога есть ум, вечно созерцающий. Что же он созерцает? Чтобы дать ответ на этот вопрос, Аристотель различает два вида деятельности. Человеческая деятельность может быть либо теоретической, либо практической. Теоретическая направлена на познание, практическая - на достижение целей, находящихся вне самого деятеля и его деятельности.
Метафизика Аристотеля развивает основные идеи сущностей как основ причинности, то есть причина, это начало чего угодно, читай одна из первооснов, высказанных мыслителем – цель существующего. Классифицируя умозрительное знание, Аристотель делит его на философию, математику и теологию. А самым достоверным знанием называет основанное на чувстве, то есть ощущении материальных объектов, то есть, метафизика Аристотеля - это объективный рационализм в своём исконном учении. А материальные формы сущностей мыслитель делит на отделённые мыслью и познаваемые чувственно как они есть.
Далее Аристотель рассуждает о вопросах единства и частного, где общее, в том числе и сущности, ставит под сомнение. А также размышляет о формах движения, временности и постоянства – бесконечности и конечности. А свои выводы Аристотель сводит к теологической метафизике с понятием «нус», или божественном движителе, который сам остаётся неизменным и статичным, но влияет на каждую первопричину и сущность в организационном стремлении к благу всего и порядку в всём. Далее мыслитель рассуждает о сути уничтожимости, смерти и принципиальной теоретической вечности и возвращается к причинности движения. Сущность Аристотель дополняет понятиями качество и количество, отношение и страдание, место и действие. В ходе этих изысканий Аристотель приходит в своей метафизике к выводу, лежащему в поле логики – имея возможность и положенную всему сущностную причину (цель), всякое становится действительностью, то есть из сущего с возможностью движется в сущее с действительностью. А всё, что подвержено изменению – материально. В последнем томе в связи с недавним выводом Аристотель критикует эйдосы Платона, называя из множащими реальность и аргументируя это тем, что вечные эйдосы не могут нормально отражать суть временного материального.



Давая общую характеристику философского творчества Аристотеля, историк философии А. Швеглер тонко подметил: «В руках Аристотеля философия потеряла свой национальный эллинский характер и сделалась общечеловеческим достоянием… Философия Аристотеля – это царство наблюдения и трезвой мысли. Он оставил стремление Платона отыскать единство бытия и с любовью стал присматриваться к бесконечному разнообразию окружающих явлений. Его занимали не идеи, а все конкретное и в природе, и в истории, и в окружающем мире».

По Аристотелю, мысль божественного перводвигателя есть мысль теоретическая. Если бы его мысль была практической, то она должна была бы полагать свою цель не в себе, а в чем-то ином, внешнем. Такая мысль не была бы мыслью самодовлеющей, она была бы ограниченна. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это - космологическое доказательство бытия бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин. Абсолютное начало всякого движения - божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Учение это - учение объективного идеализма и вместе с тем теология. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом, Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и формы, а основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

Аристотель оставляет за собой множество вопросов. Это не значит что его философия вопросительна сама по себе. Каждый человек как личность, как отдельная душа и сознание, осознав и применив форму философии Аристотеля зарождает в себе вопросы что само по себе ценно. Так как пока человек живет в сознании, в полноценности, он задает вопросы, нет вопросов нет человека как общее духовное понятие. Систематизирование вопросов о сущности, о бытии по Аристотелю позволяет систематизировать свою жизнь, желание, действия, отдавая полный отчет всему происходящему. Аристотель несомненно подвел человеческое сознание к теории божественного бытия, без чего невозможно понять мир.