Файл: Судоустройства России до 60х годов xix в определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной.

Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняе- мый не имел права на защиту.

Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недо- вольство даже привилегированных сословий (не только буржуазии, но и дворянства)'. В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены следующие документы, составившие в целом судебную реформу:

1) Учреждения судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судебная реформа 1864 г. провозгласила буржуазные принципы су- доустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед су- дом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций.

  • Земские управы - исполнительные органы, избиравшиеся на земских соб-

раниях.

200

' Волокита и бюрократизм принимали ужасающий характер. По свидетель- ству В.О. Ключевского, в 1842 г. министр юстиции представил императору от- чет, в котором значилось, что в судебном производстве насчитывалось 33 млн. незаконченных дел (см.: Ключевский В.О. Соч. Т. V "Курс русской истории". М.: изд. Соц. экон. литературы, 1958. С. 271). 201

Реформа вводила многие институты буржуазного процесса: отделе- ние предварительного следствия от суда; устность и гласность процесса;

участие в процессе обвинения и защиты; равенство сторон, признание подсудимого невиновным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказана его виновность (презумпция невиновности); ликвидацию фор- мальной оценки доказательств и введение принципа свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела; апелляцию и кассацию. Но законодательство судебной реформы и тем более судеб- ная практика знали многочисленные изъятия из указанных принципов.


Судебная система состояла из мировых и общих судебных органов.

Местными судебными органами были мировые судьи и съезды миро- вых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и действовали в специальных участках. Кандидат в мировые судьи должен был отвечать целому ряду требований (иметь образование или стаж службы на определенных должностях, отвечать довольно высокому имущественному цензу и др.). Список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, заме- чание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест на срок не свыше »3 месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года . По гра- жданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.

Дела в мировом суде начинались по жалобе частных лиц, по сооб- щениям полицейских и других административных органов, по усмотре- нию самого мирового судьи. Предварительное расследование велось по- лицией.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс бьш уст- ным и публичным, допускалось участие поверенных.

Мировые судьи округа2 образовывали съезд мировых судей, являв- шихся апелляционной3 инстанцией для участковых мировых судов.

' Мировым судам были, например, подсудны дела о неисполнении законных распоряжений, требований, постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорблении полицейских и других служащих административных или судебных органов; о нарушении благочиния во время богослужения и т.п. (См. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1984 г.).

2 По судебной реформе 1864 г. создавались специальные судебные округа, которые не должны были территориально совпадать с губерниями.

3 Апелляционный порядок обжалования судебных приговоров и решений предусматривал рассмотрение дела заново, по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения.

202

В число общих судебных органов входили окружные суды и судеб- ные палаты. Окружные суды создавались в специальных судебных ок- ругах и состояли из назначаемых императором по представлению мини- стра юстиции председателя и членов. Для замещения этих судебных должностей надо было отвечать целому ряду требований (иметь соот-

ветствующее образование, стаж работы, соответствовать классово- политическим требованиям; как правило, председателями и членами окружных судов были представители дворянского сословия).

Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двух частей — коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менее трех ко- ронных судей (председатель и два члена).

Окружным судам были подсудны все (за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировых судов. Дела о преступ- лениях, за которые в законе были установлены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния1, рассматривались ок- ружным судом с присяжными заседателями.

Окружным судам были подсудны все иски, не подлежавшие рас- смотрению в мировых судах (т.е. более 500 руб.).

Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи, которые должны были действовать в тесном контакте с полицией. Судебный следователь мог поручить поли- ции производство дознания, сбор необходимых сведений.

Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными ко- миссиями, во главе которых стоял предводитель дворянства, и утвер- ждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу2, цензу оседлости и другим требованиям. Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты.

Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (т.е. рабочие и др.), в списки не вносятся.

В соответствии с утвержденным губернатором общим списком при- сяжных заседателей составлялись годовой и месячный списки. Предсе- датель окружного суда составлял сессионный список присяжных заседа-

Все уголовные и значительная часть исправительных наказаний по Уложе- нию о наказаниях уголовных и исправительных включали лишение или ограни- чение прав состояния (ст. 19, 34).

Имущественный ценз был достаточно велик. Надо было владеть землей не менее 100 десятин или другим недвижимым имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать жалованье либо доход от 200 до 500 руб. в год. 203


телей. Такой сложный подбор присяжных заседателей обеспечивал уча- стие в суде благонамеренных и в основном состоятельных людей. Роль присяжных заседателей была довольно ограниченной: председатель суда должен был сформулировать и поставить перед ними вопрос о виновно- сти подсудимого, а присяжные должны были ответить на вопросы ко- ронного суда (т.е. вынести так называемый вердикт о виновности или невиновности подсудимого). Вопрос о наказании решался коронным судом.

Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей счи- тался окончательным и мог быть обжалован (или опротестован проку- рором) только в кассационном порядке. Закон подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и их равенст- во в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки (суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению, основанному на обстоятельствах дела). Обвинение в суде поддерживал прокурор, защиту осуществлял или сам подсудимый, или защитник (присяжный или частный поверенный).

В окружном суде в большей мере, нежели в других судебных местах России, соблюдались принципы введенного реформой процесса .

Следующей судебной инстанцией быта судебная палата. Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний. Они состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего по делам о госу- дарственных и должностных преступлениях, некоторых преступлениях против порядка управления. К ведению судебной палаты были отнесены и некоторые преступления против веры. Производство дознания по го- сударственным преступлениям велось, как правило, жандармерией, предварительное следствие - одним из членов судебной палаты. Для рассмотрения указанных дел судебной палатой в качестве первой ин- станции к членам уголовного департамента присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, один из городских голов и один из волостных старшин, т.е. сословные представители .

' Несмотря на определенный подбор присяжных, окружные суды иногда принимали решения, противоречившие официальной политике (например, оп- равдательный приговор по делу Веры Засулич).


2 Введение сословных представителей являлось существенным пережитком феодально-сословной судебной системы. 204

Над всеми судебными органами России стоял Сенат - орган, форми- руемый по указу императора.

Сенат являлся верховным кассационным1 судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям, совер- шенным высокопоставленными сановниками). В 1872 г. при Сенате бы- ло учреждено "Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах", в состав которого кроме сенаторов вошли назначаемые императором сословные предста- вители (предводитель дворянства, городской голова и волостной стар- шина)2. Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного со- вета и членов Сената под председательством председателя Государст- венного совета.

Кроме местных и общих судов в России существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью. Судебная реформа 1864 г. по-новому определила систему и права прокуратуры. Прокуратура, возглавляемая генерал-прокурором, состояла при общих судебных органах и Сенате. На нее возлагались обязанности осуще- ствления надзора за судом, следствием и местами заключения, участия в качестве стороны в процессе. Прокурорские должности замещались из лиц, отвечавших требованиям особой политической благонадежно- сти.

Судебной реформой учреждались адвокатура3 - для защиты обви- няемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сто- рон в гражданском процессе и нотариат - для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и т.д. Судебная реформа не изменила по- ложение волостного суда - сословного суда для крестьян, находившего- ся под контролем местной администрации.

В национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не была проведена совсем, или же была осуществлена с большими изъ- ятиями (не вводился, например, суд присяжных, мировые судьи не изби- рались, а назначались).

Кассацией назывался пересмотр дела с целью проверки соответствия су- дебных решений и приговоров нормам права (пересмотра дела по существу не производилось).