Файл: Рекомендации по формированию логических ууд посредством применения приёмов анализа художественного произведения на уроках литературного чтения для студентов и учителей начальных классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации по формированию логических УУД посредством применения приёмов анализа художественного произведения на уроках литературного чтения для студентов и учителей начальных классов
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.
Учитывая проведенную работу и результаты исследования, которые мы анализировали выше, можно порекомендовать студентам и учителям следующее:
1. Нужно подбирать приёмы анализа текста в соответствии с возрастом детей и особенностями класса. Обучающиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание произведения; они воспринимают героев и текст, прежде всего, на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно» и т.д. Читатель 6-8 лет не осознаёт, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому их затрудняет выявление авторской позиции и выражение собственного мнения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствия содержания и формы произведения. Ученики 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж значительнее, и уже отработаны некоторые текстовые умения, освоен литературный материал, который может быть ими сознательно обобщён.
2. При формировании познавательных УУД на уроках литературного чтения учитель должен подбирать и составлять такие задания, которые будут направленны, прежде всего, на формирование логических мыслительных операций:
• анализ содержания текста и установление причинно-следственных связей;
• сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по типу текста;
• обоснование своих суждений при помощи вопросов: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста»;
• извлечение информации из схем, иллюстраций, текстов;
• представление информации в виде визуальной, схематичной модели;
• умение на основе анализа объектов делать выводы;
• обобщение и классификация по признакам;
• ориентация в тексте, книге;
• поиск ответов на вопросы и др.
3. Система работы над художественным произведением в классе должна быть очень чёткой, все компоненты урока продуманы и логично выстроены в зависимости от типа читаемого текста, вида его анализа, который выбирает учитель (стилистический, проблемный, пообразный или композиционный). Беседа по рассказу должна быть продумана до мелочей, здесь, на наш взгляд, также нужно соблюдать некоторые правила:
• удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся;
• вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т.е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос;
• нужно стремиться к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было не очень много, их назначение в том, чтобы направить внимание детей на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить интерес к проблеме и чувства школьников, вызвать живой обмен мнениями;
• нельзя забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному, типа: «Что вам хочется сказать об этой сказке (рассказе, басне...)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?»;
• нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями, они должны не перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищам, отстаивать свою позицию;
• при выполнении в процессе анализа (и синтеза) самостоятельных заданий детям удобнее работать с карандашом в руках, это помогает лучше организовать работу над текстом, на страницах учебника выполняются нужные пометы, после урока следы карандаша легко удаляются с помощью ластика;
• у детей младшего школьного возраста в силу их наивного восприятия и недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного. Поэтому нужно особенно стремиться к постоянному использованию при анализе разнообразных видов работы, которые опираются на конкретно-образное мышление детей.
Соблюдая данные рекомендации, как нам кажется, можно улучшить уровень сформированности УУД на уроках литературного чтения, развивать навыки анализа текста, повысить читательский интерес и качество обучения.