Файл: Российская академия государственной службы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г.Ижевске
Кафедра

Допустить к защите

Зав.кафедрой

«»2004 г.
Местное самоуправление в России:

история, современность, перспективы

Дипломная работа







Научный руководитель


Консультант



Ижевск, 2004

Содержание





Содержание 2

Введение 3

1. Теоретические основы местного самоуправления 11

2. Становление местного самоуправления в России 13

3. Становление местного самоуправления в современной России 34

Заключение 76

Список литературы 79


Введение



Фактически свершившийся в декабре 1991 года распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности, падение союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

При этом приходилось одновременно строить новое государство, выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремления ряда субъектов Российской Федерации к «суверенитету» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы его государственного устройства в условиях современных преобразований – перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.


Процесс этот идет в очень сложных условиях, ибо до сих пор не умолкают споры о целесообразности института местного самоуправления. Правилен ли сам путь, по которому пошло самоуправление в России? При этом практика реализации Закона о местном самоуправлении настолько неисчерпаема, что может снабдить материалами самые диаметральные позиции.

Вот почему крайне необходимо изучение опыта российской государственности, в том числе и практики местного управления и самоуправления.

В почтенных западных демократиях потребовалось более полутора веков на то, чтобы закаленная в огне антифеодальных революций емкая формула: местное самоуправление есть власть местного населения в делах местного значения, осуществляемая гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти, - обросла плотью реальной практики.

В США, к примеру, еще в конце XIX века, а в некоторых местностях и много позже в местном самоуправлении безраздельно господствовали мощные партийные машины демократической и республиканской партий. Муниципальные посты раздавались их сторонникам как куски пирога, а коррумпированность местных чиновников была притчей во языцех. И все же в конечном счете победило упорство широких демократических движений за модернизацию и оздоровление местного самоуправления.

Учет опыта современных муниципальных систем, безусловно, может значительно сократить сроки реализации соответствующих российских реформ. Что касается России, то здесь идее и практике местного самоуправления приходилось особенно трудно. Тот живой опыт земства, который был разработан в XIX веке, был отвергнут после октября 1917 года.

На этой исторической развилке на семь десятилетий разошлись пути советского государства и западных демократий в устройстве власти на местах. Разумеется, западный опыт нельзя идеализировать и, тем не менее, Российское местное самоуправление хотя и медленно, но движется по указателям, принятым в Европейским сообществом, а именно Хартии местного самоуправления.

Целью настоящей работы является анализ основных этапов становления местного самоуправления в России, а также дать анализ правовых основ и фактического состояния муниципальных образований в Российской Федерации на современном этапе.



Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-государственников, правоведов и практиков, нормативные, правовые и законодательные акты.

В первой главе дипломной работы рассмотрены некоторые ключевые аспекты формирования института местного самоуправления.

Во первых, это общедемократический аспект, связанный с территориальным распространением и развитием общедемократических реформ и становлением институтов гражданского общества.

Во вторых - политический аспект, связанный с определением роли местного самоуправления в системе разделения и взаимодействия властей.

Наконец, финансово-экономический аспект, определяющий реальные возможности местного самоуправления, его влияние на социально–экономические условия жизни.

Во второй главе автор анализирует исторический опыт МСУ в России, его сильные и слабые стороны. В третьей главе поставлена задача рассмотреть некоторые аспекты деятельности органов МСУ.

Основным объектом исследования являются муниципальные образования Ижевска и Воткинска, и прежде всего, проблема правовой неурегулированности взаимоотношений на уровне республики и муниципальных образований. При изучении поставленной проблемы автор использовал текущие архивы Госсовета УР, Администраций Ижевска и Воткинска.

Ключевым исходным методологическим положением является вывод ученых начала XIX века о том, что ни в одну эпоху российской истории устройство местного самоуправления не обходилось без участия представителей самого местного населения, однако характер и формы этого участия постепенно изменялись. По мере развития государственной жизни, усложнения государственных потребностей и формирования правового сознания в общественных и правительственных кругах участие населения становилось все более оформленным и самостоятельным. Великие реформы 60-80-х годов XIX века (земская реформа 1864 г.), отмена крепостного права положили начало утверждению местного самоуправления на основе начал правопорядка.

Вторым компонентом структуры методологии стала «История государственного управления в России» являются принципы исследования основных закономерностей возникновения и развития российской государственности на разных ее этапах. Применяются и общенаучные методы, такие, как исторический, логический, проблемный, используются специально-исторические периодизации. Используется и классовый подход для характеристики позиции государства и государственных деятелей, особенно в условиях раскола населения на противоборствующие группировки. Применяется формационная теория как один из равноправных вариантов трактовки развития общества, дополненная цивилизационным подходом, что нашло свое выражение в освещении государственного управления – прежде всего как управленческой деятельности людей – незаурядных государственных деятелей, сыгравших большую роль в ее истории. В этом ряду Петр I, Александр I, II, М.М.Сперанский, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин. Таким образом, история российской государственности рассматривается в известном смысле и как одна из форм деятельности человека.


Историк вправе использовать любой теоретический инструментарий для анализа исторического материала, если он дает объективное научное знание1. По А.С.Ахицеру, например, такой методологической исходной категорией, которая дает ключ к ретроспективному анализу особенностей отечественной истории, является категория раскола России (язычники – православные, старообряды – люди новой веры, славянофилы – западники, самодержавие – дума, аппарат власти Временного правительства – аппарат власти Советов и т.д.)2.

В науке идет методологическая революция – уходят старые понятия, многие из которых были привнесены в исследования из огня трех революций и двух мировых войн.

На пороге XXI века они заменяются общепринятыми в мировой науке академическими понятиями, однако процесс этот еще нельзя признать завершенным. Понятия и категории, как известно, помогают сделать необходимые обобщения, закрепить достигнутые положения и выводы, перейти от эмпирических знаний к теоретическим.

Центральной в методологии данной работы является категория государственного управления как целенаправленного организующего и регулирующего воздействия на общественные процессы. Государственное управление – это целенаправленные действия государственных действий государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений). Определение понятия власти как воплощения политического господства и средства осуществления политики через систему государственных органов1, поражает простотой и ясностью. Однако при внимательном рассмотрении категории «власть» она становится проблематичной.

Государственная власть – центральное понятие истории государственного управления в России. Без объяснения понятия власти как вводного методологического мы не можем эффективно судить о действиях российских политиков, доверять им, поддерживать их или осуждать, ибо понятие власть напрямую связано с такими производными категориями, как «ответственность», «способность», «возможность». Уникальность власти в обществе состоит в том, что ее концепция рассматривается с точки зрения морали. Обладание человека властью – это осознание им моральной ответственности.

При всей особенности российского самодержавного государства, заключающейся в тоталитарной направленности власти с XV по XX вв., прежде всего (по причине борьбы с монголо-татарским игом и степной угрозой) ее понимание связано и с замером действий не только по результатам ее, но и законом моральной ответственности и коммуникативности.


Российский опыт не включает, как известно, традиции гражданского общества. В отечественной истории цементирующую роль всегда играло государство, а политическое управление доминировало над экономическим. Традиционно довлеющими были в России позиции политико-административной элиты.

Научное освещение истории российской государственности начинается с XVIII века, когда знания о прошлом, содержавшиеся ранее в форме разрозненных сведений, начали систематизироваться и обобщаться. Историческая наука освобождалась от божественного промысла и получила все более реалистическое объяснение.

Первый научный труд по истории России принадлежал В.Н.Татищеву. «История Российская с самых древнейших времен» в пяти томах освещала историю России. В.Н.Татищев впервые сформулировал государственную схему отечественной истории, выделив несколько ее этапов: «единовластительства» (от Рюрика до Мстислава – 862-1132 гг) через «аристократию удельного периода» (1132-1462 гг) к восстановлению монархии при Иоанне Великом III (1462-1505 гг.) и укреплению ее при Петре I в начале XVIII столетия1.

М.В.Ломоносов – автор ряда трудов по русской истории, в которых он положил начало борьбы против мормонской теории образования древнерусского государства. Он доказал древность племени «русь», предшествовавшего призванию Рюрика, показал исконность поселений славян в Восточной Европе.

Первый конституционный труд по истории Российского государства принадлежал Н.М. Карамзину. Центральная идея труда Карамзина: самодержавное правление - наилучшая форма государственности для России. Карамзин выдвинул идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалиями, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием». В своем труде ученый выделил шесть периодов:

  1. введение монархической власти;

  2. угасание самодержавия;

  3. гибель Русского государства и постепенное возрождение России

  4. утверждение самодержавия;

  5. восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию;

  6. смутное время.

С.М.Соловьев – автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного капитального труда «История России с древнейших времен». Принцип его исследования – историзм. Он не делит историю России на периоды, а соединяет их, рассматривает развитие России и Западной Европы в единстве.

В 50-х годах XIX в. сложилась государственная (юридическая) школа в русской историографии. Она